Конспект классного часа 4 класс
классный час (4 класс)

Макеева Наталия Вячеславовна

Конспект классного часа "Братья наши меньшие"  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kl._chasa_bratya_nashi_menshie_4kl.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казённое образовательное учреждение

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №30 им. К.А. МИКАЭЛЬЯНА

Конспект

 классного часа 

по теме: «Братья наши меньшие»

Проведенного с учащимися 4 «Г» класса.

Подготовила и провела

Учитель начальных классов:

Макеева Н.В.

Москва 2019г.

Форма проведения: классный час-размышление.

Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком.

                                             К.Зелинский

Цель: Воспитание любви и доброго отношения к животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятием “чуткость”, “доброта”, “ответственность”, “отзывчивость”;
  2. воспитание любви к окружающему миру, внушение детям симпатии к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам.
  3. воспитание сочувствия, сострадания и сердечности как неотъемлемых качеств человеческой личности.

Основные понятия: чуткость, доброта, ответственность, отзывчивость, сочувствие, сострадание, сердечность.

На доске записаны значения слов (к ним будем обращаться периодически по ходу работы): чуткость, отзывчивость, сердечность, шуга, судорога, воронка, булыжник, благодарность, нарваться, сострадание.  

Чуткий – перен. Отзывчивый, внимательный к окружающим, сочувственный.

Отзывчивый – легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.

Сердечный - задушевный, искренний; добрый.

Булыжник – твердый камень, употребляемый для мощения улиц, дорог.

Шуга – мелкий рыхлый лед, появляющийся во время весеннего ледохода.

Судорога – резкое и непроизвольное, обычно болезненное, сокращение мышц.

Воронка – приспособление в форме конуса с трубкой на узком конце для переливания жидкости в сосуд с узким горлом. В перен. Водоворот.

Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание.

Нарваться – неожиданно встретить кого-нибудь или что-н. (о неприятном, нежелательном для кого-н.)

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем

Ход классного часа:

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Тема нашего классного часа «Братья наши меньшие»

Учитель: Ребята, кого мы называем нашими “братьями меньшими”?

Ответы учащихся (Собак, кошек, птичек, других зверушек…)

Учитель: Почему мы их так называем?

Ответы учащихся (Во-первых, они неотъемлемая часть мира, который нас окружает; во-вторых, они приносят огромную пользу, а главное – они очень часто нуждаются в нашей помощи.)

Учитель: Вот обо всех этих аспектах сегодня и поговорим с вами и поразмышляем над тем, как можно воспитать любовь и доброе отношение к животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность.

Ребята, как вы думаете, можно ли представить мир без животных и птиц?

Ответы учащихся.  (Скорее всего, нет. Они украшают нашу жизнь, делают ее интереснее и разнообразнее, с ними веселее, спокойнее…)

Учитель: Испокон века, еще в дальней древности кошки, собаки были нужными человеку. Почему?

Ответы учащихся. (Охраняли дом, стадо, избавляли от вредных грызунов…)

Учитель: Теперь давайте послушаем четверостишие, где высказывается отношение к животным и ответим на вопрос: «За что нельзя не любить четвероногих друзей?»

Чтение стихотворения.

Четвероногие друзья!  

Их не любить никак нельзя.

Они помощники в труде – надёжные, примерные.

Они и выручат в беде и в дружбе очень верные.

Ответы учащихся 

Учитель: Как видим, польза от наших питомцев огромная. Но почему же в городах и селах так много бездомных собак и кошек? Я бы хотела услышать ответ на этот вопрос после одной истории, которую прочитает нам …

Читает ученик под музыку. “Жалобными глазами, глядя на прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он найдет своих хозяев. Ведь не так недавно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот сейчас… Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали? А как же я? Меня забыли! – бежал за машиной щенок и жалобно лаял.  

И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и самым ответственным псом.  Думая о своем печальном существовании, щенок добрался до какого-то здания. “А вот тот магазин, в который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про меня, будут меня искать, и придут к магазину?” – подумал щенок.  

На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш все бредет и бредет по улицам города… А, может это ваш Щенок???”  

Учитель: Откуда берутся бездомные животные, которые живут в подвалах, на лестничных площадках, около мусорных бачков?  Ответы учащихся 

Учитель: Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то

предательство. Мы безжалостны, выгоняем своих бывших друзей; мы безответственны: заводим животных, а потом ленимся за ними ухаживать – и снова беззащитные существа остаются без крова).

Давайте послушаем стих и ответим на вопрос: Как передается душевное состояние бездомной собаки?

Чтение стихотворения.

Бездомный пёс, в глазах один вопрос:          Полкан иль Бим, он хочет быть твоим

«Зачем же я не нужен никому?»                    Не ради миски или конуры.

Погладишь пса и отведёшь глаза…               Ничейный пёс меж туфель и колёс

А что ещё ответствовать ему?                        Бредёт куда-то в изморось и ночь.

Ничейный пёс удержится от слёз -                Опять ни с чем. Он не поймёт, зачем

Он понимает правила игры.                            Зовут, ласкают и уходят прочь.  

                                                                                                  (Дмитрий Орлов.)

Ответы учащихся.

-  Псу очень одиноко. Автор говорит, что пес понимает правило жизни, и поэтому удержится от слез. Он хочет быть другом человека, чувствовать, что он кому-то нужен.

- Ребята, а какое правило игры он понимает? (Пес обречен на одиночество. Его слезы никому не нужны).

Учитель: Каждый из вас, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несет большую ответственность за их жизнь. Выгнав на улицу, вы обрекаете их на голод и мучения. Добрый человек никогда не будет выгонять животных из дома.

Учитель: Ребята, вы помните слова “Собака бывает кусачей только от жизни собачей?” В чем горькая правда этих слов?

Ответы учащихся  

– Животные не могут сами обеспечить себя пропитанием, особенно бывшие домашние, поэтому могут стать опасными.

Учитель: Можно ли и как избежать такой ситуации, чтобы твой питомец не оказался на улице? (Ответы дают ученики.)

 - Собаки и кошки – братья наши меньшие, о них надо заботиться всегда, а не только тогда, когда нам с ними интересно и когда они нужны нам. И мы ни в коем случае не должны так бессердечно избавляться от них как от ненужных предметов. Ребята, как думаете, почему? Ответы учеников 

Они живые существа, каждый из них любит вас, доверяет вам, и мы просто обязаны оценить это. Мы всегда в ответе за них, за тех, кого приручили.  

 Учитель: Ребята, давайте послушаем одну песню. У вас на столах лежат задания к этой песне. Попробуйте ответить на эти вопросы.

Звучит песня «О собаке»

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким настроением проникнута песня? О чем она? (Грустное с радостным. Эта песня о дружбе человека с собакой).
  2. Какими предстают в песне собака и ее хозяин? (Собака преданная, любит своего хозяина и полностью доверяет ему. В минуту опасности бросается к нему на помощь. Хозяин проявляет бездушность, жестокость по отношению к своему питомцу.)
  3. Ребята, как думаете, лишь одно ли желание «ее от мук освободить» подтолкнуло его на это злодеяние? Ухаживать за старым и больным животным – это большой и тяжелый труд.
  4. Как вы думаете, в конце песни, за что собака была благодарна своему хозяину? (За то, что он заботился о ней до самой смерти. За то, что подарил ей счастливые минуты старости).
  5. В каких строчках выражена основная мысль в песне? Восстановите пословицу.

Каким образом автор подтверждает свое утверждение? О чем заставляет нас задуматься эта песня? Мы не должны так бессердечно относится к своим собакам. Не зря говорят: «Не рой другому ямы – сам в нее попадешь». Человек хотел утопить собаку, но сам оказался в реке. И только с помощью своего верного друга ему удалось спастись от неминуемой гибели.

               Теперь послушаем еще одну песню. Попытайтесь определить, с каким настроением она поется, и ответить на вопросы, заданные к музыкальному произведению. (На партах лежат вопросы для обсуждения к песне)

Звучит песня «О коте»

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким настроением проникнута эта песня? О чем она? Грустным, печальным. Песня о коте, его любви ко всем, и жестокости людей по отношению к нему.
  2. Каким предстает перед нами кот? За что он получил кличку Урод? Он инвалид: безухий, одноглазый, у него сломан хвост и «лапа от бедра наперекос». Детям строго запрещалось к нему подходить.
  3. Каким качеством характера обладает кот, что наиболее ярко его характеризует и в чем она проявляется? Обладал смирением, любовью ко всем. Терся об ноги тех, кто камнями его отгонял, смиренно мок под водой из шланга.
  4. За что он больше всех любил детей? Как проявляет свою любовь к детям? В детях больше человечности, сострадания, жалости. Мурчал, сосал пуговку или блузку. При виде их вопил и бежал к ним навстречу.
  5. Каким образом кот в последний раз своей жизни оказывается на руках одной девочки? Однажды он нарвался на собак, которые набросились на него под команду Фас! Его увидела девочка, подбежала к нему, схватила его и понесла его домой.
  6. Каким образом ему удалось вызвать у девочки сострадание и сделать ее добрей? Он задыхался, он едва дышал и морду след слезы пересекал. Он пытается мурчать у нее на руках и пуговку сосать, тем самым выражая свою любовь.
  7. Каким образом автор подтверждает свое утверждение «Даже за уродством у котов бывает беспредельная любовь…»  Каким бы ни уродливым был кот, сердце его переполнено любовью.  Испытав боль от одного человека, он стремится всей душой к другому, не задумываясь, что его может ожидать.
  8. Как думаете, ребята, чему учат нас эти песни?

Жизнь животных среди нас полна горя и боли. Мы жестоки по отношению к животным, проявляем безответственность, бесчеловечность, безразличие. Но мы должны помнить о том, что животные – наши братья меньшие и в каждом из них кроется душа, которая тянется к нам, нуждается в нашей заботе, любви.

Давайте прочитаем стихотворение и определим его настроение.

Чтение стихотворения «Бежал щенок по лужам».

Бежал щенок по лужам,                                    Он всё бежал по лужам

По лужам, по лужам                                           И думал: «Почему же,

И думал: «Почему же                                         Скажите, почему же

Я никому не нужен,                                            Мне кто-то очень нужен,

Не нужен никому?                                              Кто это может быть?

Вот я бегу по лужам,                                          И встретились у речки

Потом настанет стужа,                                       Щенок и человечек.

Мне будет ещё хуже,                                          Шёл дождик в этот вечер,

Что делать – не пойму».                                     Но было им тепло:

А в этот самый вечер                                         «Пусть хлещет дождь,

Бежал ему навстречу                                          Пусть в окна бьётся вьюга,

Печальный человечек                                         Но мы нашли друг друга,

В сапожках голубых.                                          Нашли с тобой друг друга,

Он всё бежал по лужам,                                     Нам очень повезло».

                                                                                                                               (Анна Горбунова.)

Учитель: Теперь обратимся к эпиграфу классного часа. Ребята, как вы его понимаете?

Ребята, я хочу, чтобы вы, придя сегодня домой, взяли на руки своих питомцев, посмотрели им в глаза и сказали: «Я никогда тебя не предам». На этом наш классный час завершается. Всем спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....

Конспект классного часа "Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)" (1 класс)

Цель деятельности учителя: выявить наиболее значимые ориентации учащихся.Планируемые результаты:Предметные: Формирование ценностного отношения учащихся к жизниЛичностные: формирование значимых ориента...

Конспект классного часа "Наш дружный класс" (1 класс)

Цель деятельности: формирование у учащихся доброжелательного отношения друг к другуПланируемые результаты:Предметные:-Развитие нравственных качеств учащихся;-Обучение навыкам группового взаимодействия...