ПМ 03. ПК 3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Цуцман Татьяна Борисовна

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...»

(С. Соловейчик)

Работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное - кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.

Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования - организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. Школа и семья - от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.

Ссылки на педагогические ситуации:

https://www.youtube.com/watch?v=imKlsW91_7g

https://www.youtube.com/watch?v=-YIiEel_Uu8

https://www.youtube.com/watch?v=7_jv7SepowE

https://www.youtube.com/watch?v=eU6qCNN7YUc

https://www.youtube.com/watch?v=dkOcF4PUirY

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

С РОДИТЕЛЯМИ         УЧАЩИХСЯ

Перспективный план работы классного руководителя

с родителями составлен на весь период обучения

в начальной школе (с 1 по 4 класс)

 

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

  Необходимо восстановить с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.

В  системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

 

 

        

Содержание сотрудничества  с родителями включает следующие направления:

-психолого-педагогическое просвещение родителей;

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

-участие родителей в совместной с детьми деятельности.

Сроки

проведения

МЕРОПРИЯТИЯ

   

Класс

Сентябрь

(с 1 по 10)

(с 10 по 20)

в течение месяца

1.Организация питания учащихся (сбор и оформление документов на питание)

2.Обеспеченность учащихся учебниками, школьной формой.

3.Род. собрание « Особенности организации обучения в 1 классе. Режим дня. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. ТБ, ППБ и правила поведения в школе».

4. Род. собрание «Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить»

4. Занятость учащихся во внеурочное время  (работа с родителями по вовлечению учащихся в кружки, секции, ГПД, на консультации и факультативы)

5. Выбор родительских комитетов.

6. Посещение семей учащихся на дому (жилищно-бытовые условия, рабочее место учащегося, морально-психологический климат в семье)

7. Диагностика уровня толерантности в семье.

8.Организация индивидуальных занятий у логопеда.

1-4

1-4

1

2

1-4

1-4

1-4

1-4

1

Октябрь

(в конце 1

четверти)

(по итогам

четверти, постоянно в течение года)

1 раз в четверть

1.Родительские  собрания:

- « Итоги 1-й четверти. Трудности адаптации первоклассников к школе»

-« Итоги 1-й четверти. Первые уроки школьной отметки»

-« Итоги 1-й четверти. Трудовое воспитание»

-« Итоги 1-й четверти. Развитие личностных качеств ребёнка»

2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .

4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

5. День открытых дверей.

1

2

3

4

1-4

1-4

1-4

1-4

Ноябрь

постоянно

1.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

3.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

4.Встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи.

5. Переписка с родителями.

6.Диагностика «Здоровье сбережение детей»

7.Родительский лекторий «Меры профилактики энтеровирусных инфекций» ( с приглашением мед. работника)

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

Декабрь

(в конце 2 четверти)

Постоянно

Систематически ( в течение четырёх лет)

1.Род. собрания:

-« Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному  поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.

Как помочь ребёнку стать внимательным»

-« Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному  поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.

 Наказание и поощрение в семье: за и против»

- «Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасно поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.

Мой ребёнок становится трудным…»

- «Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному  поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.

Поговорим о дружбе»

2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .

4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

5.Традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону ( особенно о достижениях)

6. Участие родителей в жизни класса

(выступление на классных часах, подготовка сюрпризов, организации экскурсий, вечеров отдыха…)

1

2

3

4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

Январь

В течение года.

1.Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания.

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

3.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

4. Оказание материальной поддержки малообеспеченным, многодетным семьям в рамках городских акций.

1-4

1-4

1-4

1-4

Февраль

1.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .

3.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

1-4

1-4

1-4

Март

(в конце 3 четверти)

1.Род.собрания:

-« Итоги 3 четверти. Наши права и обязанности»

- «Итоги 3 четверти. Детская агрессия»

- «Итоги 3 четверти. Искусство любить детей!»

- « Итоги 3 четверти. Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников»

2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

1

2

3

4

1-4

Апрель

В течение года

1.Организация летнего отдыха учащихся (сбор документов на летние площадки)

2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

5.Приглашение родителей в школу (по мере необходимости)

1-4

Май

В течение года

        

1.Организация приобретения учебников и школьной формы на новый учебный год.

2.Род.собрания

« Итоги года. Занятость учащихся летом. Соблюдение учащимися ТБ, ПДД, ППБ на летних каникулах».

-«Перелистывая страницы учебного года…»

- «Праздники и будни нашей жизни»

- «Творчество и воображение ребёнка»

3.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

4.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .

5.Рейды в семьи учащихся.

6.Собрание родителей будущих первоклассников.

1-4

1-4

1

2

3

1-4

1-4

1-4



Предварительный просмотр:

8.Тематика родительских собраний на 2018/2019 гг.

Работа с родителями

  1. Привлекать родителей к уборке, оформлению классного помещения.
  2. Привлекать родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий:
  • Организация экскурсий.
  • Организация и проведение новогоднего праздника
  • Посещение театров – в течение года

3.Проводить работу по сплачиванию родительского коллектива

месяц

название

сентябрь

Организация учебной и внеучебной деятельности учащихся 4 класса в новом учебном году. 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников.

Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании.

Организация горячего питания.

Профилактика витаминной недостаточности.

О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Я – исследователь.

1) Знакомство с организацией учебного процесса.

2) Дать рекомендации о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

3) Формирование у родителей потребностей в организации правильного питания, как одной из составляющих здорового образа жизни, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.

6) Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение правил ПДД – самое главное для сохранения и здоровья их детей на улице.

7) Продолжить с родителями и детьми выполнение проектной деятельности.

октябрь

Дети глазами родителей, родители глазами детей.

1) Дать рекомендации родителям, как предупредить ошибки в  воспитании детей

2) Повышение правовой культуры родителей.

3) Показать родителям, как сформировать у младших школьников ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.

декабрь

О родных и близких людях с любовью.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.

Результаты полугодия.

Профилактика простудных заболеваний.

1) Раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей.

2) Дать рекомендации по формированию настоящего авторитета родителей.

3) Ознакомить родителей с основными мерами профилактики вирусных заболеваний в семьях с детьми.

4) Помочь родителям осознать личную ответственность за здоровье своих детей. 

5) Научить родителей базовым правилам профилактики и умению вовремя отметить начало болезни у ребенка, принять первые доврачебные меры.

март

Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

О любви к живому.

1) Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

2) Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов.

3) Вовлечь родителей в школьную жизнь их детей.

4) Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка.

5) Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

6) Способствовать формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

май

Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»

Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.

Школьные каникулы.

Как провести летний отдых с пользой.

1) Сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного возраста и среднего звена.

2) Педагогическое просвещение родителей.

3) Объяснить родителям, что хорошо проведённое лето – это залог прекрасного настроения и бодрости на следующий учебный год.

        




Предварительный просмотр:

Правила посещения школы родителями

Общие правила:

1.1. Вход родителям и другим лицам в школу разрешен по предварительной договоренности с администрацией или педагогами школы (за исключением утреннего сопровождения родителями ребенка в школу с целью помочь переодеться).

1.2. Для встречи с кем-либо из работников школы необходимо: предварительно договориться (по телефону или через дневник (записку, переданную через ребенка) и т.п.) о времени и месте встречи; на вахте школы зарегистрировать свой приход: назвать ФИО, предъявив документ, удостоверяющий личность, цель прихода, имя работника школы, с которым запланирована встреча; помните, что встречи с учителями возможны во внеурочное время.

1.3. Вход в школу без предварительной договоренности разрешен в следующих случаях: в часы приема администрации школы; родительские собрания, дни открытых дверей, праздничные мероприятия, в экстренных случаях (только в сопровождении работника школы)

1.4. При посещении школы необходимо иметь сменную обувь или бахилы. Обращаем Ваше внимание на необходимость снять верхнюю одежду.

Правила посещения школы родителями (законными представителями) и другими лицами.

1. Общие правила.

  1. Посещение образовательного учреждения разрешено по предварительной договоренности с администрацией или педагогами школы.
  2. О назначенных встречах работники школы сообщают заранее службе охраны в письменном виде.
  3. Классные руководители 1-9 классов обязаны предварительно информировать администрацию и дежурного охранника о классных родительских собраниях, заседаниях родительского комитетов и др. мероприятиях, связанных с присутствием посторонних лиц, с обязательной записью в журнале учета посещений.
  4. Учителя начальной школы доводят до сведения родителей порядок окончания учебного дня, организованно одевают детей и провожают их к выходу из школы.
  5. Родители, приводящие детей в школу или пришедшие с целью забрать ребенка после уроков, посещения дополнительные занятия (секции, кружки, факультативы) ожидают детей в холле 1 этажа у вахты.

  1. При посещении школы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
  • нарушать общественный порядок;
  • приносить с собой огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное оружие, пиротехнику, специальные средства защиты, наркотические вещества;
  • приносить с собой и распивать спиртные напитки, курить;
  • препятствовать работе персонала школы, учебному процессу;
  • приводить с собой животных;
  • торговать и заниматься рекламной деятельностью.
  1. Сотрудники школы вправе удалить посетителя из школы и прилегающей территории в случаях:
  • нарушения общественного порядка и безопасности на объекте;
  • бесцельного нахождения на прилегающей к школе территории и создания препятствий нормальной жизнедеятельности объекта;
  • посягательства на сохранность имущества, находящегося в помещении школы и на прилегающей территории;
  • некорректного отношения к работникам и ученикам школы;
  • когда посетитель не контролирует свои действия, создаёт конфликтные ситуации, своим поведением оскорбляет честь и достоинство других посетителей;
  1. Все вопросы экстренного порядка решает дежурный администратор.

2. Правила поведения в школе родителями.

  1. Вход родителям в школу разрешен по предварительной договоренности с администрацией или педагогами школы.
  2. Для встречи с кем-либо из работников школы необходимо:
  • предварительно договориться о времени и месте встречи;
  • прийти в школу в назначенное время с документом, удостоверяющим личность;
  • обратиться к вахтеру и зарегистрировать свой приход: назвать ФИО, цель прихода, имя работника школы, с которым запланирована встреча, представить документ, удостоверяющий личность.

3. В случае незапланированного прихода в школу родителей, дежурный выясняет цель их прихода, регистрирует приход, уведомляет работника школы о визите и пропускает в школу только в сопровождении работника школы, который подтверждает личность родителя.

! Помните, что встречи с учителями возможны только после учебного процесса!

Запрещено вызывать учителей и обучающихся с урока!



Предварительный просмотр:

Литература, необходимая классному руководителю

1. Заботы и радости классного руководителя. / Дружинин И.Н. - М., 1978. - 262 с.

2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 144 с.

3. Классное руководство: теория, методика, технология / Щуркова Н.Е. - М. : Пед. общество России, 1999. - 222 с.

4. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие / Под редакцией М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 280 с.

5. Классный руководитель. / Болдырев Н.И. - М., 1978. - 271 с.

6. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя / Черноусова Ф. П. - М. - Педагогический поиск, 2004. - 160 с.

7. Организация и планирование воспитательной работы в школе / Гуткина Л.Д. - М. : Педагогический поиск, 2001. - 160 с.

8. План работы с классным коллективом и родителями учащихся / И.В. Вегерина // Классный руководитель. - 2005. - №6. - С. 8-21

9. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред.

В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993.- С. 539

10. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 192 с.

11. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. - М.: высшее образование, 2006. - 206 с.

12. Школа и семья: конфронтация, или нежный союз / Н.Е. Щуркова // Классный руководитель. - 2004. - №7. - С. 8 - 18.

13. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. Пособие / Под ред. С.И. Петреевской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120 с.

14. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. - 304

15. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1980. - 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

План работы с родителями на 2018-2019 учебный год 1 класс....

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями....

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями...

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями....

ПМ 03. ПК 3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

Список методической литературы для планирования работы с родителями.План работы классного руководителя с родительским комитетом класса.Ссылки видеороликовПлан работы классного руководителя с родителям...

ПМ 03. ПК 3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

      Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от  взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихс...