Рабочая программа по курсу «Занимательная математика»
рабочая программа

Шестернина Лилия Валентиновна

"Математику уже затем надо учить, что она ум в порядок приводит" Ломоносов.Математика уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей логического мышления, памяти,речи, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx47.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа № 20

РАССМОТРЕНО

Школьным методическим объединением

Руководитель

___________/____________/

Протокол №_____от__________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/___________

«____»_________ 20___

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол №____от______

УТВЕРЖДАЮ

Директор    МБОУ                СОШ № 20

___________/_________

Приказ №_____от_________

Рабочая программа

по курсу «Занимательная математика»

_____________________________________________

(название предмета)

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

на 2019 – 2020 учебный год

1 -4  Класс

       

             Автор-составитель:

              Фамилия Шестернина

                                                                                                          Имя        Лилия

              Отчество Валентиновна  

                                                      учитель начальных классов ,              

высшей категории

                     

Темиртау

2017

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………….

2.Содержание учебного предмета…………………………………………………………..

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы………………………………………………………………………………………………

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  •  читать и записывать римские числа;

  • читать и записывать большие числа;

  • пользоваться приёмами быстрого счёта;

  • решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

  • использовать различные приёмы при решении логических задач;

  • решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

  • решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы;

  • выполнять проектные работы.

  • и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Учащиеся должны знать:

  • старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов; – названия больших чисел;

  • свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства – приёмы быстрого счёта;

  • методы решения логических задач;

  • свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

Учащиеся должны уметь

Метапредметные

    Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
  • развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

        2.     Содержание учебного предмета

Курс «Заниматика» для начальной школы — курс интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Арифметический блок

  • Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее).
  • Отношения. Названия и последовательность чисел от 1 до 1000.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

  • Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).
  • Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

  • Решение и составление ребусов, содержащих числа.

  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.

  • Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой.

  • Занимательные задания с римскими цифрами.

  • Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Блок логических и занимательных задач

  • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

  • Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в

  • таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи.

  • Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание.

  • Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
  • Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

  • Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

  • Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + КОЛА = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

  • Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи.

  • Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.

Геометрический блок

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 > IV, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

  • Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.
  • Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Универсальные учебные действия

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 > IV и другие, указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из развёрток.

  • Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

  • данном случае для проверки уровня усвоения обучающимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • занятия-испытания;

  • математические конкурсы, КВН, турниры, олимпиады;
  • выпуск математических газет.

Рекомендуемая структура занятия

  • ОРЕШКИ ДЛЯ УМА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

  • ИГРАЙ, ДА ДЕЛО ЗНАЙ (тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

  • КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью любого занятия. Чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

  • СМЕКАЙ, РЕШАЙ, УЧИСЬ (15-20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того чтобы обучающиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов.

  • ЗАДАЧИ ПРОФЕССОРА МАКОНГУРУ. (5-10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.

  • ИССЛЕДУЙ, ПРОЕКТИРУЙ, ТВОРИ (10-15 минут). На этом этапе ребятам предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи обучающимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

  • ЗАГАДКИ ВЕСЁЛОГО КАРАНДАША (волшебные картинки) (10-20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания,

наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера. При выполнении этих заданий у ребёнка вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность. В результате аккуратной и кропотливой работы ребёнок видит превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий в осмысленное и яркое изображение, что вызывает дополнительный интерес к заданию. Усложнение математических примеров, изобразительных композиций и увеличение количества используемых цветов происходит плавно и равномерно, снижая тем самым порог трудности для ребёнка. Важным является и то обстоятельство, что подобная техника работы развивает у ребёнка различные области руки, предплечья, пальцев и так далее. Тонкая графическая работа со сложным рисунком способствует лучшей координации движений кисти руки, большей свободе и раскованности всего локтевого сустава



Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы

 

№п/п

Содержание программного материала

Количество часов

        1класс

1-2

Удивительная страна

2

Город Закономерностей - 12 часов

3-4

Аллея Признаков

2

5-6

Порядковый проспект

2

7-8

Улица Волшебного квадрата

2

9-10

В космической лаборатории

2

11-12

Художественная площадь

2

13-14

Испытание в городе Закономерностей

2

15-16

Город  Загадочных чисел -16 часов

15-16

Улица Загадальная

2

17-18

Цифровой проезд

2

19-20

Числовая улица

2

21-22

Заколдованный переулок

2

23-24

Улица Магическая

2

25-26

Вычислительны й проезд

2

27-28

Переулок Доминошек

2

29-30

Испытание в городе Загадочных чисел

2

Город Логических рассуждений  - 14 часов

31-32

Улица Высказываний

2

33-34

Улица Правдолюбов и Лжецов

2

35-36

Отрицательный Переулок

2

37-38

Проспект Логических задач

2

39-40

Проспект Логических задач

2

41-42

Проспект Логических задач

2

43-44

Испытание в городе Логических Рассуждений

2

Город Занимательных задач  -14 часов

45-46

Улица Величинская

2

47-48

Временной Переулок

2

49-50

Улица Сказочная

2

51-52

Хитровский Переулок

2

52-54

Смекалистая Улица

2

55-56

Смекалистая Улица

2

57-58

Испытание в городе Занимательных Задач

2

Город Геометрических превращений -8 часа

59-60

Фигурный Проспект

2

61-62

Зеркальный Переулок

2

63-64

Художественная Улица

2

65-66

Математический конкурс «Умники и умницы »

2



Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы

№п/п

Содержание программного материала

Количество часов

                                                      2класс

Город Загадочных чисел -14 часов

1-2

Улица Ребусовая

2

3-4

Заколдованный переулок

2

5-6

Цифровой поезд

2

7-8

Числовая улица

2

9-10

Вычислительный проезд

2

11-12

Вычислительный проезд

2

13-14

Испытание в городе Загадочных чисел. В цирке.

2

Город Закономерностей -16часов

15-16

Улица Шифровальная

2

17-18

Координатная площадь

2

19-20

Порядковый проспект

2

21-22

Порядковый проспект

2

23-24

Порядковый проспект

2

25-26

Улица Волшебного квадрата

2

27-28

Улица Магическая

2

29-30

Испытание в городе Закономерностей. Сыщики

2

Город Геометрических превращений -12 часов

31-32

Конструкторский проезд

2

33-34

Фигурный проспект

2

35-36

Конструкторский проезд

2

37-38

Зеркальный переулок

2

39-40

Художественная улица

2

41-42

Испытание в городе Геометрических превращений. Сказки зимы

2

Город Логических  рассуждений -16часов

43-44

Улица Высказываний

2

45-46

Улица Правдолюбов и Лжецов

2

47-48

Отрицательный переулок

2

49-50

Улица Сказочная

2

51-52

Площадь Множеств

2

52-54

Пересечение улиц. Перекресток

2

55-56

Проспект Логических задач

2

57-58

Испытание в городе Логических рассуждений. Веселый поезд

2

Город Занимательных задач -10часа

59-60

Улица Величинская

2

61-62

Смекалистая улица

2

62-64

Денежный бульвар

2

65-66

Торговый центр

2

67-68

Математический конкурс «Сказочная страна»

2


Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы

№п/п

Содержание программного материала

Количество часов

                                            3класс

Город Закономерностей  14часов

1-2

Порядковый проспект

2

3-4

Порядковый проспект

2

5-6

Улица Шифровальная

2

7-8

Порядковый проспект

2

9-10

Порядковый проспект

2

11-12

Порядковый проспект

2

13-14

Испытание в Городе Закономерностей «По морям, по волнам…»

2

Город Загадочных чисел – 16 часов

15-16

Улица Ребусовая

2

17-18

Улица Ребусовая

2

19-20

Вычислительный проезд

2

21-22

Вычислительный проезд

2

23-24

Улица Магическая

2

25-26

Порядковый проспект

2

27-28

Цифровой проезд

2

29-30

Испытание в городе Загадочных чисел «Сказка ложь, да в ней намёк…»

2

Город Логических рассуждений – 14 часов

31-32

Улица Высказываний

2

33-34

Проспект Умозаключений

2

35-36

Проспект Логических задач

2

37-38

Площадь множеств

2

39-40

Проспект Логических задач

2

41-42

Проспект Комбинаторных задач

2

43-44

Испытание в городе Логических рассуждений «Там на неведомых дорожках…»

2

Город Занимательных задач – 16 часов

45-46

Семейная магистраль

2

47-48

Временной переулок

2

49-50

Денежный бульвар

2

51-52

Улица Величинская

2

52-54

Улица Величинская

2

55-56

Смекалистая улица

2

57-58

Хитровский переулок

2

59-60

Испытание в городе Занимательных задач «В рыцарском замке»

2

Город Геометрических превращений – 8 часа

61-62

Конструкторский проезд

2

63-64

Конструкторский проезд

2

65-66

Окружная улица

2

67-68

Художественная улица

2

      Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы

                             

№п/п

Содержание программного материала

Количество часов

                                          4класс

Различные системы счисления – 8 часа

1-2

Греческая и римская нумерация

2

3-4

Индийская и арабская система счисления

2

5-6

Древнерусская система счисления

2

7-8

Эти удивительные числа

2

Числовые головоломки – 10 часов

9-10

Числовые ребусы

2

11-12

Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач

2

13-14

Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана

2

15-16

Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик

2

17-18

Арифметическая викторина

2

Геометрические фигуры – 10 часов

19-20

Треугольник, задачи с треугольниками

2

21-22

Четырехугольники. Геометрические головоломки

2

23-24

Решение топологических задач. Пентамино

2

25-26

Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации

2

27-28

Симметрия. Симметрия в природе. Осевая симметрия. Поворотная симметрия

2

Логические задачи – 6 часа

29-30

Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание

2

31-32

Задачи на сравнение и на равновесие

2

33-34

Задачи с многовариантными решениями

2

Признаки умножения и делимости- 8 часа

35-36

Признаки умножения. Комбинаторное правило умножения

2

37-38

Признаки делимости чисел на 2,3,5,9,11

2

39-40

Признаки делимости чисел на 4,6,8

2

41-42

Признаки делимости чисел на 25 и разрядную единицу

2

Решение занимательных задач – 10 часов

43-44

Старинные задачи. Решение шуточных задач

2

45-46

Решение задач методом от противного

2

47-48

Задачи на движение

2

49-50

Задачи со сказочным сюжетом

2

51-52

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

2

Гимнастика для ума – 16 часов

53-54

Комбинаторные задачи

2

55-56

Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками

2

57-58

Принцип Дирихле и его применение при решении задач

2

59-60

Круги Эйлера-Венна. Решение задач

2

61-62

Магический квадрат, математические ребусы, математические трюки и фокусы

2

63-64

Классификация, группировка, исключение лишнего

2

65-66

Числовые ряды, закономерности, аналогия

2

67-68

Интерактивная игра «Математическая мозаика»

2







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс

Рабочая программа  курса «Занимательная математика » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...

Рабочая программа курса "Занимательная Математика" 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса...

Рабочая программа курса "Занимательная математика".

Рабочая программа предназначена для использования во внеурочной деятельности по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности". Учащиеся начальных классов совершат увлекательное путешестивие в с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Программа курса  «Занимательная математика» составлена на основе Основной Образовательной Программы Начального Общего Образования МБОУ « СОШ № 2», в соответствии с рекомендациями Примерной програ...

Рабочая программа курса "Занимательная математика" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса "Занимательная математика" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса «Занимательная математика» 1-4 класс

   Программа  «Занимательная  математика»  рассчитана   на  ребят  7-11  лет,  срок  реализации  4  года (1-4 к...