Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе.
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Сумбаева Валентина Владимировна

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания  литературного чтения в начальной школе.                                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания  литературного чтения в начальной школе.                                        Актуальность проблемы.

Проблема развития творческих способностей не нова для психолого- педагогических исследований, но до сих пор актуальна.  Изучением данной проблемы занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Ново-лянская, Л.Е. Стрельцова,  Д,Б. Эльконин, Л.Н.Азарова ,  Л.С. Выготский и другие.   Актуальность проблемы обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях её развития. Условия современной жизни вы- двигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобиль- ность, готовность к решению различного рода проблем. В Федеральных  го- сударственных образовательных стандартах ( нового поколения)  общего образования определено содержание  ключевых задач, которые направле- ны  на формирование умения учиться. Нынешнее образование ориентиро- вано на развитие личности, а именно – развитие в учениках умения рассуж-дать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать её с учётом сло- жившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Следовательно, возникает необходимость формирования творчес- кой личности младших школьников, развитию в них стремления к активно- му  творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению  умений для формирования креативных  навыков. Креативность  (умение не- стандартно мыслить)    как универсальная способность к творчеству являет-              

 ся  атрибутом человеческой   духовности, одарённости и условием самовы- ражения личности. Поэтому сегодня актуальна проблема поиска новых , нестандартных   форм, способов и приёмов обучения, направленных на развитие творческих способностей обучающихся.                                                                                                           

                                                     Противоречия:

-между традиционными методами и приёмами обучения младших школь- ников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обуче- ния, реально необходимой на современном этапе развития общества;                          -между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках, и реальным уровнем творческого  раз- вития;                                                                                                                                                    -между требованиями к освоению образовательной программы  в ходе внедрения и реализации ФГОС и недостаточной мотивацией детей к обучению, стремлению к творческой самореализации;                                                   -между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к самостоятельности, к творческому самовыражению. Могут возникнуть и профессиональные  проблемы:                                                                                                 -недостаточная  материально- техническая  база, несоответствующая современным требованиям  к оснащению учебного процесса;                                          - отсутствие опыта по формированию творческих способностей учащихся у педагога и т.д.                                                                                                                                    

                                               Цель и задачи.

 Цель:  развитие творческих способностей обучающихся в   процессе преподавания  литературного чтения в начальной школе.                                       Задачи:                                                                                                                     -изучить литературу по данной проблеме и определить психологическую сущность процесса развития творческих способностей младших школьни- ков;

-выявить эффективные условия развития творческих способностей учащихся начальных классов  на уроках литературного  чтения;

-обеспечить развитие познавательного, ценностного, творческого, комму- никативного потенциала личности;                                                                                            -создание оптимальных условий для развития в обучающихся творческой личности, испытывающей удовольствие от умственной работы, процесса мышления,  творчества, решения поставленных задач.  

Ожидаемые результаты.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребёнка. Источниками полноценного развития ребёнка выступают два вида деятель- ности.  Во- первых, любой ребёнок  развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счёт приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладе-

ние ребёнком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в общест- ве. Во- вторых, ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие  от  учебной творческая деятельность не нацелена на освоение  уже известных знаний.  Она способствует проявлению у ребёнка самодеятельности, самореализа- ции, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание  нового. В творческой деятельности решаются поисково- творческие задания с целью развить способности ребёнка. Поэтому, если в процессе учебной  деятельности формируется  общее умение  учиться, то в рамках творческой деятельности формируется  общая способность искать и находить новые ре- шения , необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы  к  рассмотрению предлагаемой ситуации. Очень важно  сформи- ровать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой  всей учебной деятельности ребёнка, а также определили дальнейшую судьбу по-лученных знаний: останутся ли они мёртвым грузом или будут творчески реализованы. Мы вправе ожидать следующие  результаты нашей работы:                                              - повышение мотивации и качества знаний по предмету «Литературное чте- ние»;                                                                                                                                                    -повышение уровня творческой фантазии учащихся;                                                                               -улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым  задачам;                                                                                                                   -приобретение обучающимися умений :                                                                                  -выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;                                                                                                                           - продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность.

Основная часть.

Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, А.М.Матюшкин, М.А.Холод- ная, В.Н.Дружинин и другие. Придерживаясь позиции учёных, определяю- щих  креативные способности как самостоятельный фактор, развитие кото- рых является результатом обучение творческой деятельности младших школьников, можно выделить компоненты творческих  способностей млад-ших школьников:

  -творческое мышление;                              

 -творческое воображение;

-применение методов организации творческой деятельности.                                            

В последние годы  для многих педагогов и родителей стало очевидно, что дети перестают читать, так как появилось множество других источников знаний. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержате- льными мультиками, что порождает агрессивность, жестокость. Именно по-этому так важно вызвать интерес к родному слову, научить говорить, сочи- нять, писать. Развивать этот дар, научить ребёнка наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время особенно необходимо.  Ромен Роллан писал: «Радость – солнце, оза- ряющее всё, что есть и всё, что будет, - это божественная радость творчест- ва! Все радости жизни в творчестве…» .Художественная литература заклю- чает в себе огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить ребёнка, стать мощным средством его развития. Таким образом, литературное чтение, являясь в период начального обучения одним из глав-ных средств открытия мира, связано с развитием лингвистического мышле- ния , которое предполагает не только уяснения значения слов, частей слова, словосочетаний и предложений, но и сообщения в целом, смысла высказы- вания, мотивов, движущих поступками героев, отношение автора к событи- ям и героям и т. д.    Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда  им даётся что- то новое, более сложное, когда надо «придумать», «догадаться». Нет  ни к чему не способных детей. Каждый ребёнок умён и талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали осно- вой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возмож- ностей.              

  Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:                                                                                                              -создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребёнка;                                                                       - обеспечивается  включение младших школьников в творческую деятель- ность, в процессе которой решаются творческие задачи;                                                           -развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.                                     Формы организации учебного пространства:                                                                         *индивидуальные (сочинение, «рифмованные строки», стихи, отзыв о книге и др.) ;                                                                                                                                                               *индивидуально- групповые   (микро групповое взаимодействие, практичес- кая ситуация, исследовательский проект);                                                                             * парные (парное взаимодействие, в парах сменного состава: рассуждение в доказательствах);                                                                  

*групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий  в мнениях);                                                                                                                                          *коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма  творческого  мышления и организации творческой деятельности вообще).            От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут  учиться дети в начальной школе,  зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.    Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её  новое, бо- лее высокое качество. Именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной шко- лы. Эта задача находит своё отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной     школе.                                        

Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проб-лемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие  развитию творческой активности младших школь-ников. Интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутс- твовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с програм-  мным материалом. Развивающие минутки дают общую зарядку мыслитель- ным процессам, мотивируют ребёнка к учебному предмету – он активнее работает после таких занятий. Способность к творчеству на уроках литера- турного чтения часто проявляется в неизменных стремлениях обучающихся что- то фантазировать и сочинять. Фантазии- источник творческой  духовнос-ти человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в кол- лективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничест- ва и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутве- рждения  детей. Творческие задания, как, например, пересказ истории ля- гушки путешественницы от лица прутика, за который она держалась в полё- те, формирует у детей чувство юмора. Курс литературного чтения представ- ляет собой систему заданий и вопросов, которые нацелены на формирова- ние мыслительной деятельности как способности к открытию,  а не узнава- нию и воспроизведению полученных знаний. Поэтому, решая задачу рече- вого развития младших школьников, автор учебника стремится привлечь школьника в соавторы и сотворцы, пробуждая в нём фантазию, укрепляя присущую возрасту творческую свободу. Обязательным компонентом  

 системы начального  литературного образования младшего школьника  общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и на собствен- ное авторское творчество. Основные направления развития творческих спо- собностей: игровая деятельность, творческое сочинительство, сочинения и диктанты, сюжетные и тематические циклы уроков, интеллектуальные игры. Для  развития творческих способностей имеет значение не просто готовые обобщённые задания, а высокая умственная активность обучающихся в про-цессе  приобретения и оперирования знаниями и навыками. Для того, чтобы процесс формирования и развития творческих способностей был успешным и более продуктивным необходимы следующие  условия:                                         -оборудованное помещение для занятий ;                                                                             -укомплектованность  печатными и электронными информационно- образо- вательными ресурсами по литературному чтению (учебники, в том числе и с электронным приложением к ним, методическая литература, картины и таблицы по литературному чтению);                                                                             -наличие репродукций  картин знаменитых живописцев;                                                                                        -   наличие классной библиотечки  произведений художественной культуры;   -организация курсовой подготовки для учителя.                                                               Результативность.                                                                                                                                *Повысился уровень познавательного интереса обучающихся.                                   *Учащиеся приобрели умения:                                                                                               -работать самостоятельно с информацией, исследуя, анализируя её и делая выводы;                                                                                                                                  -вести поиск нужного материала к уроку или внеклассному мероприятию;                 -находить альтернативные варианты решения проблем;                                                  -работать с разными справочными материалами;                                                           -отстаивать свою точку зрения.                                                                                               *Участие в конкурсах, олимпиадах, творческих проектах.                                                 Вывод.                                                                                                                                               *Правильно подобранные технологии и приёмы обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали развитию творческого мышления обучающихся.                                                                                     *Создание творческой атмосферы и включение младших школьников в творческую деятельность способствовали эффективному развитию творчес- ких способностей обучающихся  на уроках литературного чтения.                  Информационные источники.

1.Закон РФ об образовании.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просве-щение ,2010г. с. 32.

3.Александрова Л.А. « Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды».// Образование в современной школе. 2005  №5 с. 53-56.

4.Азарова Л.Н. «Как развить творческую индивидуальность младшего школьника» Начальная школа № 4 . 2008 г. с 80-82.

5.Л.С. Выготский  «Воображение и творчество в детском возрасте». М. 1981 г. с 55-56.

6.Дружинин В.Н.  «Психология творчества»   // Психологический журнал -2005. том №26  с. 101-109.

7. Хуторский А. В. «Развитие творческих способностей» - М.: Владос, 2000г.

8.Шадриков В.Д. «Развитие способностей» //Начальная школа.-2004 г.           с. 6- 12 .                 9. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе"

В данной статье раскрываются основные виды творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе....

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы«Противоречие. Составление загадок из противоречий» Цел...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе....

Условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения.

Одна из первостепенных задач образовательной организации это развитие творческих способностей обучающихся. Её реализацию большинство преподавателей достигают никак не за счёт дополнительной нагрузки н...

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью в кружке «Хенд мейд»

Модный термин «хэнд-мейд» включает в себя абсолютно всё, что сделано своими руками. Хэнд-мейд – это творческая реализация, глоток свежего воздуха, способ выразить свою индивидуальнос...