Развитие коммуникативных умений в учебном процессе у младших школьников с ОВЗ.
статья

Черниченко Валентина Михайловна

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе общения с внешним миром возникает целый комплекс проблем. Данная статья посвящена проблеме развития и формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_umeniy.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

«Развитие коммуникативных умений в учебном процессе у младших школьников»

Доклад на МО.

Важнейшим условием развития личности и человеческой жизни в целом является процесс общения человека с себе подобными. Одной из форм взаимодействия людей в процессе общения является коммуникация.

Что такое «Коммуникация»? Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать».

В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». Применительно к младшему школьному возрасту «коммуникативные умения» - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений

Коммуникативность — врожденная или приобретенная способность передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником). С другой стороны, это способность воспринимать информацию, правильно и без искажений. 

 Коммуникативные способности являются основой не только продуктивного включения учащихся в межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в социально-значимой для них учебной деятельности, но и базисом для выхода в систему более широких социальных взаимоотношений с людьми и миром в целом.

Как и любой другой навык коммуникативность можно и нужно развивать. Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Это связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.  Образование в начальной школе является базой и фундаментом всего последующего обучения. Формирование ключевых компетентностей на начальной ступени школьного обучения должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Через общение ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление  школьника как личности. Коммуникация это не просто общение, это связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся во взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.  

Программа формирования базовых учебных действий согласно ФГОС НОО предполагает формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий. При выборе форм, методов, приёмов работы по формированию коммуникативной грамотности были учтены следующие принципы: 1) ситуативность; 2) коллективное  взаимодействие; 3) жизненная ориентация обучения; 4) личностно ориентированная самостоятельная работа; 5) вовлечение детей  в коммуникативную деятельность.

        Выделенные принципы реализуются в приемах: 1) ролевого общения; 2) дискуссионного общения; 3) формирования ориентировочной способности учащихся; 4) обучения коммуникативному взаимодействию (обмен информацией, принятие групповых решений, координация совместных действий и др.).

        Возраст 6-10 лет сензитивен для развития  коммуникабельности детей, они учатся контролировать и оценивать поведение друг друга, вести диалог и др., что определяет ведущую роль коммуникативных умений  в формировании ребёнка как неповторимой индивидуальности с позиции концепции педагогики индивидуальности .

Формирование коммуникативных умений у младших школьников в учебной деятельности будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:

- выявляется своевременно коммуникативный опыт младших школьников;

- обеспечивается целенаправленное систематическое просвещение младших школьников по вопросам общения;

- используются активные формы и методы, обеспечивающие включение младших школьников в коммуникативный процесс (игры, тренинги).

Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения с учителем, сверстниками и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой и являются коммуникативные умения.

Составляющими коммуникативных умений являются:

умение слушать другого человека;

умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;

умение понимать другого;

умение сопереживать, сочувствовать;

умение адекватно оценивать себя и других;

умение принимать мнение другого;

умение решать конфликт;

умение взаимодействовать с членами коллектива.

Таким образом, коммуникативные умения - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений. .

Современные уроки нацеливают детей на работу в группе, в паре, предлагают посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями. Такая работа способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать  умения устного общения - доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и коммуникативная компетенции.

Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности.

 Для того, чтобы учащиеся могли эффективно общаться в рамках школьного урока, нужно учить их это делать именно на школьном уроке. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Основные формы учебной коммуникации:

-Монологические формы речевой коммуникации

-Диалогические формы речевой коммуникации

-Выступления с заранее подготовленной речью

-Учебная беседа учителя и ученика

-Рассказы

-Учебная беседа в парах

-Пересказывание

-Учебная беседа в группах

-Дискуссия

-Доказывать и опровергать

-Ответы на вопросы

Учебник – средство развития коммуникативных умений и навыков. Следя по учебнику, ребята пытаются принимать собственные решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т.д. Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я считаю..., я думаю..., а у меня другое мнение..., а у меня своя версия...» Развивая коммуникативные умения и навыки нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

- готовность учащихся участвовать в урочном общении;

- отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;

-задавать вопросы, следя за темой;

- делать сообщения.

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

- простые и чёткие речевые высказывания;

- умение сделать своё высказывание понятным каждому;

-умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими.

На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение вести конструктивный диалог;

- участвовать в играх.

Развитие коммуникативных умений и навыков – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых, не помогают ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.

Для формирования коммуникативных навыков наиболее эффективными являются игровые приёмы, работа в парах, группе.

Игровые технологии способствуют развитию коммуникативных умений, придают учебному процессу занимательный характер, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников, позволяют активизировать детей, поддерживать их интерес к изучаемому материалу, развивают их речь, пополняя их словарный запас.

Работа в парах и группах помогает в организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с равным собеседником. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Коммуникативные навыки формируются в ходе экскурсий, совместных мероприятий с педагогом, детьми и родителями, в конкурсах, веселых стартах, проектной деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.