«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.»
статья

Шпакова Елена Александровна

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_skazkoterapiya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

Доклад на тему:

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.»

Учитель: Шпакова Е.А.

2019-2020 учебный год

В сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.  

Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и воспитанию таких  «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений их физического и психического развития.

Одним из таких нетрадиционных подходов и является применение сказкотерапии, как элемент сопровождения основного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т. д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы те в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.

Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.

Коррекционная работа с данными детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных  занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с педагогом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Такие сказки могут быть сочинены самим ребенком или совместно с ребенком. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание, что, в  свою очередь, предполагает больший психотерапевтический эффект. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.

Основной целью сказкотерапии является:

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Общеизвестные литературные сказки не могут являться основным способом терапии, а только используются в качестве профилактики, модели, иллюстрации или иного вспомогательного средства. Безусловно, ещё в древние и тёмные времена человек пытался сблизить литературу с психологией. Продуктом именно этой деятельности и является сказкотерапия..

При обучении детей с ОВЗ можно выделить следующие направления работы со сказкой:
 -чтение сказок и беседа о прочитанном;
 -игры;
 -сказкотерапевтические занятия;
  - 
коллективное сочинение сказок;

- также в работу по сказкотерапии  могут быть включены элементы проективного рисования и арттерапии.

Первое направление предполагает три основных этапа. Это, во-первых, вводная часть, своего рода подготовка к восприятию сказки, зачин сказки как создание положительного настроя на работу.  Далее происходит чтение либо рассказывание сказки, после чего  обязательно следует  беседа о прочитанном с рефлексией и анализом сказочных ситуаций.

Вопросы, задаваемые детям в ходе беседы о прослушанной сказке,  различаются по категориям:

1. Вопросы об эмоциональном отношении детей к  героям, явлениям и ситуациям (Что больше всего понравилось в сказке? Кто понравился или не понравился?  и т. п.).

Эти вопросы задаются, как правило, в начале беседы, они оживляют и обобщают первые, непосредственные впечатления.

2. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания сказки.

При ответах на эти вопросы, ребенок учится логически выстраивать факты и события сказочного повествования, развивая память и логическое мышление.

3. Вопросы на выявление основного замысла сказки, ее суть.

Такие вопросы позволяют выявить, насколько правильно понято детьми содержание сказки.

4. Вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на причину событий и мотивы поступков персонажей.

Вопросы такого рода побуждают ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, замечать логическую закономерность событий.

5. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам

(О чем эта сказка? Кто является главным героем сказки?).

Игры по сказкам используются для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Можно применять следующие игры:

1.  «Что сначала – что потом»

Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

2.  «Собери картинку»

Иллюстрации к сказке можно разрезать  на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод.  Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.

3.   «Сказочное лото»

Детям раздаются иллюстрации к сказкам, которые разделены на поля. Все поля заполнены, кроме некоторых. Маленькие карточки-части иллюстраций раздаются детям в случайном порядке. Участники игры должны определить,  откуда  каждая  карточка и найти ей нужное место на иллюстрациях.

4. «Сказочная викторина»

Может происходить в командах. Дети отвечают на  вопросы по сказкам и получают баллы.

5. Назовите сказочного героя или название сказки на каждую букву алфавита.

Сказкотерапевтические занятия учат  различать и называть существенные признаки предметов, группировать их по функциональным признакам, уметь выделять главные и второстепенные функции предметов. А также, целью таких занятий является учить детей сравнивать, классифицировать, характеризовать предметы и явления.  В ходе таких занятий целесообразным является обращение к опыту самого ребенка, прослеживание в сюжете сказки собственных проблемных ситуаций и поиск путей решения с помощью изменения сказочного сюжета психологом совместно с ребенком.

Коллективное сочинение сказок происходит с учетом основных принципов подхода к организации занятий. Во-первых, занятие должно быть позитивным  и иметь форму игры. Также, в процессе коллективного сочинения следует избегать  отрицаний, стараясь  связывать разные образы, придуманные детьми,  единой логической цепочкой, преображая их по ходу развития сказки. Обязательно трансформировать весь негатив в позитивное. И, наконец, у сказки должен быть обязательно хороший финал, где победивший герой получает награду и поощрение, а зло приобретает новые и  добрые качества. Отрицательный образ заменяется на положительный, закрепляется, расширяется.

Виды сказок использующихся в сказкотерапии:

- художественные;

- дидактические;

- психокоррекционные;

- психотерапевтические;

- медитативные.

Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т. д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие..
         
Художественная сказка - знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества. К художественным сказкам относят сказки, сложенные из многовековой мудрости народа и авторские истории. Существует две большие группы художественных сказок: народные и авторские..

Медитативная сказка -

 это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).


Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему подсознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

В системе сказкотерапии выделяют три вида медитативных сказок:

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем «здесь и теперь». Они также ориентированы на развитие разных видов чувствительности: зрительной, слуховой, вкусовой, тактильной и кинестетической.

2. Медитативные сказки, отражающие «идеальные» отношения между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и учителем, учеником и учебным предметом, мужчиной и женщиной. Образы, которые транслируются через сказку, могут стать, как следствие, духовными ориентирами.

3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие потенциала личности, раскрытия философии отношений и самореализации. Наверное, если бы каждый человек чувствовал свое личное предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим - психологи и психотерапевты потеряли бы свою работу. Но пока так не происходит, поэтому и появился этот вид медитативных сказок. Он адресован идеальному «Я» человека с целью его осознания. Такие сказки также отражают светлую сторону событий и помогают их принять

Можно выделить основу сказки, на чем она построена и вместе с ребенком сочинить свою сказку. Основная сюжетная линия выглядит так:

- Главный герой;

- Развитие событий, герой сталкивается с задачей или проблемой, которую ему необходимо решить, иначе случиться беда;

- Герой отправляется на поиски решения этой проблемы;

- Путь героя, где по пути он бескорыстно помогает попавшим в беду;

- Герой добывает волшебный предмет, который ему поможет;

- Герой теряет предмет;

- На помощь главному герою приходят те, кому он помогал по пути и возвращают утерянный предмет или находят новый;

- Герой возвращается и решает проблему.

В эту схему можно добавить еще различные варианты или убрать лишние. Важно дать детям возможность фантазировать и лишь иногда указывать им направление сюжета.

Психокоррекционные сказки

создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.

Применение психокоррекционных сказок разделено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемам (неадекватное, неэффективное поведение).

Алгоритм психокорекционной сказки:

1. Во-первых, выбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Затем описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел что-то общее со своей жизнью.

3. Далее героя «помещают» в проблемную ситуацию, похожую на реальное происшествие в жизни ребенка, и приписывают герою все переживания, которые на самом деле испытал ребенок.

4. Герой начинает искать выход.

5. Герой понимает свои ошибки и становится на путь изменений. Создавая психокоррекционную сказку, важно знать скрытую причину «плохого» поведения.

Психотерапевтические сказки

Сказки, которые лечат душу. Сказки, раскрывают глубокий смысл событий. Истории позволяют увидеть все, что происходит, с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоко проникновенные. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросами. Это стимулирует процесс личностного роста.


Существуют следующие наработанные рекомендации по практическому применению «сказочных» занятий для развития связной речи:

– прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;

– почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полностью расслабиться;

          – длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;

          – в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности;

– в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз;

– занятия проводятся не только за столом, но и у доски, на ковре, с опорой на мнемоколлажи;

– сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;

– сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»;

– именно от педагога зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Педагог должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений;

– необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации, надо поощрять особо.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.

Вывод.

Сказкотерапия в коррекционной работе максимально приближает ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для полноценного и последовательного освоения школьной программы.

Если бы на свете существовали волшебники, то из всех лекарств они выбрали бы именно сказку. В чем же секрет воздействия сказкотерапии для детей?

·  Дети любят истории, а сказки – самые увлекательные из них. Благодаря им ребенок накапливает информацию о способах действий в разных ситуациях: сказочные события и поступки он проецирует на свое поведение и начинает различать « добро» и «зло»

·  Сказка «оживляет» мир ребенка. Можно строго сказать: «Ломать ветки нехорошо» или прочитать малышу сказку о духах деревьев, тихонько перешептывающихся в листве при виде людей. В первом случае его остановит авторитет взрослого человека, во втором – собственное представление об одушевленности природы и страх причинить ей боль. Что эффективнее? Ответ очевиден

·  Сказкотерапия для детей с личностными особенностями (агрессией, повышенной утомляемостью, гиперактивностью) – отличный способ научить их распределять внутренние ресурсы, помочь им быстрее освоиться в коллективе сверстников. Участвуя в инсценировках сказок, дети раскрываются, получают много положительных эмоций

·  В каждой сказке есть тайна, будоражащая воображение ребенка. Ему нравится «дорисовывать» картину жизни героев, проходящих разнообразные испытания. Обсуждая сюжет со взрослыми, он поймет, какие качества помогли Ивану-царевичу победить  Кощея, богатырям одолеть полчища врагов, находчивому  крестьянину перехитрить жадного барина, и получит стимул к развитию в себе силы воли, настойчивости, правдивости, смелости.


Список  литературы:

1. Пожиленко мир звуков и слов (пособие для логопедов) – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216с.

2. Глухов связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144с.

3. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред. , М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750с.

4. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич- – СПб.:Речь, 2000. – 254с.

5.  Воспитание игрой. - М., 1987.

6. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

7.  Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

8.  Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. . - М., 1994.

9.  Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как инновационный метод работы с детьми ОВЗ

Цель сказкотерапии - воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей,  гармонизация внутреннего мира ребенка....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с первоклассниками с ОВЗ в адаптационный период »

              Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Одним из эффективных методов ...

Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....

Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).

В  данном  материале описаны методы работы,  которые можно использоавть в работе с детьми с ОВЗ...

Кейс-метод как один из эффективных методов развития функциональной математической грамотности

Участие в региональной конференции по функциональной грамотности в начальной школе...

Сказкотерапия как один их эффективных методов работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

Обобщение опыта работы с авторской дидактической сказкой...