Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития зрительного восприятия каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить материал для разработки индивидуальных коррекционных программ по развитию зрительного восприятия и разработать для каждого воспитанника с нарушением зрения личностно-ориентированное коррекционно-педагогическое сопровождение
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия
В рамках реализации новых подходов и стратегических преобразований, которые регламентируются Федеральными Государственными образовательными Стандартами, в сегодняшнем образовании детей с проблемами в развитии особое место отводится комплексной диагностике и мониторингу достижений детьми планируемых результатов в освоении различных коррекционных программ.
Работа по развитию зрительного восприятия, являясь одним из важнейших направлений коррекционно-образовательного процесса в классах для детей с нарушением зрения тоже строится с учетом новых подходов к развитию, обучению и воспитанию детей, имеющих функциональные расстройства зрительного анализатора.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.
Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех важнейших функций зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе и способствующими развитию всех сторон зрительного восприятия.
Цель мониторинга – изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития по классам и достижения планируемых промежуточных и итоговых освоения детьми с нарушении ем зрения коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.
Диагностика зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Изучение умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания, функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности.
Субъект мониторинга – дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения зрения.
Формы мониторинга - игровые коррекционно-диагностические занятия, наблюдения за деятельностью детей в режимные моменты, анализ продуктов детской деятельности.
Периодичность и сроки проведения мониторинга:
Стартовый этап: 1-3 неделя сентября
Итоговый этап: 2-3 неделя мая
Оценка функций зрительного восприятия.
Оценка уровня овладения навыками и умениями, представленными в программе по развитию зрительного восприятия осуществляется по трехбалльной шкале.
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
Оценка проходит во время диагностического обследования детей.
Описание системы мониторинга.
Мониторинг проводится тифлопедагогами на основе индивидуального диагностического обследования каждого ребенка.
В ходе мониторинга заполняется таблица, баллы проставляются по параметрам зрительного восприятия в соответствующие графы таблицы.
Затем подсчитывается показатель по каждому ребенку по строке. Общая сумма баллов проставляется в графу таблицы «итого».
Полученный показатель учитывается для определения индивидуального маршрута ребенка, учета итоговых результатов формирования уровня зрительного восприятия и овладения необходимыми навыками и умениями по всем разделам программы по развитию зрительного восприятия.
Когда получены результаты изучения всех детей, подсчитывается итоговый показатель в классе в целом. Средний показатель по параметру получается при сложении баллов по столбцу и делении его на количество детей в классе.
Этот показатель используется для учета результатов по каждому классу по всем разделам программы зрительного восприятия.
В конце учебного года после подсчета итоговых показателей в классе делается качественный и количественный анализ, который отражается в сравнительной диаграмме (на начало, середину и конец года), позволяющей увидеть достижение стабильных положительных промежуточных и итоговых результатов развития зрительного восприятия воспитанников.
Полученные результаты мониторинга позволяют не только наглядно оценить эффективность проделанной работы и наметить перспективы коррекционной работы в указанном направлении относительно всей группы детей и каждого ребенка в отдельности, но и позволяют разработать инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса :учителей, психологов, дефектологов, логопедов, тифлопедагогов, детей, воспитателей, родителей
Мониторинг составлен на основе пособия:
1. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
3. Дружинина, Л.А. Современные подходы к организации образовательного процесса в работе с детьми, имеющими нарушения зрения: лекции по курсу
4. Дети с амблиопией и косоглазием /Под ред. Г.В. Никулиной. СПб., 1999
1 класс
Исследуемые параметры | Характеристика выполнения задания (высокий уровень) | |
Начало года | Конец года | |
1 | 2 | 3 |
I. Исследование восприятия цвета | ||
2. Соотнесение объектов по цвету | ||
3. Фиксация цвета по насыщенности | ||
4. Выделение цвета в окружающей среде | ||
II. Исследование восприятия формы |
|
|
2. Соотнесение форм и фигур | ||
3. Соотнесение фор мы, фигуры и их предметного изображения | ||
4. Локализация | ||
5. Дифференцирование сходных форм | ||
III. Исследование восприятия размера | ||
2. Словесное обозначение величины | ||
3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания |
Всего 12 параметров.
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
От 0 до 12– низкий уровень
От 12-18 – уровень ближе к среднему
От 18-24 – средний уровень
От 24-30– уровень выше среднего
От 30-36 – высокий уровень
2 класс
Начало года | Середина года(январь) | Конец года | |
Общая моторика: 1.Бросить мяч педагогу и поймать его в обратном броске. | |||
2.Пройти по одной линии, приставляя носок к пятке. | |||
Мелкая моторика: 3 Рисовать в воздухе (на доске, на бумаге) обеими руками в одну сторону вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, параллельные, фигуры (формы). | |||
4 Последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее. | |||
5 «Кольцо» соединить указательный и большой пальцы ведущей; другой руки. | |||
6 «Чудесный мешочек»: узнай на ощупь; чего не стало. | |||
7 штриховка | |||
8 Графические диктанты | |||
Зрительно моторная координация: 9 лабиринт | |||
10 Выложить дорожку из фасоли | |||
Зрительное восприятие: 11 Дорисовать фигуры | |||
12 Собрать разрезную картинку. | |||
13 Восприятие формы( призма, пирамида ,параллелепипед ,конус) | |||
14 Восприятие предмета на зашумленном фоне, пунктиром и т.д. |
Всего 14 параметров. Каждый верно полученный результат оценивается как 1 балл.
На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 12 – низкий уровень
От 12 -24 – уровень ближе к среднему
От 24-20 – средний уровень
От 20-36 – уровень выше среднего
От 36-42 – высокий уровень
3 класс
Начало года | Середина года | Конец года | |
Общая моторика: 1 Бросить мяч педагогу и поймать его в обратном броске. | |||
2. Пройти по одной линии, приставляя носок к пятке. | |||
Мелкая моторика: 3 Обведение через кальку | |||
4 штриховка | |||
5 Графические диктанты на листе в клетку | |||
6 Графические задания на листе в линейку | |||
7 Построение геометрических фигур по линейке на листке в клетку | |||
Зрительно моторная координация: 8 веревочка | |||
9 лабиринт | |||
Зрительное восприятие: 10. Дорисовать фигуры | |||
11. Построение плоских и объемных геометрических фигур | |||
12. Умение работать с простейшим тестом | |||
13 .Умение работать с простейшим текстом (умение ориентироваться в тексте) | |||
14. умение ориентироваться на циферблате | |||
15. Целое и части | |||
16. Конструирование по образцу | |||
17. Конструирование по представлению ,опираясь на образы зрительной памяти | |||
18. Работа с циркулем |
Всего 18 параметров. На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 18– низкий уровень
От 18 -24– уровень ближе к среднему
От 30 -42– средний уровень
От 42-48 – уровень выше среднего
От 48-54 – высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-124890-1371190967.jpg)
Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)
Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-299731-1380478217.jpg)
Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»
Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы и ее педа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-85956-1351457111.jpg)
"Технологии достижения планируемых результатов освоения программ НОО по предметам"
Раскрыты основные принципы системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, принципы безотметочного обучения, приёмы оценочной деят...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275535-1601998537.jpg)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-1336278-1622718291.jpg)
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-1336278-1622718291.jpg)
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по пространственной ориентировке.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...