Приемы самооценки и самоконтроля в начальной школе
материал (1 класс)

Диагностики 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы самооценки и самоконтроля в начальной школе

             Оценка достижений учащихся начальных классов является существенной составляющей учебно-воспитательного процесса  и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.  Наряду с другими компонентами прием самооценки и самоконтроля  должен соответствовать современным требованиям  педагогической и методическойнаукам, основным приоритетам и целям образования в начальной школе.

Система контроля и оценивания учебной работы ученика начальных классов не можетограничиваться узкой целью-проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу:  критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. В своей работе можно использовать следующие приемы самооценки исамоконтроля:

1) Словесные приемы

а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце каждого урока уместно задать следующие вопросы:

Что нового ты узнал на уроке?

Чему научился?

За что себя можешь похвалить?

Над чем еще надо поработать?

Что показалось интересным?

Что показалось трудным?

б) использование наглядных пособий:

Сегодня на уроке я узнал...

Мне удалось...

Я могу похвалить...

Я недостаточно...

Я старался…

Я хочу…

2) Рисунки

Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого-либо предмета. Например: можно изобразить дерево знаний, цветок настроения, капельки  желаний и т.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.

3) Символы

Это могут быть смайлики, человечки, геометрические фигурки и т.д.

4)Таблицы

Такой прием наиболее эффективен для ребят  4 класса. Используем его при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу партнеров по команде или участников других групп.  Итоговой будет  оценка учителя .

5) Листы самооценки. Их можно приготовить, используя критерии конкретного предмета, проекта, класса, цели назначения

6) «Портфолио ученика»

Работу по систематизации своих достижений надо начинать с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все свои результаты, творческие работы, В конце 4 класса все «Портфолио» просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, по каким  предметы достигнуты лучшие результаты. В чём были трудности.  Выявляются причины неудач, ставится цель на новый учебный год.

7) Анализ работы  за определенный период обучения

В конце каждой четверти во 2-4 классах наряду с четвертными отметками, ребята проводят  самоанализ своей учебной деятельности.

Для этого можно задать следующие вопросы:

Что особенно удалось в этой четверти?

-По каким предметам результаты  лучше?

Что не получилось? В чем причина?

- Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце года также проводится самоанализ своей работы. Для этого можно

предложить следующие вопросы:

Какими результатами первой четверти можешь гордиться?

Над чем еще стоит поработать?

-По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?

-Какую цель поставишь на следующую четверть?

8) Критерии оценки результата

А) 3б-активность высокая

2б-активность средняя

1б-активность низкая

Б) Материал на уроке

Усвоен полностью -3б;

Усвоен не полностью -2б;

Почти не усвоен -1б

9.Прием «Оценочная таблица»

В начале урока учитель предъявляет критерии отметки:

«5» -22 балла;

«4» -16-21 балл;

«3» - 11-15 баллов

Учащиеся определяют для себя, какой планки они  сегодня готовы достичь, на полях в тетради записывают предполагаемый результат. Учитель, разрабатывая задания к уроку, просчитывает их трудоемкость, чтобы   рассчитать количество и сложность заданий на оценку. В течение всего урока каждый ученик ведет учет своего труда, в конце урока  оценивает себя.

10) «Лесенка достижений» или «Лестница успеха»

Этот приём можно использовать в конце урока на этапе рефлексии.

Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки (ставят галочки, крестики

или плюсики

1) ступенька нижняя– было трудно, не все смог выполнить и понять.

2) ступенька средняя– почти со всеми заданиями справился самостоятельно, но ещё есть над чем поработать!

3) ступенька верхняя – у меня все получилось, я все понял и работалотлично!

Для того, чтобы прием самооценки работал эффективно, рекомендуем выполнятьследующие условия:

1. Совместная работа учителя и учеников опирается на заранее утвержденный эталон оценивания для каждого конкретного случая;

2. Необходимо создавать определенный психологический настрой;

3. Сопоставлять разные результаты и делать выводы об эффективности работы;

5. Мотивировать учащихся для составления собственной программы действий для реализации поставленной цели на достижение результата.



Предварительный просмотр:

Оценка предметных результатов

 Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

 Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

 Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией школы  в ходе внутришкольного мониторинга.

 Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки. В школе используется пятибальная система оценки знаний, компетенций обучающихся (минимальный балл – 2; максимальный балл – 5. Альтернативными формами оценивания являются: безотметочная система в первом классе, при проведении групповых занятий, курсов по выбору.

Оценка индивидуальных предметных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития» («ученик научится», «ученик получит возможность научиться»).

Оценка сформированности предметных результатов обучающихся

Планируемые результаты

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Предметные

1. Устный опрос.

 2. Письменная или самостоятельная работа.

3. Диктант 4.Контрольное списывание.

 5. Тестовые задания.

6. Графическая работа.

7. Изложение.

 8. Доклад.

9. Творческая работа

1. Тест.

 2. Зачёт.

1. Диагностическая контрольная работа. 2. Диктант.

 3. Изложение. 4.Контроль техники чтения.

5. Тест. 6.Контрольная работа.



Предварительный просмотр:

 ОЦЕНКА  УРОВНЯ  ШКОЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ

Учащихся 1 Б класса МАОУ «Сотниковская СОШ»

2016-2017г

                                                             /  методика  Н. Г. Лускановой./

Цель:  Определение  уровня   школьной  мотивации.

— ответ  ребёнка, свидетельствующий  о  его  положительном  отношении  к  школе  и         предпочтении  им  

учебных  ситуаций, оценивается  в  три   балла;
— 
нейтральный  ответ  («не  знаю», «бывает  по-разному»  и т.п.)  оценивается  в  один     балл;
— ответ, позволяющий  судить  об  
отрицательном  отношении  ребёнка  к  той  или  иной  

школьной  ситуации,  оценивается  в  ноль  баллов.  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рез-т

1

3

1

1

0

0

1

3

3

1

1

14

2

3

1

3

1

1

1

3

3

3

3

20

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

4

3

1

3

3

1

1

3

3

3

3

24

5

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

28

6

3

1

1

1

1

3

3

1

3

3

20

7

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

8

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

9

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

26

10

1

1

3

1

1

1

3

3

1

1

16

11

3

3

1

1

1

3

1

3

3

3

22

12

1

0

1

1

1

3

3

1

1

1

13

13

3

3

3

1

3

3

1

3

1

3

24

14

3

3

1

1

1

1

3

3

3

3

22

15

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

16

1

3

1

3

3

3

3

3

3

3

26

17

3

1

1

3

3

3

3

3

3

3

26

18

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

19

3

3

3

3

3

1

3

1

1

3

30

20

1

3

3

1

1

1

1

1

1

1

14

21

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

28

22

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

28

23

3

1

1

1

0

1

1

3

3

3

17

24

1

3

3

1

0

1

3

3

1

1

17

25

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

28

26

3

3

1

1

1

3

3

1

3

3

22

27

1

1

3

3

1

3

1

3

3

3

22

28

3

3

3

3

3

3

1

3

1

1

24

29

3

3

1

1

0

1

3

3

3

1

19

30

3

1

1

1

1

1

3

3

1

3

18

Результаты исследования:

Первый  уровень. 25—30 баллов — высокий  уровень  школьной  мотивации,  учебной активности – 12 человек (40%)

Второй  уровень. 20—24 балла — хорошая  школьная  мотивация -  9 чел (30%)

Третий  уровень. 15–19 баллов — положительное   отношение   к  школе, но  школа привлекает   таких   детей  внеучебной  деятельностью – 6 чел (20%)

Четвертый  уровень. 10–14 баллов — низкая   школьная   мотивация – 3 чел (10%)

Пятый  уровень. Ниже  10 баллов — негативное  отношение  к  школе, школьнаядезадаптация – 0 чел (0%)

Большая часть учащихся  класса (40%) с высоким уровнем и 30% учащихся - схорошим уровнем школьной мотивации. Эти дети готовы успешно справляться с учебной деятельностью.

20 % детей достаточно  благополучно   чувствуют  себя  в  школе, однако  чаще  ходят  в школу, чтобы  общаться  с  друзьями, с  учителем. 10 % учеников имеют низкую школьную мотивацию.  Они испытывают  серьёзные  затруднения в  учебной  деятельности. Находятся  в  состоянии  неустойчивой  адаптации  к  школе. Это те дети, которые требуют к себе особого внимания, дифференцированного подхода в обучении, консультации специалистов (логопеда, психолога)  детей и при необходимости, родителей.

Дезадаптированных детей в классе нет.

1.10.2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:·        Самоконтроль поведен...

Формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся начальной школы в урочной деятельности

В структуре основной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, одним из компонентов является систем...

Приемы формирования самооценки и самоконтроля в начальной школе

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другим...

Приёмы сасмооценки и самоконтроля в начальной школе

Приёмы самооценки и самоконтроля...

Банк приёмов оценки, самооценки и самоконтроля учащихся начальной школы

Разноообразные методы и приёмы самооценки, оценки и самоконтроля учащихся для индивидуализации процесса обучения...