Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Щурова Юлия Евгеньевна


Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели:

  1. Создать условия для закрепления понятия «корень слова», формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую.
  2. Содействовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
  3. Способствовать воспитанию  интереса и любви к родному языку.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова отправляемся в увлекательную страну новых знаний.

  1. Минутка чистописания.
  2. Повторение прошлого материала ( чтение наизусть правила «Корень слова» : «Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение (смысл)»).

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.

Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

  1. Актуализация знаний, постановка проблемы.

- Ребята, обратите внимание на доску, перед вами представлены слова. Что интересного заметили?

Вода, водный, водяной, водичка, подводный, водитель.

Дети приводят примеры своих предположений (называют общую часть всех записанных слов  - вод-).    

- Определим смысл каждого слова.

Дети самостоятельно приходят к выводу, что  слово «водитель» к данным словам по смыслу не подходит.

- Подберите слова с общим смыслом к слову «водитель». ( Водит, водить (машину)).

- Какой можно сделать вывод, проанализировав данные группы слов?

Дети приходят к выводу о том, что при анализе слов необходимо обращать внимание не только на едино написанную общую часть, но самое главное на смысл.

- Как называется общая часть  первой и второй групп слов? Предположите, опираясь на правило, как называются слова, имеющие не только общую часть, но и самое главное, общий смысл.

Дети приходят к выводу, что общая часть слов, имеющих общий смысл (значение) называется корнем.  После этого детям предлагается следующая группа слов для самостоятельного анализа.

Белый, белизна, отбеливатель, беляночка, беляк, беличий.

  1. Закрепление полученных знаний и формирование умения подбирать однокоренные слова по смыслу и выделять в них корень.

1)Задание в учебнике:  Определи почему так назвали: холодильник, светильник, кипятильник, грелка, качели? Подбери к этим словам однокоренные слова и напиши. Сравни написание корней.

Образец: Холод, холодить, холодильник, холодный.

После выполнения упражнения и прочтения правила на странице учебника. Делается вывод о том, что корень в  однокоренных словах пишется одинаково.

 2) Детям предлагается самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову «лес», записать их и  выделить корень.

  1. Подведение итогов работы.

Дети еще раз повторяют правила о смысловой составляющей однокоренных слов. Делятся о том, как в случае самостоятельной работы они будут действовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

В данной программе представлен материал по разделам: пояснительная записка, поурочное планирование, знания и умения детей на конец года, формы контроля уровня достижений, тексты контрольных работ....

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»

Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:·        Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;·        Ф...

Конспект урока "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....