Варюшина И.В. «Развитие творческих способностей обучающихся 1-4 классов в процессе реализации ФГОС НОО»
статья

Цель представленной работы - систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов в условиях реализации ФГОС НОО

Учитель начальных классов Варюшина И.В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya_1.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей обучающихся 1-4 классов в процессе реализации ФГОС НОО»

Цель представленной работы - систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов в условиях реализацииФГОС НОО

У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития.

Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.  Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Исходя из этого цель моей деятельности -развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Развитие творческих способностей детей зависит от чуткого, тактичного, все понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени стоят следующие задачи:

- замечать любые творческие проявления учеников;

- создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки способностей. Задача учителя – развивать эти задатки, растить эти нежные ростки. Творческие работы, как показывает опыт, являются эффективным приемом развития речи учащихся.

Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость развития творческих способностей каждого человека. Современное общество движется по пути творческого мышления человека. Творчески мыслящий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций. Он способен к самореализации своих возможностей, к саморазвитию. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящей личности не находит своего полного претворения в школьной практике. Поэтому развитие творческих способностей школьников имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

В содержании образования произошли существенные изменения. Всё большее распространение приобретает вариативность программ, учебных пособий, средств и форм обучения. Изменилась роль педагога. Он стал наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор развития. Основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать ни система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. От выпускников требуются качества свободной, творческой личности. Сформировать эти качества в процессе обучения возможно при систематической работе по развитию творческих способностей учащихся, использовании дифференцированного подхода, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классноурочной системе.

Опыт может быть применён учителями начальных классов в рамках программы общеобразовательной школы.

Рекомендуется педагогам, работающим над проблемами развития творческих способностей школьников с использованием дифференцированного подхода в обучении.

Изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Диагностика и формирование положительной мотивации учения.

Использование дополнительной литературы при организации учебного процесса.

Разработка заданий творческого характера.

Разработка уроков с использованием заданий дифференцированного характера, направленных на развитие творческих способностей.

Я считаю, что дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения. При любом коллективном обучении формирование ключевых компетенций происходит индивидуально, в соответствии с особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Поэтому, работая над проблемой развития творческих способностей учащихся, я использую дифференцированный подход в обучении.

В начальных классах умственная деятельность лишь формируется. В работе с классом я учитываю индивидуальные особенности психических процессов как слагаемых обучаемости, психофизические особенности личности в целом. Дети в любом возрасте отличаются типологическими чертами, образуя четыре группы темперамента: холерический тип, сангвинический, флегматический, меланхолический. Среди этих групп есть дети с повышенной и пониженной обучаемостью, которая не является раз и навсегда заданной величиной. Разным ученикам требуется разное время, объём, разные формы и методы работы, чтобы овладеть программным материалом, развить свои творческие способности, сформировать творческое мышление. Используемый мною дифференцированный подход позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей каждого учащегося.

Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работой. Поэтому я работаю над формированием у детей навыков самостоятельной учебной деятельности.

Дифференцированный подход как средство развития творческих способностей учащихся, на мой взгляд, можно использовать на всех этапах обучения.

Осуществляя дифференцированный подход, я добиваюсь актуализации необходимых знаний всех детейВо время объяснения нового материала я учитываю психофизические особенности учеников. Поэтому использую дифференцированный подход, мобилизующий творческие способности учащихся.

На этапе закрепления основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы творческого характера. Дифференцированный подход на этом этапе я осуществляю преимущественно в виде заданий различного уровня сложности и характера. Я готовлю два – три варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант задания, или каждый вариант я заранее предназначаю определённой группе учеников. Отдельным группам даю разъяснения с целью предотвращения ошибок.  При организации такой работы я имею возможность выявить и устранить пробелы в знаниях, углубить изучаемый

материал и расширить его границы, развивать на этой основе творческие способности детей. При реализации дифференцированного подхода в обучении я предлагаю задания для индивидуальной или групповой работы детей не только репродуктивного, но проблемного, исследовательского характер, развивая этим творческие способности учеников.

Контрольные работы содержат одинаковые для всех задания, одной трудности, соответствующие образовательным стандартам. Оценка знаний и умений, выраженная отметкой, объективно отражает достигнутый уровень успеваемости. При этом я включаю в контрольные работы задания, которые ребёнок может выполнить в качестве дополнительной работы.  Я заинтересованна в том, чтобы не просто поставить ученику отметку, но и понять, какие знания умения не усвоены и почему. Основная цель проверки для меня не в констатации факта «верно – неверно», а в установлении причин, не позволяющих отдельным ученикам успешно справиться с заданием. Результаты выполнения заданий я использую для организации дифференцированной работы направленной на развитие творческих способностей учеников.

На мой взгляд, реализация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика, остаётся одной из самых острых проблем начального образования. Поэтому, чтобы

процесс обучения был индивидуализированным в гетерогенном классе, способствовал развитию творческих способностей каждого ученика я строю его на основе дифференцированного подхода в обучении



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе.

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания  литературного чтения в начальной школе.                         ...

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО...

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и пробл...