РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Социально- бытовая ориентировка
рабочая программа (4 класс)

Мельникова Наталья Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету  Социально- бытовая ориентировка,обучающейся по основной адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( ЗПР слепые) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 02.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ЯО «Центр помощи детям»

Школа дистанционного обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Социально- бытовая ориентировка

ученицы 8 класса, обучающейся по основной адаптированной общеобразовательной программе основного  общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( ЗПР слепые)

Мельниковой Н. В., учитель начальных классов

Ярославль, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа начального общего образования по социально- бытовая ориентировка составлена на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ   от 29.12.2012;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  • ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373, с изменениями (приказы МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011г. № 2357);
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 г. № 1015»;
  • «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
  • «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
  • «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
  •  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 10 июля 2015 г. N 26
  • Авторской программы по предмету «Социально- бытовая ориентировка» 5 класс (Девяткова Т.А .)

С учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ресурсов  портала дистанционного обучения  Ярославской области «Знание»   http://cpd.yaroslavl.ru:86/, информационно образовательной площадки ГОУ ЯО «Центр помощи детям» http://cpd.yaroslavl.ru:84/,

рекомендациями ПМПК  ГОУ ЯО «Центр помощи детям»  .

Место предмета в  учебном плане

Особые образовательные потребности учащейся  

В связи с особенностями личности обучающейся преподавание  «Социально- бытовая ориентировка» сопровождается интерактивными мультимедийными образовательными ресурсами, схемами, опорами, презентациями. Важную роль играют алгоритмы выполнения заданий, которые он  осваивает, выполняя некоторые виды работ совместно с учителем.

Задания курса дифференцированы по уровню сложности. Предлагаются такие формы заданий, как: тестовые задания, ответ на вопрос к изученному материалу, анализ документа, творческие задания, задания на группировку и соотнесение исторических фактов и явлений по заданному принципу.

Планируемые  результаты обучения.

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий.

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

в расширении знаний правил коммуникации;

в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;

способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

в освоении культурных форм выражения своих чувств.

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды;

в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

способность к наблюдательности, умение замечать новое;

овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности.

В процессе освоения содержания «Социально - бытовой ориентировка»  Шестеркина Елизавета приобретает общие учебные умения, навыки, осваивает способы деятельности, предусмотренные стандартом  общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств

изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Социально- бытовой ориентировка» по данной программе полностью соответствует требованиям «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида»  под редакцией В. В.Воронковой.

Требования:

- направленное исправление дефектов общего и речевого развития,  познавательной деятельности;

-  умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об  увиденном;

- расширение и обогащение  представлений об  окружающем мире;

- некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Результаты обучения,  связанные с личностными чертами и как прогнозируемые    не  подлежат  непосредственной проверке.

Учебно-тематический план

Тема

практика

1

Личная гигиена

2

2

Одежда и обувь и обувь

2

3

Питание

2

4

Семья

1

5

Культура поведения

2

6

Жилище

2

7

Транспорт.

1

8

Торговля.

2

9

Средства связи.

2

10

Медицинская помощь.

1

11

Учреждения, организации, предприятия.

1

итого

17

Основное содержание курса.

  При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.

Желательно иметь:

  • таблица о закаливание организма;
  • демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;
  • литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;
  • носовые  платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;
  • образцы косметических средств и средств гигиены.

          Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.

Желательно иметь:

  • вазы для цветов;
  • телевизор;
  • видео- и аудиоаппаратуру;
  • диски, кассеты;
  • художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);
  • шкаф;
  • мягкую мебель;
  • настольную лампу;
  • сервизы для приема гостей.

          Изучение раздела «Одежда и обувь»  требует наличия в кабинете электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:

  • щетки для одежды;
  • демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;
  • вешалки, пуговицы, нитки, иглы;
  • фартуки, косынки.

          Оборудование кабинета СБО по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением кабинета:

наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Условия для обучения в кабинете должны обеспечить возможности школьников в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является все, что находится в кабинете СБО:

  • кухня, санузел, жилая комната, прихожая;
  • индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;
  • иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;
  • иллюстрированные журналы с различными видами мебели;
  • демонстрационный материал моющих средств;

Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений.

Оборудование:

  • таблица по составлению родового древа;
  • индивидуальные анкеты;
  • фотоальбомы, фотоаппарат;
  • Семейный кодекс РФ
  • демонстрационный и раздаточный материал (куклы);
  • пеленальный столик, пеленки, детская ванночка;
  • литература по уходу за грудными детьми;
  • игрушки, набор детской посуды.

Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.

Используется дидактический материал:

  • демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;
  • демонстрационный перечень школьных кружков;
  • демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;
  • телефонный справочник.

Наибольшее количество практических работ содержит раздел  «Питание». Хорошо оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:

  • таблица продуктов, составляющая рацион питания;
  • график режима питания в школе, школьное меню;
  • методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;
  • набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;
  • механические и электробытовые приборы.

Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:

  • книги и брошюры по правилам дорожного движения;
  • различные демонстрационные виды проездных билетов;
  • образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;
  • индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;
  • географическую карту местности для определения маршрутов.

Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:

  • репродукция картин с различными изображениями продуктов;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • репродукции типов промышленных товаров;
  • индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.

          Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт.

Также требуется:

  • демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок;
  • индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм;
  • каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс);
  • телефонные справочники.

Раздел «Медицинская помощь» требует наличие в кабинете аптечки первой медицинской помощи, других материалов:

  • доврачебные препараты (градусник, тонометр);
  • справочник младшего персонала;
  •  демонстрационный материал (больничный лист, справка);
  • таблица с лекарственными растениями, гербарий;
  • наиболее часто употребляемые лекарственные растения.
  • Универсальные учебные действия:
  • характеризовать человека как живое существо, организм:
  • раскрывать особенности деятельности различных органов;
  •  объяснять роль нервной системы в организме;
  • рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;
  •  конструировать в учебных и игровых ситуациях правила  безопасного поведения в среде обитания;
  •  характеризовать человека как час ть природы: выделять общее и  отличное от организма животного;
  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития  человека;
  • характеризовать условия роста и развития ребенка;
  • различать положительные и отрицательные качества человека,
  • приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема

Домашнее задание

План

Факт

Сент.

2 нед.

Вводное занятие

Особенности личной гигиены в жизни подростка.

Сент.

4 нед.

Зправила и приемы чистоты и здоровья тела.  Особенности ухода за кожей и волосами.

Окт.

2 нед.

Подбор мыла , шампуня для мытья , кожи и волос с учетом их состояния.

Окт.

4 нед.

Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.

Ноябрь

2 нед.

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья

Ноябрь

4 нед.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании (ролевая игра)

Правила поведения за столом Практическая работа

Дек.

2 нед.

Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатское помещение.

Виды жилья: государственное, собственное.

 Варианты квартир. Организация рабочего места школьника

Дек.

4 нед.

 Почтовый адрес дома.

Заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конверте и  переводе; на телеграмме и телеграфном переводе. Практическая работа

Янв.

2 нед.

 Жилище.

Родственные отношения в семье (мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка).

Янв.

4 нед.

Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни их рождения.

11

Февр.

2 нед.

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения.

   

-

12

Февр.

4 нед.

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка к хранению.

Сушка и чистка – домашней, школьной формы, верхней одежды и обуви. Практическая работа

13

Март

2 нед.

 Виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности человека.

-

14

Март

4 нед

Виды товаров фасованные и на развес.

Экскурсия в продовольственный магазин.

15

Апр.

2 нед.

Виды городского транспорта. Оплата проезда

-

16

Апр.

4 нед.

Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

17

Май

2 нед.

Место для приготовления пищи и оборудование его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по социально-бытовой ориентировке

Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения...

Адаптированная рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 4 класс(коррекционная школа)

Рабочая программа (надомное обучение). Программа разработана с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Результат реализации программы - это повышение уровня самообслуживания ученика, его социали...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах

Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по СБО (социально-бытовая ориентировка) (6 класс) 8 вид

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по СБО (социально-бытовая ориентировка) (6 класс) 8 вид на 17 часов....

Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)

Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО)  для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подго...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...

Программа по социально-бытовой ориентировке для слепых - 3 класс.

Программа по социально- бытовой ориентировке написана для слепых детей 3 класса....