Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
статья

Козлова Наталия Валерьевна

В  данном  материале описаны методы работы,  которые можно использоавть в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) - что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности, имеет особые потребности. 

Согласно С.В. Алехиной, обучающиеся с особыми образовательными потребностями - это обучающиеся, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

При работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, крайне важно выбрать стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла и на учебный процесс, и на развитие учащихся. На сегодняшний день вопрос о разработке и выборе наиболее эффективных технологий и методов обучения детей с ОВЗ активно обсуждается. Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Так, существует ряд относительно универсальных технологий и приемов, специфика применения которых зависит от характера нарушений у учащихся. Необходимо искать такие формы и средства работы, чтобы урок, в конечном итоге, приносил внутреннее удовлетворение всем участникам образовательных отношений, а для развития познавательной деятельности использовать непривычные задания и подходы, развивающие все мыслительные процессы. Необходимо было возбудить интерес к предмету, включать задания, носящие игровой характер, придумывать формы работы , позволяющие ребенку поверить в свои силы. 

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

- словесные  (рассказ, беседа);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

- практические занятия;

- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога; 

Методы стимулирования и мотивации деятельности.

- психологический настрой, побуждения к обучению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 - методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Так как дети с ОВЗ все разные, то задачей учителя является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ -  объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению используется метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.

Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.  Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!

Важное значение приобретает создание на уроке специальных ситуаций, способствующих достижению детей даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.


 Методы и приемы создания ситуации успеха.

  • Доступность понимания изучаемого материала.
  • Доступное объяснение материала.
  • Обязательное использование наглядности.
  • Личностно- ориентированный подход.
  • Поощрение за любые достижения.
  • Создание благоприятной среды.
  • Словесная поддержка.
  • Установка на позитивное решение проблемы .

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

Активные методы и приёмы обучения.

  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий .

Ребенок  может показывать карточку в соответствии со своим настроением в начале и в конце занятия (можно использовать карточки-смайлики, картинки с улыбкой, грустным выражением лица, цветовые карточки, карточки с буквами и цифрами и т.д.). 

  • Задания на развитие психических процессов.

Использование на уроке различных игр, включение заданий на развитие психических процессов.

  • Задания на развитие мелкой моторики:

- штриховка, конструирование и аппликация, раскрашивание, рисование на листе бумаги.

- игры типа «Бусы» (для данной игры могут использоваться различные материалы: бусины, макаронные изделия, пуговицы и др.);

- игры с крупой (ребенок перебирает различные крупы в мешочке и определяет, что за крупа там находится, рисование на подносе с крупой);

- перекладывание бисера или бусин разного размера из одной тары в другую (можно на скорость, на время или без времени).

  • Здоровьесберегающие  технологии:
  • пальчиковая гимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • зрительная гимнастика,
  • физкультминутки и динамические паузы.
  • Использование информационных технологий.

Использование презентаций и фрагментов презентаций на уроке, позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый материал, фотографии, тексты, видео, можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение, анимацию.

  • Использование картинного материала.

Используется для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

  • Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

 Активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач с разных сторон: формирование положительной учебной мотивации,  повышение познавательной активности обучающихся, активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс, развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной  Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи

В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....

«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.Главной целью коррекционного обучения и воспитания явля...

Игровые методы как эффективное средство активизации учебного процесса при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Современная методика обучения за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На на...