ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
материал

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ  (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ  (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

  

        В соответствии с Законом об образовании, лиц, имеющих отклонения в физическом и (или) психическом развитии, определяют как людей с ограниченными возможностями здоровья. Но для планирования коррекционно-развивающей работы с определенной категорией воспитанников необходимо ориентироваться в дефинициях специальной педагогики.

    В настоящее время в работе с тяжёлыми детьми не так много методической литературы, оказывающую помощь педагогам в обучении и воспитании данной категории обучающихся. Министерством образования рекомендована книга из  серии «коррекционная педагогика» Бгажноковой Ирины Магомедовны «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития». По мнению автора, процесс воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями рассматривается в коррекционной педагогике как беспрерывный процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм из взаимодействия с окружающим миром.

    Обучение проходит по АОПП (вариант 2), и по программе образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, где учитываются особенности интеллектуальной сферы учеников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: «резкое понижение психического тонуса», негативизм, «ускользание» от внешних раздражителей, невнимательность, психическая пассивность. Поэтому в «Программе» использованы способы обучения обучающихся, стимулирующие их реакции на внешние раздражители

    Цели и задачи коррекционного воспитания и обучения многообразны, обобщённо их  можно определить следующим образом:

- Охрана жизни и здоровья, широкое использование здоровьеразвивающих технологий на основе индивидуальных показаний физического развития личности.

- Формирование и закрепление в индивидуальном сознании ребенка представлений относительно: «Я», «Другой», «Я и другой», «Я и другие люди».

- Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей.

- Развитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне.

- Формирование прикладных, трудовых, творческих умений.

- Формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром.

     Аутисты «люди без кожи» или «люди дождя». На эмоциональном уровне они все воспринимают не как мы, а намного острее. Их пугает неизвестность. Новое помещение, новый человек. Они очень тревожны, эмоционально незащищенные. Из-за этого погружаются в свой мир и не идут на контакт, уходят от общения.

    И началась учёба. Начались поиски ведения уроков, поиск интересных материалов к урокам. Начались бесконечные сомнения. А на уроке порой казалось, что разговариваешь сама с собой или рассказываешь только для А.

     Процесс адаптации  проходил тяжело. У детей отсутствовали элементарные правила поведения. Наблюдались нарушения в эмоционально-волевой сфере поведения (агрессия и аутоагрессия). Были дети, которым понадобилось в новых условиях, два месяца  прохождения адаптации с родителями.  Процесс адаптации усложнялся тем, что дети до школы не посещали дошкольные учреждения, а если и посещали, то непродолжительное время один, два месяца.  В первом и во втором полугодии,  дети постоянно выражали своё недовольство: падали на пол кричали, плакали (дети РАС), им было не просто адаптироваться к новой среде. Поэтому, родители детей с ТМНР, видя происходящее (в обстановке крика и шума трудно было заниматься с другими детьми. Ребёнка с РАС не желательно было первоначально выводить из помещения, т.к. он мог в дальнейшем, настаивать таким способом, чтобы получить желаемое) перешли в другой класс, с такими же детьми,  но  поспокойнее.

    Процесс адаптации продолжился. Двое детей легко вошли в новую среду, но всем участникам учебного процесса, пришлось долго переживать адаптацию вновь поступившего ребёнка Р, которая по настоящее время продолжается. К концу учебного года класс сформировался в количестве 5-ти человек, возрастной уровень детей от 7  до 12 лет.

    Следует отметить, что в классе постоянно присутствует тьютор, который сопровождает всех детей в случае необходимости.

    Первоначально обучающиеся  не могли усидеть за партой 5 минут (сейчас дети могут сидеть за партой 40 минут, учитывая 5-10 минут времени на физминутки, пальчиковые  и др. упражнения). Занятия проходят  в игровой форме, так как отмечается слабая концентрация внимания, нежелание выполнять задания. Процесс обучения усложняется  тем, что дети могут месяц учиться, месяц болеть. По выздоровлению приходят в школу, и мы снова осваиваем правила поведения, графические навыки, которые за время отсутствия были  утрачены.

В процессе обучения у детей отмечается слабая моторика кисти рук, в этом направлении для развития мелкой моторики проводятся занятия предметно-практической деятельности, лепка, рисование, различные упражнения для развития кисти рук. Обучающиеся не способны к подражанию, тем более к самостоятельным действиям. Поэтому, первоначально, все действия с предметами, с материалами выполнялись совместно со взрослым «рука в руке». К совместной деятельности на уроках привлекаются родители детей.   

В моём классе  у детей, экспрессивная  речь находится на этапе поступательного развития. В речи  детей наблюдаются звукокомплексы, семантически равные тому или иному действию. Например:  «ав - ав» - собака, «мя» - кошка, «му» - корова  и др.

В обучении с детьми практикуются пропевки, короткие песенки (например, та – та – та мы везем с собой кота и др.), а также, песенки животных «кто как подаёт голос», (например, как овечка подаёт голос? Бе – бе – бе. Давай мы споём ей песенку) и т.д. По этим пропевкам мы освоили следующие звукокомплексы: бе-бе, ме-ме, ку-ку, мя-мя, ко-ко, га-га, я-я и др.

  Обучение с неговорящими детьми включает работу с пиктограммами: это изучение по картинкам частей тела (ухо, нос, глаза и др.), предметов, эмоций и т.д. В дальнейшем планируется оформление альбомов, где ребенок может общаться с помощью пиктограмм, выражая свои эмоции, чувства, желание заниматься чем – то и др.

 Обращаю внимание на то, что дети чаще пользуются жестами, которые сопровождаются  лепетными или единичными словами (например «да» - дай, «пока»).

 Дети вступают в контакт между собой не часто, иногда с помощью жестов, или, привлекая взрослого, чтобы разрешить  ту или иную ситуацию. Игры  носят стереотипный характер, они быстро угасают, так как в их основе нет содержательного взаимодействия.

        В течение учебного дня применяю следующие подходы:

- индивидуальный подход;

- контроль за выполнением правил поведения в классе (разделение территории класса, где можно играть и брать игрушки и территория где брать предметы без разрешения нельзя (нужно попросить желанный предмет).           

- предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности); звучание музыки: музыкальные физминутки, перемены, уроки изобразительной деятельности.

- активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих  познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки); Напр.: буквы, цифры - лепили, рисовали, клеили, раскрашивали  буквы из ватных дисков и т.д.

- коррекцию всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная  помощь ребёнку) и обязательно в эмоциональном настрое.

    Обсуждая проблему «обучаемости – необучаемости» детей с тяжёлыми формами умственного недоразвития, следует правильно осмыслить приоритетность формирования «житейского» опыта, не принижая значимости для определенной части детей освоения основ учебной деятельности: письма, чтения, счета, природопонимания, труда и др. Известно, что ожидания родителей и усилия педагогов, направленные на обучение некоторых детей тем или иным учебным предметам, могут оказаться безуспешными из-за системных, глубоких нарушений (недоразвития) движений, речи, памяти, мышления; расстройств регулятивных функций психики: внимания, эмоционально-волевой сферы и др. С учётом неоднородности и большого разброса индивидуальных показаний, очень важно определиться в тактике педагогических действий, в определении этапов, в содержании взаимодействия и сотрудничества взрослого с ребенком.

    В самом начале учебной деятельности с данной категорией детей, столкнулась с тем, что большинство родителей не знают как вести себя со своим ребёнком, как с ним играть, как сотрудничать, как обучать. Надеясь, что через год обучения в нашей школе, перейти в общеобразовательную, и быть как все. Родители находятся в  созависимости со своими детьми, ходят по одному и тому же «кругу» со своими проблемами, не находя поддержки и помощи.

       С 1 класса   формируются практические навыки у обучающихся, которые пригодятся им в трудовой деятельности.

     Во 2 классе, в конце марта, начался Проект  под названием «Огород на подоконнике»,  который  занял особое место в урочной и внеурочной деятельности. Этапы работы над проектом включали:

  • Практическое занятие «Какая земля»
  • Рассматривание семян через лупу.
  • Опыт – наблюдение за ростом. Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
  • Труд в уголке природы.

В процессе наблюдений и практической деятельности у детей формировались представления  о росте и уходе за растениями, воспитание трудолюбия.

     Порой кажется, что погружаясь в себя, дети не слышат того, что происходит на уроке. Но «возвращаешь их», и понимаешь, что они каким-то чудесным образом в теме. Конечно, их нестандартное поведение иногда выбивает «из седла», но берёшь себя в руки и стараешься им помочь. Помочь найти своё место в этом так пугающем их мире. Я считаю, что главная задача всех учителей, работающих с такими детьми, не «спросить с них усвоенный материал», а помогать социализироваться в нашей жизни. И не забывать — дословный перевод с древнегреческого слова «педагог» — ведущий за руку.

     Здесь важно понимание того, что никакая стандартная программа не может охватить всего многообразия индивидуальных проявлений ребёнка. Программа определяет лишь направления педагогической деятельности, ориентирует взрослого на возможные средства, содержание работы, но их выбор или изменение, следует рассматривать как творческую инициативу в конкретных педагогических обстоятельствах, способствующих поступательному развитию детей с особыми нуждами. Необходимо изменить привычные дидактические схемы и шаблоны, так как в педагогике здравого смысла не может быть единых рецептов, в противном случае теряется основной смысл коррекционной педагогики – гуманного, личностно – ориентированного подхода к ребенку с проблемами в развитии.

 

 

Библиографические ссылки:

 

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажноковой И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]; под ред. И.Б. Бгажноковаой. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2013.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. Изд.7-е. – М.; Теревинф, 2012. – (Особый ребёнок).
  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. Ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного  и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, разви...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

В статье рассматриваются вопросы обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы. Выделяются особенности данной категории детей. Раскрываются цель, задачи и специальные ...

Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.

Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. Формирование координационных спо...

Использование метода визуальной поддержки, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)

Использование  метода визуальной поддержки, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детейс тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Самоконтроль – ...

Визуальная инструкция, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Визуальная поддержка предполагает использование наглядных стимулов, несущих в себе необходимую информацию, которую ребенку трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти.  Несмотря на то, что ...