Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по социально-бытовой ориентировке.
Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех социальных навыков ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по социально-бытовой ориентировке.
Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех социальных навыков ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.
Мониторинг по социально бытовой ориентировке осуществляется тифлопедагогами в соответствии с диагностическими методиками, описанными в программах по социально-бытовой ориентировке , в литературе, методических пособиях, освещающих проблемы развития зрительного восприятия у младших с нарушением зрения и в материалах, предоставленных кафедрой тифлопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Приступая к разработке диагностического инструментария по определению уровня социально-бытового обслуживания я исходила из современных научных данных, доказывающих факт наличия в процессе зрительного восприятия достаточно большого числа функций. Поэтому разработанный мною диагностический инструментарий представляет из себя комплексную систему, позволяющую оценить разные стороны зрительного восприятия, разные его функции. В эту систему входят различные дидактические игры, диагностические карты, разработанные тифлопедагогами.
Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить материал для разработки индивидуальных коррекционных программ по СБО и разработать для каждого воспитанника с нарушением зрения личностно-ориентированное коррекционно-педагогическое сопровождение.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы по СБО обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения коррекционной программы и включает описание цели, форм, периодичности и содержания мониторинга, оценку результатов, которые составляют Паспорт мониторинга.
Цель мониторинга – изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития и достижения планируемых промежуточных и итоговых освоения детьми с нарушениием зрения коррекционной программы по СБО .
Основными объектами исследования являются выявление понятий о первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности. Диагностика знаний о личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях. Выявление сформированности умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни.
Субъект мониторинга – дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения зрения.
Формы мониторинга - игровые коррекционно-диагностические занятия, наблюдения за деятельностью детей в режимные моменты, анализ продуктов детской деятельности.
Периодичность и сроки проведения мониторинга:
Стартовый этап: 1-3 неделя сентября
Итоговый этап: 2-3 неделя мая
Оценка функций зрительного восприятия.
Оценка уровня овладения навыками и умениями, представленными в программе по развитию зрительного восприятия осуществляется по трехбалльной шкале.
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
Оценка проходит во время диагностического обследования детей.
Описание системы мониторинга.
Мониторинг проводится тифлопедагогами на основе индивидуального диагностического обследования каждого ребенка.
В ходе мониторинга заполняется таблица, баллы проставляются по параметрам в соответствующие графы таблицы.
Затем подсчитывается показатель по каждому ребенку по строке. Общая сумма баллов проставляется в графу таблицы «итого».
Полученный показатель учитывается для определения индивидуального маршрута ребенка, учета итоговых результатов формирования уровня СБО и овладения необходимыми навыками и умениями по всем разделам программы по СБО .
Когда получены результаты изучения всех детей, подсчитывается итоговый показатель в классе в целом. Средний показатель по параметру получается при сложении баллов по столбцу и делении его на количество детей в классе.
Этот показатель используется для учета результатов по каждому классу по всем классам начальной школы.
В конце учебного года после подсчета итоговых показателей в классе делается качественный и количественный анализ, который отражается в сравнительной диаграмме (на начало, середину и конец года), позволяющей увидеть достижение стабильных положительных промежуточных и итоговых результатов развития зрительного восприятия воспитанников.
Полученные результаты мониторинга позволяют не только наглядно оценить эффективность проделанной работы и наметить перспективы коррекционной работы в указанном направлении относительно всей группы детей и каждого ребенка в отдельности, но и позволяют разработать инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса :учителей, психологов, дефектологов, логопедов, тифлопедагогов, детей, воспитателей, родителей
Мониторинг составлен на основе пособия:
1. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
3. Дружинина, Л.А. Современные подходы к организации образовательного процесса в работе с детьми, имеющими нарушения зрения: лекции по курсу
4. Дети с амблиопией и косоглазием /Под ред. Г.В. Никулиной. СПб., 1999
1 класс | Начало года | Середина года | Конец года |
Одежда и обувь 1 Различение и называние частей одежды, определение лицевой и изнаночной стороны одежды | |||
2 Складывание развешивание одежды | |||
3 Определение материала ,из которого изготовлена одежда и обувь | |||
4 Распределение одежды и обуви по сезонам и назначению | |||
Жилище 5 Функциональное назначение школьных и домашних помещений | |||
6 Предметы мебели и их назначение | |||
7 Использование сохранных анализаторы в социально-бытовой ориентировке | |||
Питание 8 Основные продукты питания: название, чем отличаются | |||
9 Различение группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные | |||
10 Мытье овощей, фруктов, ягод | |||
11 Правила поведения за столом | |||
Транспорт 12 Виды транспорта и их назначение | |||
13 Основные части транспорта: кабина водителя, кузов, колеса, салон для пассажиров | |||
Предприятия торговли 14 Виды магазинов | |||
15 Правила поведения при покупке товаров. Использование форм речевого этикета покупателя. | |||
Культура поведения 16 Соблюдение правил поведения в общественной организации и в общественных местах | |||
17 Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми | |||
18 Знание комплексов гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного утомления |
Всего 18 параметров. На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 18– низкий уровень
От 18 -24– уровень ближе к среднему
От 30 -42– средний уровень
От 42-48 – уровень выше среднего
От 48-54 – высокий уровень
2 класс
| Начало года | Середина года | Конец года |
Одежда и обувь 1 Складывание развешивание одежды 2 Виды тканей, из которых шьют одежду: хлопчатобумажная, шерстяная и другие. | |||
3 Части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька | |||
Жилище 4 Функциональное назначение школьных и домашних помещений | |||
5 Уход за комнатными растениями | |||
6 Использование сохранных анализаторы в социально-бытовой ориентировке | |||
Питание 7 Основные продукты питания: название, чем отличаются | |||
8 Различение группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные | |||
9 Уход за посудой и столовыми принадлежностями. | |||
10 Правила поведения за столом | |||
Транспорт 11 Узнавание транспорта по результатам наблюдений, по описанию, по характерным звукам. | |||
12 Профессии людей на транспорте: водитель, кондуктор, контролер | |||
Предприятия торговли 13 Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов. | |||
14 Правила поведения при покупке товаров. Использование форм речевого этикета покупателя. | |||
Культура поведения 15 Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему). | |||
16 Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми | |||
17 Знание комплексов гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного утомления | |||
18 Уход за средствами оптической коррекции. |
Всего 18 параметров. На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 18– низкий уровень
От 18 -24– уровень ближе к среднему
От 30 -42– средний уровень
От 42-48 – уровень выше среднего
От 48-54 – высокий уровень
3 класс
Начало года | Середина года | Конец года | |
Личная гигиена
| |||
2 Ориентировка во времени по часам | |||
Одежда и обувь 3.Использование знаний о чистике одежды щеткой в определенной последовательности: воротник, лацканы, низ изделия, все изделие целиком. | |||
4 Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговицы | |||
Жилище 5 Способы поддержания чистоты и уборки в помещении | |||
6 Пользование бытовыми приборами, соблюдение техники безопасности. | |||
Питание 7 Извлечение продуктов из упаковки: разворачивание, открывание упаковки, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов | |||
8 . Обработка продуктов с помощью столового ножа: намазывание масла на хлеб. | |||
9 Уход за посудой и столовыми принадлежностями. | |||
10 Правила поведения за столом | |||
Транспорт 11 Представления о наличии маршрута общественного транспорта. | |||
12 Остановки транспортных средств. Обозначения номеров пассажирских транспортных средств. | |||
Предприятия торговли 13 Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов. | |||
14 Узнавание вида магазина по витрине, по запаху, по условным обозначениям. Указатели видов магазинов. Режим работы магазинов. | |||
Культура поведения 15 Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему). | |||
16 Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми | |||
17 Пользование градусником. Оказание первой помощи при ожоге, порезе, ушибе. | |||
18 Обращение к услугам различных служб и учреждений. |
Всего 18 параметров. На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 18– низкий уровень
От 18 -24– уровень ближе к среднему
От 30 -42– средний уровень
От 42-48 – уровень выше среднего
От 48-54 – высокий уровень
4 класс
Начало года | Середина года | Конец года | |
Личная гигиена
| |||
2 Ориентировка во времени по часам | |||
Одежда и обувь 3.Использование знаний о чистике одежды и обуви щеткой в определенной последовательности. 4 Знание техники безопасности при работе с утюгом, иглой, булавкой, ножницами и умение работать с ними | |||
5 Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговицы, зашивание одежды по распоровшемуся шву, подшивание подогнутого края одежды | |||
Жилище 6 Использование сохранных анализаторы в социально-бытовой ориентировке | |||
7 Пользование бытовыми приборами, соблюдение техники безопасности. | |||
Питание 8 Извлечение продуктов из упаковки: разворачивание, открывание упаковки, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов | |||
9 . Приготовление простейших блюд. Обработка продуктов с помощью ножа: разрезание, нарезание, намазывание хлеба, чистка моркови, картофеля, вырезание испорченных мест. | |||
10 Знание техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи и умение работать с ними. | |||
Транспорт 11. Обращение с проездными билетами: предъявление кондуктору, контролёру, водителю по их требованию, сохранение до конца поездки. | |||
12 Умение словесно составить свой маршрут перемещение от объекта до объекта(станции метро, пересадки на автобус с использованием карты метро и маршрутов общественного транспорта) | |||
Предприятия торговли 13 Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов. | |||
14 Совершение покупки в предприятиях торговли. Пользование денежными купюрами. Оплата покупки.. | |||
Культура поведения 15 Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему). | |||
16 Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми | |||
17 Пользование градусником. Оказание первой помощи при ожоге, порезе, ушибе. | |||
18 Соблюдение правил хранения лекарств в домашней аптечке, применение лекарственных средств только по назначению врача. |
Всего 18 параметров. На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 18– низкий уровень
От 18 -24– уровень ближе к среднему
От 30 -42– средний уровень
От 42-48 – уровень выше среднего
От 48-54 – высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-124890-1371190967.jpg)
Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)
Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-299731-1380478217.jpg)
Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»
Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы и ее педа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-85956-1351457111.jpg)
"Технологии достижения планируемых результатов освоения программ НОО по предметам"
Раскрыты основные принципы системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, принципы безотметочного обучения, приёмы оценочной деят...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275535-1601998537.jpg)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-1336278-1622718291.jpg)
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия
Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития зрительного восприятия каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-1336278-1622718291.jpg)
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по пространственной ориентировке.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...