РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Социально- бытовая ориентировка
рабочая программа (4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Социально- бытовая ориентировка,обучающейся по основной адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( ЗПР слепые)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
Школа дистанционного обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Социально- бытовая ориентировка
ученицы 8 класса, обучающейся по основной адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( ЗПР слепые)
Мельниковой Н. В., учитель начальных классов
Ярославль, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по социально- бытовая ориентировка составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373, с изменениями (приказы МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011г. № 2357);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 г. № 1015»;
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
- «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
- Авторской программы по предмету «Социально- бытовая ориентировка» 5 класс (Девяткова Т.А .)
С учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ресурсов портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание» http://cpd.yaroslavl.ru:86/, информационно образовательной площадки ГОУ ЯО «Центр помощи детям» http://cpd.yaroslavl.ru:84/,
рекомендациями ПМПК ГОУ ЯО «Центр помощи детям» .
Место предмета в учебном плане
Особые образовательные потребности учащейся
В связи с особенностями личности обучающейся преподавание «Социально- бытовая ориентировка» сопровождается интерактивными мультимедийными образовательными ресурсами, схемами, опорами, презентациями. Важную роль играют алгоритмы выполнения заданий, которые он осваивает, выполняя некоторые виды работ совместно с учителем.
Задания курса дифференцированы по уровню сложности. Предлагаются такие формы заданий, как: тестовые задания, ответ на вопрос к изученному материалу, анализ документа, творческие задания, задания на группировку и соотнесение исторических фактов и явлений по заданному принципу.
Планируемые результаты обучения.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий.
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности.
В процессе освоения содержания «Социально - бытовой ориентировка» Шестеркина Елизавета приобретает общие учебные умения, навыки, осваивает способы деятельности, предусмотренные стандартом общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств
изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Социально- бытовой ориентировка» по данной программе полностью соответствует требованиям «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией В. В.Воронковой.
Требования:
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности;
- умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном;
- расширение и обогащение представлений об окружающем мире;
- некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Результаты обучения, связанные с личностными чертами и как прогнозируемые не подлежат непосредственной проверке.
Учебно-тематический план
№ | Тема | практика |
1 | Личная гигиена | 2 |
2 | Одежда и обувь и обувь | 2 |
3 | Питание | 2 |
4 | Семья | 1 |
5 | Культура поведения | 2 |
6 | Жилище | 2 |
7 | Транспорт. | 1 |
8 | Торговля. | 2 |
9 | Средства связи. | 2 |
10 | Медицинская помощь. | 1 |
11 | Учреждения, организации, предприятия. | 1 |
итого | 17 |
Основное содержание курса.
При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.
Желательно иметь:
- таблица о закаливание организма;
- демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;
- литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;
- носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;
- образцы косметических средств и средств гигиены.
Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.
Желательно иметь:
- вазы для цветов;
- телевизор;
- видео- и аудиоаппаратуру;
- диски, кассеты;
- художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);
- шкаф;
- мягкую мебель;
- настольную лампу;
- сервизы для приема гостей.
Изучение раздела «Одежда и обувь» требует наличия в кабинете электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:
- щетки для одежды;
- демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;
- вешалки, пуговицы, нитки, иглы;
- фартуки, косынки.
Оборудование кабинета СБО по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением кабинета:
наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Условия для обучения в кабинете должны обеспечить возможности школьников в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является все, что находится в кабинете СБО:
- кухня, санузел, жилая комната, прихожая;
- индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;
- иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;
- иллюстрированные журналы с различными видами мебели;
- демонстрационный материал моющих средств;
Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений.
Оборудование:
- таблица по составлению родового древа;
- индивидуальные анкеты;
- фотоальбомы, фотоаппарат;
- Семейный кодекс РФ
- демонстрационный и раздаточный материал (куклы);
- пеленальный столик, пеленки, детская ванночка;
- литература по уходу за грудными детьми;
- игрушки, набор детской посуды.
Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.
Используется дидактический материал:
- демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;
- демонстрационный перечень школьных кружков;
- демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;
- телефонный справочник.
Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Питание». Хорошо оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:
- таблица продуктов, составляющая рацион питания;
- график режима питания в школе, школьное меню;
- методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;
- набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;
- механические и электробытовые приборы.
Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:
- книги и брошюры по правилам дорожного движения;
- различные демонстрационные виды проездных билетов;
- образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;
- индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;
- географическую карту местности для определения маршрутов.
Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:
- репродукция картин с различными изображениями продуктов;
- муляжи овощей и фруктов;
- репродукции типов промышленных товаров;
- индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.
Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт.
Также требуется:
- демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок;
- индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм;
- каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс);
- телефонные справочники.
Раздел «Медицинская помощь» требует наличие в кабинете аптечки первой медицинской помощи, других материалов:
- доврачебные препараты (градусник, тонометр);
- справочник младшего персонала;
- демонстрационный материал (больничный лист, справка);
- таблица с лекарственными растениями, гербарий;
- наиболее часто употребляемые лекарственные растения.
- Универсальные учебные действия:
- характеризовать человека как живое существо, организм:
- раскрывать особенности деятельности различных органов;
- объяснять роль нервной системы в организме;
- рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;
- конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- характеризовать человека как час ть природы: выделять общее и отличное от организма животного;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
- характеризовать условия роста и развития ребенка;
- различать положительные и отрицательные качества человека,
- приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема | Домашнее задание | |
План | Факт | |||
Сент. 2 нед. | Вводное занятие Особенности личной гигиены в жизни подростка. | |||
Сент. 4 нед. | Зправила и приемы чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей и волосами. | |||
Окт. 2 нед. | Подбор мыла , шампуня для мытья , кожи и волос с учетом их состояния. | |||
Окт. 4 нед. | Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки. | |||
Ноябрь 2 нед. | Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья | |||
Ноябрь 4 нед. | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании (ролевая игра) Правила поведения за столом Практическая работа | |||
Дек. 2 нед. | Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатское помещение. Виды жилья: государственное, собственное. Варианты квартир. Организация рабочего места школьника | |||
Дек. 4 нед. | Почтовый адрес дома. Заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конверте и переводе; на телеграмме и телеграфном переводе. Практическая работа | |||
Янв. 2 нед. | Жилище. Родственные отношения в семье (мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка). | |||
Янв. 4 нед. | Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни их рождения. |
11 | Февр. 2 нед. | Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения.
| - | |
12 | Февр. 4 нед. | Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка к хранению. Сушка и чистка – домашней, школьной формы, верхней одежды и обуви. Практическая работа | ||
13 | Март 2 нед. | Виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности человека. | - | |
14 | Март 4 нед | Виды товаров фасованные и на развес. Экскурсия в продовольственный магазин. | ||
15 | Апр. 2 нед. | Виды городского транспорта. Оплата проезда | - | |
16 | Апр. 4 нед. | Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. | ||
17 | Май 2 нед. | Место для приготовления пищи и оборудование его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по социально-бытовой ориентировке
Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-821959-1475062760.jpg)
Адаптированная рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 4 класс(коррекционная школа)
Рабочая программа (надомное обучение). Программа разработана с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Результат реализации программы - это повышение уровня самообслуживания ученика, его социали...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-967353-1510773112.jpg)
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах
Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-537304-1418631011.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по СБО (социально-бытовая ориентировка) (6 класс) 8 вид
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по СБО (социально-бытовая ориентировка) (6 класс) 8 вид на 17 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/26/picture-332006-1595741188.jpg)
Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)
Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО) для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подго...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-1336278-1622718291.jpg)
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-817902-1474300023.jpg)
Программа по социально-бытовой ориентировке для слепых - 3 класс.
Программа по социально- бытовой ориентировке написана для слепых детей 3 класса....