Исследовательская работа. Пауки.
проект (4 класс)

Лесик Ольга Степановна

Исследовательская работа ученика 4 класса. Цель: подробно изучить жизнь пауков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pauki.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

V районная научно-практическая конференция

исследовательских работ обучающихся

«Малая академия юных дарований»

МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа на тему:

«Пауки»

 

               

             

                               

                                                                                  Автор:  Манцевич Глеб,

                                                                                   ученик 4 класса  

                                                                                   МБОУ «Барашевская СОШ»                                                                          

                       Руководитель: Лесик Ольга Степановна,

                                                                                      учитель начальных классов

п. Барашево

    2019 г.

Содержание

I. Введение ………………………………………………………………………. 3                                                                                                                                                                                                                                                                          

1.1. Цель исследования ……………………………………………………. …... 3

1.2. Задачи исследования …………………………………………................... 3

1.3. Гипотеза исследования …………………………………………………….. 3

1.4. Методы исследования ………………………………………………............ 4                                                                       

II.  Основная часть. Результаты исследования ……………………............  4

 2.1. Кто такие пауки? ............................................................................................ 4

 2.2. Где и как живут? ……………………………………………………............ 5

 2.3. Многообразие пауков ………………………………………………............6

 2.4. Малый вред, большая польза …………………………………………….. 8

 2.5. Паутина ………………………………………………………………......... 9

 2.6. Пауки – предсказатели погоды ………………………………………….. 10

 2.7. Практическая работа   − Наблюдения………………………………….. 10

 III. Заключение  ............................................................................................ 11  

 IV. Использованная литература  ............................................................... 12

 V. Интернет-ресурсы ………………………………………………………….12

 VI. Приложение ………………………………………………………………. 13

     Введение.

     Так уж повелось, что пауки для человека являются одними из самых неприятных существ. Многие люди с отвращением относятся к паукам и, встретившись с ними, часто стараются их убить. О безжалостности, кровожадности и страшных укусах пауков сложены многочисленные легенды. Образ огромного паука-убийцы с успехом используется в фильмах ужасов и всевозможных электронных играх.

     Мне стало интересно, а как думают мои одноклассники. На самом деле их надо бояться? Я решил провести опрос – анкету. 78% ребят сказали: «Их надо уничтожать, от них нет никакой пользы».  22% − думают иначе.

      Неужели от пауков нет никакой пользы? Об этом я спросил  учительницу. Она попросила собрать материалы о пауках, а потом рассказать о них учащимся.

 Цель исследовательской работы:

−  Подробно изучить жизнь пауков.

 Задачи

− Познакомиться с основными видами пауков.

− Провести наблюдения за образом жизни пауков.

− По результатам наблюдений сделать выводы.

  Гипотеза: Пауки уникальные животные.  Мир пауков интересен

и разнообразен.  Пауки очень полезны для человека.

  Для своего исследования я наметил  вопросы:

− Кто такие пауки?

− Где и как они живут?

− Какие виды пауков существуют в настоящее время?

−  Какую пользу приносят пауки?

    Методика исследования.

    Очень много литературы о пауках смог  найти в библиотеке. Всё, что мне показалось интересным, новым и полезным я записывал. Много интересного я смог узнать про этих удивительных животных из энциклопедий.  Потом поискал в Интернете. Ох, сколько там информации о пауках!  Много красочных рисунков. Всё, что мне может пригодиться, я собрал в одну папку.    

    А летом у меня была возможность наблюдать за ними.  Мне было очень интересно узнать: сколько видов пауков; чем они отличаются друг от друга; чем они питаются; как они передвигаются по стенам и потолкам. Также хотелось найти ответ на вопрос: «Откуда они берут паутину?» Ещё я понял, что пауки сильно отличаются от похожих на них насекомых, они особенные, у них есть тайны. А многие считают их противными, опасными, отвратительными. Поэтому я хотел бы изменить мнение о пауках, рассказать взрослым, одноклассникам, чем же интересны и полезны пауки.

     Всё я собрал, и у меня получилась небольшая исследовательская работа.

I. Результаты исследования.

1) Кто такие пауки?

     Из истории. Четыреста миллионов лет назад суша планеты Земля была, в общем-то, безжизненна и пуста.

      Никто не жужжал, не квакал, не крякал и прочее. Никто на брюхе, представьте себе, не ползал. Никто зубы не скалил, потому что зубов тогда ни у кого не было ещё. Их природа позднее изобрела.

     И тут – случилось же такое! – из моря на сушу вылезли первобытные паукообразные – предки пауков и скорпионов. Выбрались они из моря на сушу и огляделись…  А мух нет. Ждать пришлось ещё много лет,  пока  появились мухи. Думают даже так: мухи потому, возможно, и научились летать, что за каждым, как говорится, кустом их караулили пауки. И тогда, чтобы крылатых ловить, пауки начали плести сети. Теория эта, может быть и не верна, но логична.

     Пауки, как и мы с вами, смертны. Но прежде чем умереть, пауки живут так необычно, что человек, способный смотреть на них с увлечением, забывает обо всём (даже о смерти).

     Пауки – мелкие бегающие создания, имеющие, в отличие от насекомых, 4, а не 3 пары ног и тело, состоящее из 2, а не 3 отделов.

     Пауки относятся к группе членистоногих, называемых паукообразными, в которых более 70 000 видов и куда входят также скорпионы, фаланги и клещи. На переднем конце головогруди находятся простые глаза. У большинства пауков их четыре пары, хотя бывает от шести до двенадцати. Известны пещерные виды пауков, которые вообще не имеют глаз. Глаза пауков разных семейств могут сильно отличаться. У пауков, которые охотятся без ловчей сети, очень хорошо развитое зрение. Например, пауки-скакуны могут видеть почти так же хорошо, как и люди. Эксперименты показали, что они даже могут различать цвета.

      Пещерные пауки, которые живут в темноте, не видят совсем или же видят очень плохо. Они полностью зависят от звуков и ощущений. У многих пауков одна передняя пара глаз более крупная и видит лучше всего, а остальные служат, в основном, для различения движения и света.

     Пауки – охотники и питаются в основном насекомыми. Несмотря на своё название, пауки-птицееды едят птиц очень редко, предпочитая ящериц и мелких грызунов.   Едят пауки только жидкую пищу. Они высасывают жертву, оставляя от неё сухую оболочку. Даже такие гиганты, как птичий паук, «выпивают» своих жертв, словно через соломинку.                                                                                

2)  Где и как они живут?

     Пауки уникальные животные. Они не зависят от пищевых ресурсов, для них не существует запретных территорий. Главной их особенностью является то, что из-за их короткого жизненного цикла, они очень быстро приспосабливаются к изменениям экологии и окружающей среды.  Живут в углах и щелях повсеместно, а также в местах с богатой растительностью. Они освоили все природные зоны Земли – от пустынь и тропических лесов до Антарктиды.

     Покорители Эвереста нашли один из видов пауков на высоте около 7 км,  а некоторые виды пауков были обнаружены в пещерах на глубине 600 м под землёй.

     Пауки живут всюду: в лесах, полях, степях, пустынях, в горах, низинах, пещерах, в тундрах, тайге, даже в воде.

     Существуют пауки, роющие нору. Например, «землекоп» целый день прячется в норе, он не выносит солнечного света. А ночью он выходит на охоту.

     Паук-крестовик обитает в сырых местах: болотах, впадинах, по берегам рек и речек, там, где много комаров и мошкары.

     Пауки выживают там, где другие животные гибнут, благодаря своей удивительной приспособляемости и жизнеспособности. Часто в этом им помогает способность долго, до нескольких недель, обходиться без пищи.              

    3) Многообразие пауков.

     Размеры пауков бывают разные. Самые мелкие – 0.8 мм, самые крупные тропические птицееды – 11 см длиной, а длина ног достигает 20 см. Пауки живут по-разному долго. В основном пауки живут в течение 1 года. Отдельные виды могут жить более 20 лет. Немного расскажу о некоторых видах пауков.

     Паук каракурт опасен для животных и человека. Тело черное, брюшко самца с красными пятнышками. На животных и человека не нападает, если его не потревожат. Если вовремя не ввести сыворотку, его укус может вызвать судороги и даже смерть. Самка этого паука съедает самца вскоре после свадьбы, из-за чего получила прозвище «Черная вдова». По подсчетам американцев, в течение 200 лет эти пауки укусили 1500 человек, из них 40 погибло.

     Тарантул − распространен главным образом на Южной Европе, в Средней Азии. Длина самки до 3,5 см., питается насекомыми. Ядовит, укус болезнен, но для человека не опасен. В Италии есть танец «тарантелла». По-другому их называют бродягами.

      Крестовик - длина самки 20 - 25 мм, самца 10 -11 мм. На верхней стороне брюшка крестообразный рисунок из белых пятен. Широко распространен повсюду. Питается насекомыми, попавшими в его ловчую сеть.

    Настоящие птицееды. К этому семейству относятся самые крупные в мире пауки, нападающие в тропиках даже на птенцов. Длина их туловища достигает от 5 до 11 см, а размах ног – 18 - 20 см.

   Птицееды – это пауки-долгожители. Они живут до 25 лет.

   Пауки-землекопы сплетают из паутины плотную замкнутую на концах трубочку диаметром около 2,5 см, которая выходит из их норки и лежит на земле, обычно под деревом, продолжаясь на расстояние примерно 30 см. Паук прячется внутри трубки и, когда на нее садится неосторожное насекомое, хватает его прямо через паутинную стенку.

     Пауки - «арканщики» пользуются, вероятно, самым необычным способом ловли добычи. Сначала паук натягивает между ветвями прочную нить из паутины, обычно над ручьем, где вьются мелкие мошки. Примерно посередине ее он прикрепляет ловчую нить с тяжелым липким комочком на конце и держит ее передней ногой. Когда поблизости пролетает насекомое, он размахивает этой нитью, как лассо, стараясь зацепить жертву.

    Пауки-бокоходы. Имеют способность корректировать свой цвет. Этих пауков называют ещё пауками-крабами за внешнее сходство с последними. Они среднего размера, часто ярко окрашены и обычно прячутся в цветках, где охотятся на насекомых, прилетевших за нектаром, например пчел.

    Водяные пауки могут бегать по поверхности стоячих водоемов и даже погружаться под воду, держась за растения. Питаются эти пауки насекомыми, мальками рыб и головастиками.

     Паук серебрянка, обитающий в Европе и проводящий большую часть жизни под водой в местах, где течение слабое или вообще отсутствует. Вероятно, это самый необычный в мире паук, если учесть, что он, как и все представители его класса, дышит атмосферным воздухом. Весной он уходит под воду и натягивает там между растениями горизонтальную сеть из паутины с очень мелкими ячейками. Затем, поднимаясь к поверхности, он выставляет наружу конец брюшка, покрытого несмачивающимися волосками. Между ними набирается воздух, который паук в виде удерживаемого ногами пузырька утаскивает в глубину и стряхивает под своей сетью. Та не дает пузырькам всплывать и после многократных таких рейсов выгибается колоколом величиной с наперсток и даже больше, подпираемым изнутри воздушной камерой. Паук прячется внутри нее, недоступный для большинства врагов, тут же откладывает яйца, выводит молодь и зимует. Колокола, живущих порознь самца и самки, соединяются друг с другом мостиком из паутины.

     Кругопряд полосатый - небольшой паук, размером 5 – 6 мм, с вальковатым брюшком. Головогрудь коричневая, брюшко светлое, с двумя широкими темными продольными полосами. Обычен в местах с влажной травянистой растительностью. Ловчая сеть растягивается среди травы, невысоко над землей. Паук сидит сбоку от сети в убежище из свернутого уголком зеленого листа. Широко распространен по всей территории России.

    4) Малый вред, большая польза.

    Чем ещё хороши пауки?  Человеку от паука вред малый. Ядовиты немногие из пауков; они, конечно, опасны людям, которые живут там, где много ядовитых пауков. Пауки, поселившиеся в домах, засоряют стены наших жилищ паутиной. Другого вреда нет.

    А польза? А польза велика. Пауки прожорливы: каждый в день съедает не меньше, чем сам весит. Когда охота особенно удачна, обычный наш крестовик ловит в сети по пятьсот насекомых за сутки. Мухи в этом улове преобладают.   Ведь муха, она только на вид безобидна. Муха является разносчиком болезнетворных бактерий, микробов, На теле одной только мухи можно насчитать около 30 миллионов микробов! И таких страшных, от которых люди могут заболеть туберкулезом, сибирской язвой, холерой, брюшным тифом, дизентерией, разными глистами. Мухи очень быстро размножаются. Только враги мух, главным образом пауки, спасают нас от этих разносчиков болезней.

     Если бы не пауки, то наша планета просто была бы переполнена всякой «мошкарой»! Регулируя численность насекомых, они служат для поддержания баланса нашей экологической системы.

     В наше время яд пауков всё больше используется в медицине.  Их укус не более опасен, чем укус комара или осы. Более того, в яде пауков найдены вещества, помогающие при сердечных и других болезней. Поэтому, когда ты в следующий раз увидишь этих восьминожек, остановись и задумайся: стоит ли убивать пауков только из-за их отталкивающей внешности?

    5) Паутина.

      Великолепным примером ловчих приспособлений, которые устраивают животные, является паутина. Пауки вырабатывают паутинный шёлк в особых образованиях − прядильных органах, в которых расположены железы. Они выделяют жидкий шёлк, который при контакте с воздухом затвердевает в виде нитей. Шёлк паука − необычный материал. Одна из его особенностей - огромная прочность. Нить шёлка, толщиной с карандаш,  способна  остановить   Боинг − 747, летящий на полной скорости. Мы всё ещё не можем создать такой материал, несмотря на все наши технологические достижения.

      Некоторые пауки устраивают ловчую сеть, представляющую собой просто-напросто перекрещенные нити. У большого домового паука на вооружении именно такой вид паутины. Она служит для хищника жилищем, его углы закручены вверх. Если насекомое садится на ловчую сеть, его ножки запутываются в нитях. Паук чувствует колебания паутины, производимые жертвой, и спешит, чтобы укусить её.

     Имеются разные формы паутин. Например, паутина крестовика круглая, похожая на колесо.

     Паутинная конструкция паука – серебрянки находится под водой.

     5)  Пауки – предсказатели погоды.

     Пауки предсказывают погоду. Если намечается дождь, то за 8-10 часов пауки перестают плести паутину, даже разрушают старую. Иногда пауки опускают свою ловчую сеть или изменяют её расположение. Сами пауки скрываются в щелях. При наступлении ясной погоды, пауки начинают плести новую ловчую сеть.

     6) Практическая работа.

     Летом в течение месяца я наблюдал за пауками, их жизнью и зафиксировал увиденное в дневник.

15.08. 2018. Под крышей (шифером) сарая была сплетена серебристая ажурная сеть, расчерченная как по линейке. У паука, который ждал жертву, было гладкое шарообразное брюшко молочного цвета с чуть тёмными пятнышками.

16. 08. 2018. Паука не было видно, но была видна сигнальная нить. Муха  попала в сеть, прилипла к нитям и сотрясла паутину. Сразу подбежал паук и очень быстро опутал её паутиной, проколол жертву мощными челюстями, хелицерами, и ввёл ей внутрь яд. Таким образом, паук парализовал муху, выдернул жертву из паутины и унес с собой в укрытие.

17. 08. 2018. Порванная сеть не была починена.

18. 08. 2018. Сеть была починена. Когда я бросил мертвую стрекозу, паук не подошёл, наверное, он был сыт. Но, скорее всего, паук не чувствовал колебания паутины, потому что насекомое было мертво. Вечером я поймал живую муху и бросил в сеть. Когда муха изо всех сил барахталась в сети, сразу выскочил паук из укрытия и опутал нитью, сделав кокон.

19. 08. 2018. Между веток была натянута другая паутина. Вокруг летало много комаров. Когда один комар, попав в липкие тенета, пытался вырваться, паук тотчас выбежал из засады, нанёс ему смертельный укол и опутал паутиной.

20. 08. 2018. В кладовой у нас  дома почти всё лето живёт комнатный паук чёрного цвета. В углу я нашёл треугольную ловушку. Я не стал ломать его дом, т.к. существует поверье, что домовой паук приносит в дом удачу, а ещё он действительно полезен – вылавливает огромное количество мух и комаров, залетевших в дом.

21. 08. 2018. Когда домашний паук спускается или ломает паутину, к вечеру идёт дождь, значит, пауки способны преждевременно угадать изменение погоды.

 22.08. 2018. У нас во дворе под лавочкой несколько дней жил маленький паучок, мы каждый день  с мамой рассматривали его, пока его не смыл дождик.

     Заключение.

     Почти все пауки безвредны для людей и большинство видов не пытаются укусить человека, если только те не спровоцировали их на это. Пауки обычно скрываются от наших глаз и, уж совсем в их намерение не входит напасть на человека.

     Пауки − очень полезные животные, истребляющие вредных насекомых. Очень большое количество пауков занесены в Красную Книгу и в настоящее время находятся на грани вымирания.

     Роль пауков высока как на полях, так и в садах и виноградниках, где пауки поедают листовёрток, ногохвосток, тлей, клопов-черепашек и других насекомых. Важным является то обстоятельство, что пауки находят вредителей не только на земле, но и в растительном ярусе.

   «Ну и противные эти пауки!» − скажут многие. И будут не правы. А их находчивость? А ловкость? А трудолюбие?

     Яд паука для нас (за редким исключением) не страшен, зато польза − несомненная!

     Я пришёл к выводу, что пауки безобидные существа, и не стоит их бояться. В ходе работы узнал много нового о жизни пауков: чем они питаются, каких видов бывают, какие паутины строят.

     В дальнейшем я хотел  бы ещё больше узнать о пауках.

     Вывод может быть только один: паук человеку – друг!

   

Использованная литература:

1. «Моя первая книга о животных»; Москва «РОСМЭН», 2006 г.

2. «Вокруг света»; А.Тихонов, Москва «Дрофа плюс» 2008 г.

3. «Что, зачем, почему» ООО Изд-во ЭСКМО, 2002 г.

4. «Жизнь животных»; А.Э. Брэм Том 3 М, «Терра» 2007 г.

5. «Пауки» Е.Б. Голубева, Серия «Узнай мир»

6. Детская энциклопедия, М. «РОСМЭН» 1994 г.

7.  Детская энциклопедия «Тайны природы», М.: «Махаон», 2004 г.

8. «Я познаю мир» М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», 2000 г.

9. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки.

    Домашние животные. -  М.: Мысль, 1990.

10. Энциклопедия. Вопрос и ответ. Живая природа. «Омега», 2006.

11.  http://festival.1september.ru/Перевод статьи из книги: "Svet sklipkanu"

          ("Мир пауков-птицеедов"),  Frantisek Kovarik.

Интернет-ресурсы:

http://www.antclub.org/node/4191       http://www.antclub.org/files/imagecache/resize_original/img/1_34.jpg.

http://zagadochki.ru/detskie-zagadki-pro-presmykayushchihsya.html--  

Приложение

Опрос-анкета

Полезны ли пауки

Среди одноклассников.      Всего 18 человек.

От пауков нет пользы,

их надо уничтожать

Пауки полезны

14 чел.

4 чел.

78 %

22 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Зачем нужны пауки и паутина?"

Исследовательская  деятельность  помогает формировать у учащихся  умения ставить цели и задачи,  работать с различными источниками,...

Научно-исследовательская работа ученика 1 б класса МОБУ СОШ №35 Григорьева Владислава:"Пауки"

ПаукиКрошечный мирНа Земле обитают миллионы существ размером с ноготок и даже меньше. Трава им кажется густым лесом, а цветы – высокими деревьями.Быть маленьким страшно и опасно, но очень удобно. Крох...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...