Программа по внеурочной деятельности «Эврика», 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Лучкова Татьяна Алексеевна

Рабочая программа по курсу «Эврика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) для начальной школы  на основе программы «Учись учиться» Е.В. Языкановой, с использованием   методического пособия Е.В.Языкановой  «Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). – Москва: Экзамен, 2013 год и  на основе ООПНОО МАОУ СОШ № 31.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий направленных на  формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.

Программа составлена для учащихся 3 класса. Программа реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.  

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6._evrika_3_klasss.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Эврика»

Рабочая программа по курсу «Эврика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) для начальной школы  на основе программы «Учись учиться» Е.В. Языкановой, с использованием   методического пособия Е.В.Языкановой  «Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). – Москва: Экзамен, 2013 год и  на основе ООПНОО МАОУ СОШ № 31.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий направленных на  формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.

Программа составлена для учащихся 3 класса. Программа реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.  

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

  Курс развивающих занятий нацелен на решение задач интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  •  углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
  •  формирование и развитие логического мышления;
  •  развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
  •  развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
  •  развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
  • развитие речи и словарного запаса учащихся;
  • развитие быстроты реакции.
  • формирование положительной мотивации к учению.
  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
  • формирование умения работать в группе

Курс нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.

        Основные принципы, на которых построена программа:

1Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.

Раздел 1. Планируемые  результаты

Первый уровень – развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, пространственного восприятия); создание психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких психологических качеств и умений, без которых учебная деятельность не может осуществляться успешно (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя.  Достигается во взаимодействии с педагогом  

Второй уровень – формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т. е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане в группе и в парах. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).  

Третий уровень – школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче, рефлексии, т.е. умению осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки. Осознанное участие в интеллектуальных конкурсах. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.  

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- увеличить скорость и гибкость мышления

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- сравнивать предметы, понятия;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Раздел 2. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение в программу

Занятие 1.1 Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1.2 Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия.

Занятие 1. Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2. Упражнения на развитие  зрительной памяти. «Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,

Занятие 3. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 4. Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. «Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».

Занятие 5. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 6. Упражнения на развитие внимания. «Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».

Занятие 7. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции».

Занятие 8. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».

Занятие 9. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание».

Занятие 10. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни».

Занятие 11. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай внимание», «Выбери два главных слова».

Занятие 12.  Упражнения на установление связи между понятиями. «Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».

Занятие 13.  Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 14.  Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания. «Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 15. Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. «Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

Занятие 16. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов»,

Занятие 17.  Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».

Занятие 18. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 19. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 20.  Упражнения на установления связи между понятиями. «Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 21.  Упражнения на развитие логического мышления. «Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 22.  Упражнения на развитие зрительной памяти. «Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».

Занятие 23.  Упражнения на развитие зрительной памяти. «Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки».

Занятие 24.  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 25.  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово».

Занятие 26.  Упражнения на развитие логического мышления. «Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 27.  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память».

Занятие 28.  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.  «Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

Занятие 29.  Упражнения на развитие логического мышления. «Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 30. Упражнения  на развитие ассоциативного мышления. «Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».

Раздел 3. Подведение итогов.

Занятие 1.  Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 2.  Выставка-конкурс «Лучшая книга».

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительномоторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.    

Раздел 3. Содержание учебного предмета

Разделы

Количество часов

Раздел 1. Введение в программу

2 часа

Раздел 2. Развивающие занятия

30 часов

Раздел 3. Подведение итогов.

2 часа

Всего:

34 часа

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Эврика"

Тематика заданий

Кол-во часов

Дата

        Раздел 1. Вводный

1

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

1

2

Начальная диагностика и тестирование.

1

Раздел 2. Развивающие занятия

3

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

1

4

Упражнения на развитие  зрительной памяти.  

1

5

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

6

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

1

7

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

8

Упражнения на развитие внимания.

1

9

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

10

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

11

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

12

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

13

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

14

Упражнения на установление связи между понятиями.

1

15

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

16

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

1

17

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

1

18

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

19

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

20

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

21

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

22

Упражнения на установления связи между понятиями.

1

23

Упражнения на развитие логического мышления.

1

24

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

25

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

26

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

27

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

28

Упражнения на развитие логического мышления.

1

29

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

30

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

31

Упражнения на развитие логического мышления.

1

32

Упражнения  на развитие ассоциативного мышления.

1

Раздел 3. Подведение итогов

33

Итоговая диагностика и тестирование.

1

34

Выставка-конкурс «Лучшая книга».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности ГРАМОТЕЙКА. 2 класс.

Цели программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала по русскому языку, содействовать развитию речи детей, воспитывать у них интерес к предмету....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "ЭВРИКА"

НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эврика»

Рабочая программа по курсу   «Эврика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) для начальной школы...

Программа по внеурочной деятельности "Эврика"

Программа позволяет учащимся  ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение ...