Программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи"
методическая разработка (4 класс)

Соловьева Екатерина Ивановна

Программа курса «Школа развития речи» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 - 4 классах. Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Формой занятий по развитию речи учащихся может быть урок в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_razvitiya_rechi_4_kl.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами курса являются:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

Место учебного курса в учебном плане.

Программа курса «Школа развития речи» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 - 4 классах. Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Формой занятий по развитию речи учащихся может быть урок в рамках внеурочной деятельности.

Предметные и метапредметные результаты изучения курса.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный;
  • типы текстов;

уметь:

  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • распознавать стили речи.

4 класс.

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
  • изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
  • иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
  • определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
  • восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

1

Слово

8

2

Культура речи

6

3

Предложение и словосочетание.

12

4

Текст.

8

Календарно-тематическое планирование план.4 класс.

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

1.

Омонимы, омофоны, каламбуры.

1

2.

Фразеологизмы

1

3.

Фразеологизмы

1

4.

Диалектизмы.

1

5.

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1

6.

Метафора.

1

7.

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

8.

Сочинение по пословице.

1

9.

Анализ сочинений по пословицам.

1

10.

Художественный стиль. Общее понятие.

1

11.

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

12.

Рифма.

1

13.

Диалог и монолог.

1

14.

Драматические импровизации.

1

15.

Драматические импровизации.

1

16.

Композиция текста. Основные Элементы композиции.

1

17.

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1

18.

Творческая работа.

1

19.

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1

20.

Творческая работа.

1

21.

Публицистический стиль.

1

22.

Газетно – публицистический стиль.

1

23.

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1

24.

Официально – деловой стиль.

1

25.

Тезисы. Конспект.

1

26.

Аннотация.

1

27.

Я пишу письмо.

1

28.

Личный дневник.

1

29.

Сочинение «Мои любимые стихи».

1

30.

Сочинение «Мои любимые стихи».

1

31.

Сочини сценарий для мультфильма.

1

32.

Конкурс на лучшее название конфет.

1

33.

Обобщение. Проверим себя.

1

34.

Итоги года. КВН.

1

Литература для учителя.

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
  2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
  3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
  4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
  5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
  6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
  7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
  8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
  9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
  10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
  11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
  12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
  13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
  14. Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
  15. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
  16. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
  17. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
  18. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
  19. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
  20. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
  21. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
  22. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Развитие речи" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс...

Программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи"

Программа курса внеурочной деятельности....

Программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувст...

Программа по внеурочной деятельности " Развитие речи и детского речевого творчества" (2-3 классы)

Программа разработана на основе программы Ладыженской " Детская риторика". Основное внимание уделяется написанию сказок ....