Конспект внеурочного занятия "Сложные слова"
план-конспект занятия (3 класс)

Цели:

  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала;
  • научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные –о, -е в сложных словах, т.е. решать учебную задачу;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova.docx71.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА:

«СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Новикова Анжелика Евгеньевна

Апрель, 2020 год

Цели:

  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала;
  • научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные –о, -е в сложных словах, т.е. решать учебную задачу;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;
  • развивать практические умения: работать с алгоритмами, опорными схемами;
  • развивать память, внимание, речь учащихся;
  • создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету.

Оборудование:

  • схема-карта для каждого учащегося;
  • карточки с заданиями;
  • модель урока на доске;
  • разноцветные специальные карточки для учащихся;
  • предметные картинки.

Ход занятия.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Знакомство с эпиграфом занятия.

«Российскому патриоту любой подвиг в охоту» - это эпиграф нашего занятия.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Кого можно назвать патриотом? (Того, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине)

- О каком подвиге идёт речь? (Защита Родины, труд, знание истории, культуры, народных традиций)

- Сегодня очень много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом своей Родины. Ведь только тогда страна становится могучей, крепкой.

Родина – это не только страна. Что ещё можно назвать Родиной? (Город, дом).

Сегодня на занятии мы поговорим и о Родине, и о труде, и о доме.

Работа предстоит серьёзная. Настроение должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.

  1. Моделирование урока.

- Сегодня занятие – исследование. Вот модель нашего занятия.

Научиться исследовать – это значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение занятия вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. (Учащиеся получают маршрутные листы).

Маршрутный лист.

Отлично (красный) – кр.  Сомневаюсь (жёлтый) – ж. Не получается (синий) – с.

  1. Актуализация новых знаний.

- Прочитайте записанные на доске слова:

домик

домработница

домище

дом

- Что можно сказать об этих существительных? (однокоренные, сущ., м/ж. р., ед.ч., одуш/неодуш., нариц/собств.)

- Какое слово лишнее? (Домработница)

- Почему? (Т.к. сложное, состоит из двух основ)

Учащиеся выходят к доске, выделяют основы.

- Зачитайте значение слова «сложный». Какое понятие относится к нашей теме? (Состоящий из нескольких элементов, частей).

- Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня. Тема занятия – Сложные слова.

- Оцените свою работу на данном этапе.

- Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной записи?

                                                 хозяйка

дом                                          сед

                                                 владелец

(Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы).

Вывод – проблема.

-Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова?

-Какова цель занятия? (Узнать, как нужно соединить две основы. Чтобы получилось сложное слово).

- Как решать эту проблему? (Провести наблюдение – исследование)

- Оцените, насколько хорошо вы поняли цель занятия.

-Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

                                       (Пылесос)

Стоит толстячок,

Подбочивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит.

                                            (Самовар)

Он отлично варит кашу,

У него особый дар.

Кто нас кормит кашей с маслом?

Ну, конечно, …                (кашевар)

Снова солнце печёт сильно,

Снова солнечный денёк.

Назовите сложным словом:

«Печёт солнце» - ……  (солнцепёк)

- Расскажите, как вы исследовали слова.

- Какой вывод можно сделать?

- Что соединяет основы? (Чтобы получились сложные слова, нужны соединительные гласные)

-Обратите внимание на запись.

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

                                                О                                    Е    

-Когда пишется о? е?

- Давайте отдохнём, а потом составим алгоритм наших действий для определения соединительных гласных в сложных словах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритм)

-РАБОТАЕМ В ПАРАХ.

-С чего начнём? Какой итог будет первым? Что делаем затем? (Все шаги обозначаем на карточках, которые вывешиваются на доску)

___________________...?_______________________

___________________...?_______________________

______О______      _______Е_______

-Сформулируйте правило, когда пишется соединительная гласная О, когда – Е.

-Вернёмся к словам, которые создали проблему в начале занятия. Объясните их написание.

-Проверим, как вы поняли основное правило урока.

- Почему мы использовали слова, связанные с нашим домом? (Это малая родина)

- Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки страны, туда, где люди совершают свой трудовой подвиг.

РАБОТАЕМ В ГРУППАХ.

- Выберите, в какую отрасль производства вы бы хотели отправиться.

1. Животноводство.

2. Растениеводство.

3. Градостроение.

4.Земледелие.

5. Приборостроение.

6. Машиностроение.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП.

  1. Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную гласную.

ПАСТУХ                                  СКОТОВОД

СВИНОПАС                            ЖИВОТНОВОД

ПОРОСЁНОК                         КОНЕВОД

ПТИЦЕВОД                            КОНЮХ

ПТИЧНИК                             ОВЦЕВОД

ПЧЕЛОВОД                           БАРАШЕК

  1. Запишите одним словом.
  • Человек, который разводит цветы.

  • Человек, который выращивает, разводит овощи.

  • Человек, который выращивает, разводит чайные кусты.

  • Человек, который выращивает, разводит сады.

  • Человек, который выращивает, разводит картофель.

  • Хранилище овощей.

  1. Вставьте соединительную гласную.

САМ…СВАЛ                                     ХЛЕБ…РОБ

СТАЛ…ВАР                                      ХЛЕБ…УБОРКА

ГРАД…СТРОИТЕЛЬ                      СЕН…КОС

МНОГ…ЭТАЖКА                           ЗЕМЛ…ПАШЕЦ

ГРУЗ…ПЕРЕВОЗКИ                      ЗЕМЛ…ДЕЛЕЦ

БЕТОН…МЕШАЛКА                     ЗЕРН…ВОЗ

4.Составьте сложные слова.

МЫШЬ                                                     МОЛКА

ЗУБ                                 О                       ТУШИТЕЛЬ

ДЫР                                                         ЛОВКА

СТЕКЛ                           Е                       ЧИСТКА

КОФ                                                         РЕЗ

ОГН                                                         КОЛ

- Оцените, как вы поняли основное правило занятия.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (разноуровневые задания)

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Выберите уровень и покажите соответствующий сигнал.

1-ый уровень

Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пёк, мор…ход.

- Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.

2-ой уровень.

- Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

3-ий уровень.

- Придумайте по два слова с соединительными гласными –О-, -Е-.Составьте и запишите предложения с этими словами.

-Оцените свою работу.

3.Итог.

-Какова была цель занятия? Мы её достигли? Воспроизведёте  по алгоритму правило?

-Что вам понравилось на занятии? Что показалось трудным?

- Вспомните эпиграф занятия. Почему на занятии использовались слова, связанные с домом, профессией, трудом людей? (Дом – это маленькая родина, труд – это тоже подвиг)

- Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....

План-конспект внеурочного занятия "Вежливые слова"

Внеурочное занятие для 1 класса ( "Занимательный русский язык") на данном занятии обучающиеся знакомятся с "волшебными" словами, на практике учатся их применять....

Конспект урока "Перенос слов с мягким знаком в середине слова"

Цели: обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с мягим знаком в середине слова....

конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс. Программа "Школа России"....

Конспект внеурочного логопедического занятия по теме: «Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами»

Логопедическое внеурочное занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными  нед...

Конспект внеурочного занятия «Актер ёр» (суффикс в словах дирижер, дублер), (3 класс)

Курс «Юный грамотей»Направленность внеурочной деятельности: лингвистическаяКласс / возраст детей: 3-14 класс, 9-10 летТема: «Актер ёр» (суффикс в словах дирижер, дублер).П...