Рабочие программы внеурочной деятельности
рабочая программа

Ирина Михайловна Косолапова

Рабочие программы внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      Приложение

к основной образовательной программе НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

C41-21 копия

Составитель: учитель

 начальных классов

                      МБОУ «СШ № 8»

г. Нижневартовска

                                                                                                                         И.М. Косолапова

2023-2024 учебный год

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности              «Художественное слово»

Универсальные учебные действия:

Личностными результатами изученияпрограммы являются:

  • общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;

Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников

Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических ), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

В коммуникативной сфере:

  • Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
  • Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в  речи  синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
  • Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

В ценностно-ориентационной сфере.

  • представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
  • развитие чувства прекрасного;
  • умение следовать плану в своём учебном труде

  1. Содержание программы.

4 класс (34 часа)

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1.Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3.        Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  4.        Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  5.        Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  6.        «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  7.        Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема  8.        Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 9.О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10.        В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Тема 11.        Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12.        Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.        «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14.        Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 15.        Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.        Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 17.        Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18.        Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 19.        Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20.        «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.        Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22.Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 23. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24.Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

Тема 25.  Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26.Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова.(1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема27.Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».(1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28.Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29.        Словарь- грамотей.(1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30.        Научная этимология.(1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 31.        Какие бывают имена?(1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32.        Древнерусские имена.(1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33.        Отчество и фамилия.(1ч.)

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй?(1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

                                                                                                         

                                                                                                                         Приложение

                                                                                                                                                                   к тематическому планированию

3.Календарно-тематическое планирование

4 класс (34 часа)

Тема занятия

Дата

1

Что такое орфоэпия?

06.09

2

Что такое фонография или звукозапись?

13.09

3

Звуки не буквы!

20.09

4

Звучащая строка.

27.09

5

Банты и шарфы.

04.10

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

11.10

7

Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях.

18.10

8

Имена вещей.

25.10

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

01.11

10

В царстве смыслов много дорог.

15.11

11

Как и почему появляются новые слова?

22.11

12

Многозначность слова.

29.11

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

06.12

14

Об одном и том же - разными словами.

13.12

15

Как возникают названия.

20.12

16

Слова – антиподы.

27.12

17

Фразеологические обороты.

17.01

18

Словари «чужих» слов.

24.01

19

Капитан и капуста.

31.01

20

«Он весь свободы торжество».

07.02

21

Мы говорим его стихами.

14.02

22

Слова, придуманные писателями.

21.02

23

Слова уходящие и слова – новички.

28.02

24

Словарь языка Пушкина.

06.03

25

Смуглая Чернавка.

13.03

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

20.03

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

03.04

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

10.04

29

Словарь- грамотей.

17.04

30

Научная этимология.

24.04

31

Какие бывают имена?

01.05/08.05

32

Древнерусские имена.

08.05

33

Отчество и фамилия.

15.05

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

22.05

        



Предварительный просмотр:

                                                                      Приложение

к основной образовательной программе НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

C41-21 копия

Составитель: учитель

 начальных классов

                      МБОУ «СШ № 8»

г. Нижневартовска

                                                                                                                         И.М. Косолапова

2023-2024 учебный год

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

                                                 «ИСТОКИ»

          Метапредметные результаты:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной  литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Участвовать в учебном диалоге.
  • Оценивать процесс поиска решения задачи.
  1. Содержание программы кружка  “Истоки ”

                                                  4 класс

Введение

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?

Традиции образа

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.

Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная.  Крестная, богоданная, названная.

Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.

СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум,  просвещенное сердце — образы просветителей.

Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова

СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни — важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты — традиционные проявления родительского благословения.

Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга — слово долга. Обет — добровольное обязательство.

Традиции дела

ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу — своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер — золотые руки.

Купцы и предприниматели — деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение — защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства:  дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Служение священства — научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

Суд и управление — сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

ТВОРЧЕСТВО. Талант — особый дар человека. Творчество иконописца — передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание — раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела — жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Традиции праздника

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники; братчины обетные. заветные. Всеобщее примирение и веселие.

Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический  и духовный смысл этих проявлений праздника.

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

 Обобщающий урок (1 час)

Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.

                                                                                          Приложение                                        

к  тематическому планированию

                   3.Календарно-тематическое планирование

4  класс.                                                                          

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Введение.

1

05.09

2,3

Первые образы. Отец. Мать.

2

12.09

19.09

4-6

Отечество. Щит и меч. Мир.

3

26.09

03.10

10.10

7,8

Священные образы. «Спаситель», «Пресвятая Богородица».

2

17.10

24.10

9

«Ангел-хранитель»

1

 31.10

10

Светлые образы. Свет и просветители.

1

14.11

11

Праведники и мудрецы.

1

21.11

12

Образы-знаки.

1

28.11

13

Священные слова.

1

05.12

14

Сердечные слова.

1

12.12

15

Честные слова.

1

19.12

16-18

Труд

3

26.12

16.01

23.01

19-21

Служение.

3

30.01

06.02

13.02

22,23

Творчество.

2

20.02

27.02

24-26

Традиции праведного дела.

3

05.03

12.03

19.03

27,28

Традиции праздника

2

2.04

9.04

29,30

Гулять всем миром.

2

16.04

23.04

 31

Радоваться всей семьёй.

1

30.04

32,33

Помнить всем Отечеством.

Молиться всей Церковью.

2

07.05

14.05

34

Обобщающий урок.

1

21.05



Предварительный просмотр:

                                                                      Приложение

к основной образовательной программе НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

C41-21 копия

Составитель: учитель

 начальных классов

                      МБОУ «СШ № 8»

г. Нижневартовска

                                                                                                               И.М. Косолапова

2023-2024 учебный год

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                        «ПУТЬ К ГРАМОТНОСТИ»

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

                                                                                                                                                               Приложение

                                                                                                                                                    к тематическому планированию

3.Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1.

Да здравствует, русский язык!

1

02.09

2.

Вежливые слова

1

09.09

3.

Поговорки и пословицы

1

16.09

4.

Игротека

1

23.09

5.

Запоминаем словарные слова

1

30.09

6.

Растения во фразеологизмах

1

07.10

7.

Животные во фразеологизмах

1

14.10

8.

Игротека

1

21.10

9.

Я не поэт, я только учусь…

1

28.10

10.

Как морфология порядок навела

1

11.11

11.

Игры с пословицами

1

18.11

12.

Игротека

1

25.11

13.

Животные во фразеологизмах

1

02.12

14.

Кое-что о местоимении

1

09.12

15.

Познакомимся поближе с наречием и числительным

1

16.12

16.

Игротека

1

23.12

17.

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

13.01

18.

Про корень и окончание

1

20.01

19.

Про суффикс и приставку

1

27.01

20.

Игротека

1

03.02

21.

Непроизносимые согласные

1

10.02

22.

Учимся различать предлог и приставку

1

17.02

23.

Учимся писать «не» с глаголами

1

24.02

бинар

17.02

24.

Игротека

1

2.03

25.

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

09.03

бинар

2.03

26.

Его величество ударение

1

16.03

27.

Поговорим о падежах

1

30.03

28.

Игротека

1

06.04

29.

Сложные слова

1

13.04

30.

От архаизмов до неологизмов

1

20.04

31.

По страницам энциклопедий

1

27.04

32.

Игротека

1

04.05

бинар

27.04

33.

Повторение. Игротека

1

11.05

бинар

18.05

34.

Конкурс-игра «Русский медвежонок»

1

18.05



Предварительный просмотр:

 

                                                                      Приложение

к основной образовательной программе НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

C41-21 копия

Составитель: учитель

 начальных классов

                      МБОУ «СШ № 8»

г. Нижневартовска

                                                                                                                         И.М. Косолапова

2023-2024 учебный год

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Данная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы в школе» является формирование следующих  умений:

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы в школе» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД: 

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
  • проговаривать последовательность действий.
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
  • учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

3. Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
  • слушать и понимать речь других.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
  • освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ».

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы в школе» предназначена для обучающихся 4 класса. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность 40 минут 1 раз в неделю.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

4. Теоретические занятия, шахматные игры.

          5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Содержание программы

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Программой «Шахматы в школе» предусматривается 34 занятия в 4 классе.

«Шахматы, четвертый год»

Обучающиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.

Обучающиеся принимают участие в соревнованиях.

I. Шахматная партия.

О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

II. Анализ и оценка позиции.

Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).

III. Шахматная комбинация.

Пути поиска комбинации.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства,

уничтожения защиты и др.

Матовые комбинации на мат в три хода.

Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др.

Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).

IV. Шахматный турнир. 

Отработка изученного материала в практических играх.

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

  • некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
  • правила игры в миттельшпиле;
  • основные элементы позиции.

К концу четвертого года обучения дети должны уметь:

  • правильно разыгрывать дебют;
  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
  • проводить элементарно анализ позиции;
  • составлять простейший план игры;
  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • пользоваться шахматными часами.

Тематическое планирование 4 класс

Номер раздела

Тема

Кол-во часов

1

Шахматная партия.

5

2

Анализ и оценка позиции.

3

3

Шахматная комбинация.

17

4

Шахматный  турнир.

9

Итого:

34

Приложение к тематическому планированию

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

История возникновения шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

1

04.09

Основные принципы игры в дебюте.

1

11.09

Перевес в развитии фигур.

1

18.09

Атака на короля.

1

25.09

Перевес в пространстве.

1

02.10

Оценка позиции.

1

09.10

План игры.

1

16.10

Выбор хода.

1

23.10

Открытые дебюты.

1

30.10

Полуоткрытые дебюты.

1

13.11

Закрытые дебюты.

1

20.11

Гамбиты.

1

27.11

Тактический прием «мельница»

1

04.12

Тактический прием «перекрытие»

1

11.12

Тактический  прием «рентген»

1

18.12

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

25.12

Анализ шахматной партии: выбери ход.

1

15.01

Шахматный турнир.

1

22.01

Шахматный турнир.

1

29.01

Шахматный турнир.

1

05.02

Шахматный турнир.

1

12.02

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля.

1

19.02

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

1

26.02

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

1

04.03

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

1

11.03

Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю.

1

18.03

Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю.

1

01.04

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

08.04

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом.

1

15.04

Шахматный турнир.

1

22.04

Шахматный турнир.

1

29.04

Шахматный турнир.

1

06.05

Шахматный турнир.

1

13.05

Шахматный праздник.

1

20.05

                     



Предварительный просмотр:

                                                                      Приложение

к основной образовательной программе НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

C41-21 копия

Составитель: учитель

 начальных классов

                      МБОУ «СШ № 8»

г. Нижневартовска

                                                                                                                          И.М. Косолапова

2023-2024 учебный год

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                          «УНИКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА»

Универсальные учебные действия:

Личностными результатами изучения программы являются:

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
  • Воспитание чувства ответственности за экологическое состояние окружающей среды.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
  • Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к экологическому наследию.
  • Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
  • Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.
  • Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Метапредметные результаты:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной  литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задач

         2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «УНИКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА»

Программа работы кружка строилась таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.

Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе.

 Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм работы: снятие в рабочей комнате продолжаются экскурсиями в музей и в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей, альманахов и т.д.

Раздел I. Введение  в экологию.

Тема №1. Что такое экология?

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Тема №2. Голубая планета Земля.

Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Стадии развития земли. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

Раздел II. Неживая и живая природа. Путешествие по карте.

Тема №3. Объекты неживой природы.

Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.

  • Практическая работа (деятельность) - Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
  • Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки) - где бывали - отмечаем на карте.

Тема №4. Лес - многоэтажный дом (или под сенью зеленого леса).

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

• Практическая работа (деятельность) - Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.

• Путешествия в лесные заповедники, в тайгу и т.д.  - отмечаем на карте

Тема №5. Многообразие животных и растений.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза

Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

• Творческая работа - Животные. Оригами или флористика - композиция (открытка) из сухих растений

• Путешествия на дачи, в деревни - о домашних животных - на карте.

Тема №6. Планете имя - Океан. Океан – моря – озера - реки.

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги -плавающие ледяные горы.

  • Творческая работа - коллективная работа “Подводный замок”
  • Ищем на карте океаны и моря. Фотографии путешествий на моря, реки, озера - отмечаем на карте.

Тема №7. Что могут рыбы?

Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.

• Просмотр видеофильмов: “Живые обитатели морских глубин”, “Акулы”.

Тема №8. Есть ли жизнь в Арктической пустыне?

Природа и животный мир Арктики.

  • Творческая композиция - Царство Снежной королевы.
  • Картинки или истории - на карту

Тема №9. Горячее солнце пустыни.

Природа и животные пустыни.

  • Аппликация из клякс - животных
  • Отдых в Египте и др. - на карту

Раздел III. Человек и природа.

Тема №10. От динозавров до человека.

Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

(Где жили динозавры - на карту -дать возможность оторваться тем, кто не путешествовал в Египет)

Тема №11. Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. “Зелёные”- чем занимается и что пропагандирует данная организация.

  • Экскурсия по городу “Приспособление растений и животных к жизни в городах”.
  • Собираем материал - фотографии по микрорайону.

Тема №12. Человеческий организм.

Человек - часть природы. Как мы растём ? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).

• Правила здорового образа жизни.

Тема №13. Загадки космоса.

Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?

• Видеоэкскурсия в планетарий.

Тема №14. Экология Нижневартовска. Проверь экологию своего города.

• Выступление с сообщением. Дискуссия.

                                                                                                                                 Приложение

                                                                                                                                                                   к тематическому планированию

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                  4 класс

Тема

Всего часов

Организационное занятие

03.09

Экологическая деятельность летом.

10.09

Учимся передавать свои знания другим
ребятам

17.09

Учись быть здоровым.

24.09

Изучаем способы охраны природы.

01.10

Изучаем способы охраны природы.

08.10

Изучаем способы охраны природы.

15.10

Обсуждаем экологические катастрофы.

22.10

Обсуждаем экологические катастрофы.

29.10

Окружающая среда и здоровье человека.

12.11

Окружающая среда и здоровье человека.

19.11

Экологические взаимоотношения организмов.

26.11

Экология популяции

03.12

Организмы и среда их обитания.

10.12

Организмы и среда их обитания.

17.12

Человек в созданной им среде.

24.12

Деловые игры.

14.01

Деловые игры.

21.01

Вопросы задает природа.

28.01

Хочу стать экологом-инструктором.

04.02

Хочу стать экологом-инструктором.

11.02

Словарик юного эколога.

18.02

Практикум.

25.02

Подготовка и проведение праздников.

03.03

Уроки Гнома-эконома.

10.03

По страницам занимательной литературы.

17.03

По страницам занимательной литературы.

31.03

По страницам занимательной литературы.

07.04

Викторины, конкурсы, беседы.

14.04

Викторины, конкурсы, беседы.

21.04

Викторины, конкурсы, беседы.

28.04

Простейшие уроки жизни.

05.05/12. 05

Экскурсия.

12.05

Экскурсия.

19.05



Предварительный просмотр:

                                                                      Приложение

к основной образовательной программе НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

C41-21 копия

Составитель: учитель

 начальных классов

                      МБОУ «СШ № 8»

г. Нижневартовска

                                                                                                                          И.М. Косолапова

2023-2024 учебный год

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                          «УНИКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА»

Универсальные учебные действия:

Личностными результатами изучения программы являются:

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
  • Воспитание чувства ответственности за экологическое состояние окружающей среды.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
  • Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к экологическому наследию.
  • Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
  • Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.
  • Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Метапредметные результаты:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной  литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задач

         2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «УНИКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА»

Программа работы кружка строилась таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.

Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе.

 Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм работы: снятие в рабочей комнате продолжаются экскурсиями в музей и в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей, альманахов и т.д.

Раздел I. Введение  в экологию.

Тема №1. Что такое экология?

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Тема №2. Голубая планета Земля.

Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Стадии развития земли. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

Раздел II. Неживая и живая природа. Путешествие по карте.

Тема №3. Объекты неживой природы.

Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.

  • Практическая работа (деятельность) - Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
  • Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки) - где бывали - отмечаем на карте.

Тема №4. Лес - многоэтажный дом (или под сенью зеленого леса).

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

• Практическая работа (деятельность) - Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.

• Путешествия в лесные заповедники, в тайгу и т.д.  - отмечаем на карте

Тема №5. Многообразие животных и растений.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза

Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

• Творческая работа - Животные. Оригами или флористика - композиция (открытка) из сухих растений

• Путешествия на дачи, в деревни - о домашних животных - на карте.

Тема №6. Планете имя - Океан. Океан – моря – озера - реки.

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги -плавающие ледяные горы.

  • Творческая работа - коллективная работа “Подводный замок”
  • Ищем на карте океаны и моря. Фотографии путешествий на моря, реки, озера - отмечаем на карте.

Тема №7. Что могут рыбы?

Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.

• Просмотр видеофильмов: “Живые обитатели морских глубин”, “Акулы”.

Тема №8. Есть ли жизнь в Арктической пустыне?

Природа и животный мир Арктики.

  • Творческая композиция - Царство Снежной королевы.
  • Картинки или истории - на карту

Тема №9. Горячее солнце пустыни.

Природа и животные пустыни.

  • Аппликация из клякс - животных
  • Отдых в Египте и др. - на карту

Раздел III. Человек и природа.

Тема №10. От динозавров до человека.

Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

(Где жили динозавры - на карту -дать возможность оторваться тем, кто не путешествовал в Египет)

Тема №11. Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. “Зелёные”- чем занимается и что пропагандирует данная организация.

  • Экскурсия по городу “Приспособление растений и животных к жизни в городах”.
  • Собираем материал - фотографии по микрорайону.

Тема №12. Человеческий организм.

Человек - часть природы. Как мы растём ? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).

• Правила здорового образа жизни.

Тема №13. Загадки космоса.

Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?

• Видеоэкскурсия в планетарий.

Тема №14. Экология Нижневартовска. Проверь экологию своего города.

• Выступление с сообщением. Дискуссия.

                                                                                                                                 Приложение

                                                                                                                                                                   к тематическому планированию

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                  4 класс

Тема

Всего часов

Организационное занятие

03.09

Экологическая деятельность летом.

10.09

Учимся передавать свои знания другим
ребятам

17.09

Учись быть здоровым.

24.09

Изучаем способы охраны природы.

01.10

Изучаем способы охраны природы.

08.10

Изучаем способы охраны природы.

15.10

Обсуждаем экологические катастрофы.

22.10

Обсуждаем экологические катастрофы.

29.10

Окружающая среда и здоровье человека.

12.11

Окружающая среда и здоровье человека.

19.11

Экологические взаимоотношения организмов.

26.11

Экология популяции

03.12

Организмы и среда их обитания.

10.12

Организмы и среда их обитания.

17.12

Человек в созданной им среде.

24.12

Деловые игры.

14.01

Деловые игры.

21.01

Вопросы задает природа.

28.01

Хочу стать экологом-инструктором.

04.02

Хочу стать экологом-инструктором.

11.02

Словарик юного эколога.

18.02

Практикум.

25.02

Подготовка и проведение праздников.

03.03

Уроки Гнома-эконома.

10.03

По страницам занимательной литературы.

17.03

По страницам занимательной литературы.

31.03

По страницам занимательной литературы.

07.04

Викторины, конкурсы, беседы.

14.04

Викторины, конкурсы, беседы.

21.04

Викторины, конкурсы, беседы.

28.04

Простейшие уроки жизни.

05.05/12. 05

Экскурсия.

12.05

Экскурсия.

19.05


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...