Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по пространственной ориентировке.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по пространственной ориентировке.
Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех социальных навыков ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по пространственной ориентировке. Общая 1-4 класс
В рамках реализации новых подходов и стратегических преобразований, которые регламентируются Федеральными Государственными образовательными Стандартами, в сегодняшнем образовании детей с проблемами в развитии особое место отводится комплексной диагностике и мониторингу достижений детьми планируемых результатов в освоении различных коррекционных программ.
Работа по пространственной ориентировке, являясь одним из важнейших направлений коррекционно-образовательного процесса в классах для детей с нарушением зрения тоже строится с учетом новых подходов к развитию, обучению и воспитанию детей, имеющих функциональные расстройства зрительного анализатора.
Признавая основным принципом в коррекционной работе принцип гуманизма, провозглашающий личность ребенка как самую большую ценность, тифлопедагоги стараются создать оптимальные условия для социализации детей, которые гарантировали бы каждому воспитаннику с нарушением зрения успешное усвоение основной общеобразовательной программы школьного образования.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по пространственной ориентировке.
Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех социальных навыков ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.
Мониторинг по пространственной ориентировке осуществляется тифлопедагогами в соответствии с диагностическими методиками, описанными в программах по социально-бытовой ориентировке , в литературе, методических пособиях, освещающих проблемы развития зрительного восприятия у младших с нарушением зрения и в материалах, предоставленных кафедрой тифлопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Приступая к разработке диагностического инструментария по определению уровня пространственной ориентировки я исходила из современных научных данных, доказывающих факт наличия в процессе зрительного восприятия достаточно большого числа функций. Поэтому разработанный нами диагностический инструментарий представляет из себя комплексную систему, позволяющую оценить разные стороны зрительного восприятия, разные его функции. В эту систему входят различные дидактические игры, диагностические карты, разработанные тифлопедагогами.
Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить материал для разработки индивидуальных коррекционных программ по ПО и разработать для каждого воспитанника с нарушением зрения личностно-ориентированное коррекционно-педагогическое сопровождение.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы по ПО обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения коррекционной программы и включает описание цели, форм, периодичности и содержания мониторинга, оценку результатов, которые составляют Паспорт мониторинга.
Цель мониторинга – изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития и достижения планируемых промежуточных и итоговых освоения детьми с нарушениием зрения коррекционной программы по ПО .
Основными объектами исследования являются выявление понятий о первоначальных и адекватных представлений по пространственной ориентировке в окружающей действительности Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах...
Субъект мониторинга – дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения зрения.
Формы мониторинга - игровые коррекционно-диагностические занятия, наблюдения за деятельностью детей в режимные моменты, анализ продуктов детской деятельности.
Периодичность и сроки проведения мониторинга:
Стартовый этап: 1-3 неделя сентября
Итоговый этап: 2-3 неделя мая
Оценка функций зрительного восприятия.
Оценка уровня овладения навыками и умениями, представленными в программе по развитию зрительного восприятия осуществляется по трехбалльной шкале.
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
Оценка проходит во время диагностического обследования детей.
Описание системы мониторинга.
Мониторинг проводится тифлопедагогами на основе индивидуального диагностического обследования каждого ребенка.
В ходе мониторинга заполняется таблица, баллы проставляются по параметрам в соответствующие графы таблицы.
Затем подсчитывается показатель по каждому ребенку по строке. Общая сумма баллов проставляется в графу таблицы «итого».
Полученный показатель учитывается для определения индивидуального маршрута ребенка, учета итоговых результатов формирования уровня ПО и овладения необходимыми навыками и умениями по всем разделам программы по ПО .
Когда получены результаты изучения всех детей, подсчитывается итоговый показатель в классе в целом. Средний показатель по параметру получается при сложении баллов по столбцу и делении его на количество детей в классе.
Этот показатель используется для учета результатов по каждому классу по всем классам начальной школы.
В конце учебного года после подсчета итоговых показателей в классе делается качественный и количественный анализ, который отражается в сравнительной диаграмме (на начало, середину и конец года), позволяющей увидеть достижение стабильных положительных промежуточных и итоговых результатов развития зрительного восприятия воспитанников.
Полученные результаты мониторинга позволяют не только наглядно оценить эффективность проделанной работы и наметить перспективы коррекционной работы в указанном направлении относительно всей группы детей и каждого ребенка в отдельности, но и позволяют разработать инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса :учителей, психологов, дефектологов, логопедов, тифлопедагогов, детей, воспитателей, родителей.
Мониторинг един для всех классов, для прослеживания развития ребенка . 1-4 класс. Сводная. Ведется на протяжении 4 лет.
Начало года | Конец года | |
Развитие анализаторов 1.Умение использовать анализаторы в пространственной ориентировке. | ||
2.Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности). | ||
3.Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию. | ||
Развитие навыков ориентировки в микропространстве 4. ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. | ||
5. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. | ||
6. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства. | ||
7. Ориентировка на схемах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на схемах. | ||
Предметные и пространственные представления. 8. Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство класса, спальни, столовой, квартиры (мебель, посуда, одежда). Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке | ||
9. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, контурными и силуэтными изображениями. | ||
10. Обследование представлений об объектах города (улица, тротуар, проезжая часть, светофор, подземные и наземные переходы, остановки, жилые дома, киоски, магазины, расположенные вблизи школы), городском транспорте (троллейбус, трамвай, автобус, маршрутное такси, машины, метро). | ||
Ориентировка в замкнутом и свободном пространстве, изучение уровня сформированности топографических представлений 11.Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем. | ||
12 Самостоятельная и свободная ориентировка в школе, на пришкольном участке, на прилегающих к школе улицах. | ||
13 Знание правил перехода улицы для слабовидящих обучающихся | ||
14. Самостоятельное составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию. |
Всего 14 параметров. Каждый верно полученный результат оценивается как 1 балл.
На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 12 – низкий уровень
От 12 -24 – уровень ближе к среднему
От 24-20 – средний уровень
От 20-36 – уровень выше среднего
От 36-42 – высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-124890-1371190967.jpg)
Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)
Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-299731-1380478217.jpg)
Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»
Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы и ее педа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-85956-1351457111.jpg)
"Технологии достижения планируемых результатов освоения программ НОО по предметам"
Раскрыты основные принципы системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, принципы безотметочного обучения, приёмы оценочной деят...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275535-1601998537.jpg)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-1336278-1622718291.jpg)
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия
Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития зрительного восприятия каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-1336278-1622718291.jpg)
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...