Статья "Леворукий ребёнок в школе"
материал

Акентьева Татьяна Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levorukiy_rebyonok_v_shkole.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕВОРУКИЙ РЕБЁНОК В ШКОЛЕ

Стремление сделать леворуких «такими, как все» приводит к  перекладыванию врождённых функций с ведущего (правого) полушария на неведущее (левое) полушарие. Изменение «рукости» не может происходить насильственно, так как вмешательство в работу головного мозга может привести к тяжёлым нарушениям в работе организма. Следствием насильственного переучивания являются невротические реакции, отрицательные изменения эмоционального состояния: капризность, раздражительность, повышенная возбудимость, быстрая утомляемость. Развиваются неврозы, проявляющиеся в виде: навязчивых движений, тиков и заиканий, энуреза, нарушения сна  и аппетита, головных болей.

Вследствии того, что полушария отвечают за различные сферы психической  деятельности, между леворукими и праворукими возникает ряд отличительных особенностей.

ЛЕВОРУКИЕ

ПРАВОРУКИЕ

ВЕДУЩЕЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ВЕДУЩЕЕ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Пространственная ориентация

Операции с последовательностями

Целостное восприятие (гештальт)

Операции с перечнями

Трёхмерное восприятие

Операции с числами

Воображение

Анализ

Мечты

Логика

Ритм и цвет

Речь

Выраженность праворукости и леворукости бывает разной:

  1. «Выраженные левши» и выраженные правши» - работают только левой или правой рукой.
  2. «Невыраженные левши» и «невыраженные правши» - преимущественно работают одной рукой, но могут выполнять эти же действия другой.
  3. «Амбидекстры» - владеют обеими руками одинаково.

По мере развития ребенка, активизации работы его правого полушария, могут возникать естественные переходы от левши в правшу и наоборот.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

Если большинство задач ребенок выполняет левой рукой, то можно предположить, что у ребенка леворукость.

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

Взять и завести часы.

Ведущая рука – поворачивающая рычаг часов.

Закрутить несколько бутылок крышками.

Ведущая рука – выполняющая закручивание.

Развязывание узелков из шнура или верёвки.

Ведущая рука – развязывает узел.

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК

Складывание рук в замок без подготовки.

Правша - большой палец правой руки сверху, у левши - левый.

АПЛОДИРОВАНИЕ

Аплодирование без подготовки.

Ведущая рука осуществляет ударные движения о ладонь другой руки.

ПОЗА НАПОЛЕОНА

Складывание рук на груди без подготовки.

Правша – правая кисть поверх на левом предплечье, у левши - левая.

ОДНОВРЕМЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБЕИХ РУК

Рисование круга, квадрата, треугольника одновременно двумя руками с  закрытыми глазами.

Ведущая рука – точные движения без сильного тремора,  чёткие и ровные линии, точки соединения не расходятся, углы не сглажены.

ПЛАН РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ

        Леворукость – важная индивидуальная особенность, которую необходимо учитывать в процессе обучения. В работе с такими детьми следует учитывать определённые особенности в выработке учебных навыков.

ЗАТРУДНЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ УЧЕНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- Сниженная концентрация и трудности переключения.

Получают целостное представление об объекте деятельности через поэлементную работу с материалом.

- Сниженная способность зрительно-пространственных и временных представлений, зрительно-моторной координации.

         С трудом запоминают  расположение элементов, их величину, направление, количество деталей. Плохо срисовывают графические изображения, осваивают понятия «право-лево, выше-ниже», определяют направление движения стрелки часов и время по циферблату.

Медленный темп письма. Не удерживают строчку, как следствие имеют плохой  почерк. Перестановка букв на письме, неправильное начертание: оптические ошибки (п—т, л—м, н—к, х—ж), смещение близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н). Искажение соотношения частей, зеркальное письмо, речевые ошибки звукобуквенного анализа.

Подготовку к обучению письму проводят в направлениях:

-гимнастика пальцев и кистей рук                                                                                                                                        -формирование элементарных графических навыков (обведение контуров, штриховка, дорисовывание симметричных изображений,  рисование по точкам и клеткам)                     -ориентировка на листе бумаги (графический диктант)                                                                                                                                                      

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ:

ПОСАДКА в классе

-у окна (правильное освещение, свет с правой стороны), слева (не мешает соседу)

- доска (справа от ученика), выключает левостороннюю информацию (особенность)

ПОСАДКА за рабочим местом

-левое плечо немного вперёд, верхний правый угол тетради с наклоном вправо, левый угол к груди

ПИСЬМО

-письмо безнаклонное, удобный способ начертания букв, связность по мере возможности, избегать положения руки над строчкой

НАСТРОЙ

- создание психологически комфортной творческой обстановки, ситуаций успеха, развитие активной позиции и уверенности, продуманный режим труда и отдыха (быстрая утомляемость)

ОБЩЕНИЕ

- речь должна быть образной и эмоциональной

Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, после каждых 20 минут смена деятельности.

Необходимо  уделить внимание развитию фонематического слуха, несформированность звуко-буквенного анализа может стать причиной устойчивых дисграфических ошибок. В целях профилактики зеркального письма следует опираться на образные сравнения.

 При выполнении письменных заданий, особенно списывания,  чётко фиксировать место начала записи с соблюдением положения на строке. Можно проводить зрительные диктанты с использованием различных геометрических фигур, картинок и т.д.

При чтении следует закрывать текст, постепенно открывая читаемое, чтобы не терять место и направление читаемого.

Иллюстрирование произведений, составление схематических рисунков, ряда сюжетных картинок,  поможет выстроить и запомнить последовательность действий и событий.

КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ

-Левосторонние ручки, карандаши, фломастеры – специальная выемка на корпусе для правильного положения руки.

-Левосторонние записные книжки и блокноты

- Левосторонние ножницы – кольцо для захвата больше, под левую руку.

-Специальные карандаши и ручки. (Левши обычно держат письменный прибор под большим углом, поэтому ручки для них имеют согнутый кончик)

-Левосторонние линейки - шкала справа налево.

-Левосторонние точилки для карандашей – лезвие в точилах позволяет держать карандаш в левой руке (движенье кистью « от себя»), а точило в правой.

Список литературы

-Безруких М.М.  Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург, АРД ЛТД,  1998

-Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. Москва, Шк. Пресса, 2006

-Маркина Н. Мозг правшей и левшей – в чем разница? Наука и жизнь № 6, 2001

-Майская  А.А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. СПб, Питер, 2005

-Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

-Пятница Т. В. Мой ребенок – левша. Диагностика и обучение леворуких детей. Ростов-на-Дону, Феникс,  2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в подготовке ребёнка к школе

Советы родителям, как нужно правильно подготовить ребёнка к школе...

Критерии готовности ребёнка к школе

Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....

критерии готовности ребёнка к школе.

Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....

Как подготовить ребёнка к школе.

Ваш ребёнок идёт в школу? Вы хотите сами его подготовить? Эти советы Вам помогут....

Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе

Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...