Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_rechi.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

В развитии речи выделяются три линии:

  • работа над словом;
  • работа над словосочетанием и предложением;
  • работа над связной речью.
  • обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  • уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
  • активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
  • устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений

Задачи учителя в развитии речи учащихся:

  • Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
  • Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
  • Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
  • Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
  • Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Актуальность проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением интеллектуального развития обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуждать, вступать в диалог с учителем и учениками, пересказывать тексты с научным содержанием, овладевать специальной терминологией и т.д. Коррекция устной речи обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка.

Цели занятий:

- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках

- содействовать развитию речи детей

- совершенствовать у детей навыки лингвистического анализа

- повышать уровень языкового развития школьников

- воспитывать познавательный интерес к родному языку

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Прогнозируемые результаты

- умение выразительно читать небольшой текст

- умение определять лексическое значение слова

- умение выделить синонимы, антонимы, омонимы

- умение определить лексическое значение многозначного слова

- Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;

- Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять   повторения, убирать лишнее.

Способы проверки результативности программы:

В процессе реализации программы используются различные виды контроля:

а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень развития речи ребенка.

б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов и т.д.)

в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (слово, предложение и т,д)

в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.

Форма занятий: фронтальные, одно занятие в неделю в рамках внеклассного факультативного занятия

Срок реализации программы. Возраст детей.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся 7-8 лет.

Переодичность занятий: 1 раз в неделю

Режим занятий: один раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия – 40 минут (из них 10 мин на подготовку и уборку рабочего места, встречу и уход обучающихся)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


         Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.

В ходе освоения курса у учащихся формируется осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
  Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера. Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
         В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. У выпускников будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
          В сфере
личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
          В сфере
регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
          В сфере
познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
           В сфере
коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Результаты изучения учебного  курса «Развитие речи».
Личностные результаты обучения.

        В результате изучения курса обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные результаты обучения.
        В процессе изучения курса обучающиеся научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач ; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения ; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог, устные монологические высказывания, письменные тесты ) с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
 Предметные результаты обучения.
           У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета .

При изучении курса «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
 Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Программа “Речь”

Тема занятий

Количество
часов

1

Речь 
Речь. Значение в жизни человека

1

2

“ Тише, громче…” Выразительность речи.

2

3

Слово 
Слова…Слова…Лексическое значение слов.

1

4

“Озорные буквы”. Звуковой состав слова.

2

5

Слова играют в прятки

1

6

Слово и его значение

1

7

Прямое и переносное значение слова.

1

8

Многозначные слова

1

9

Знакомьтесь: омонимы

1

10

Синонимы

1

11

Антонимы

1

12

Тематические группы слов

1

13

Наш цветной мир. Понятие об образности речи.

1

14

Что на что похоже. Первичное представление о сравнении.

1

15

Голоса природы

1

16

Проверь себя…

1

17

Загадаем загадки!

1

18

Культура речи. Вежливые слова.

1

19

Пословицы

1

20

Учимся рассуждать

21

Текст

22

Заглавие текста

1

23

Тема текста

1

24

Опорные слова

1

25

Мы строим текст

26

План текста

27

Чему мы научились. Итоговое занятие

 

Итого:

34ч

2 класс

 

Содержание программы

Речь

Занятие 1

Значение речи в жизни человека. Выразительность речи. Техника речи. Устная и письменная речь. Особенности устной речи :окраска голоса, громкость, темп.

Занятие 2

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Заучивание и знание нескольких скороговорок.

Слово

Занятие1

Слово, его лексическое значение. Толковый словарь

Занятие 2

Занятие 3

Звуковой состав слова. Формировать представление о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Занятие 4

Однозначные и многозначные слова

Занятие 5

Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.

Занятие 6

Умение определить лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Занятие 7

Формировать о прямом и переносном значении слова.

Занятие 8.

Формировать понятие многозначности слова.

Умение определить лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Занятие 9

Слова-“родственники” и слова внешне сходные ,но разные по значению (омонимы). Умение выделить слова-родственники среди других слов, подобрать к данному слову слова – родственники, установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа

Умение выделить синонимы, умение подбирать синонимы к данному слову

Занятие 10

Слова-“родственники” и слова –“друзья” (синонимы). . Слова, противоположные по смыслу (антонимы). . Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, умение подбирать синонимы, антонимы к данному слову

Занятие 11

Слова, противоположные по смыслу (антонимы). . Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, умение подбирать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова-родственники от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим и звуковым сходством.

Занятие 12

Знакомство с тематическими группами слов.

Занятие 13

Формировать первичное представление об образности.

Занятие 14

Формирование первичного представления о сравнении.

Занятие 15

Развитие познавательного интереса, внимания к языку. Развитие логического мышления, воображения, памяти.

Занятие 16

Контроль знаний. Умение отличить слова-родственники от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим и звуковым сходством.

Умение выделить слова-родственники среди других слов, подобрать к данному слову слова – родственники, установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа.

Устанавливать общность написания слов-родственников.

Умение определить лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, умение подбирать синонимы, антонимы к данному слову

Умение отличить слова-родственники от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим и звуковым сходством.

Занятие 17

Формирование умения отгадывать загадки.

Культура общения.

Занятие 18

Прививать навыки культурной речи.

Волшебные слова. Слова- выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова- выражения приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения.

Занятие 19

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

Занятие 20

Формирование умения устанавливать причинно-следственную связь между предметами, явлениями, событиями.

Предложение и словосочетание.

Занятие 1

Занятие 2

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения , устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении .Умение редактировать простое предложение, распространять предложение.

Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке.

Умение интонационно правильно читать ( произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками ).

Текст.

Занятие 1

Понятие о тексте. . Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой.

Занятие 2

Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой.

Занятие 3.

Занятие 4

Озаглавливание.

Вычленение опорных слов в тексте. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Основная мысль в тексте.

Занятие 5

Контроль знаний .Опорные слова.

Работа по картине Саврасова , “ Грачи прилетели”

Занятие 6

Мы строим текст. Формирование навыков построения связного текста.

Занятие 7

Мы строим текст. Формирование навыков построения связного текста.

Занятие 8.

Занятие 9

Формирование навыков составления плана текста .Развитие логического мышления , внимания, памяти.

Занятие 10

Контроль знаний.

Коллективное составление текстов по заданной теме., сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам..Восстановление деформированного текста.

Занятие 11

Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме., сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам..Восстановление деформированного текста.

Занятие 12

Итоговое занятие .Чему мы научились.

Пояснительная записка.

            Язык -  это средство общения людей, орудие формирования и выражения  мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеет им, т.е. обладать речевой культурой.

             Владение словом -  инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

            Курс «Речь» предназначен для проведения занятий по речевому развитию учащихся младших классов. Пособие содержит большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребенка не только формируются лингвистические ЗУН, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.

           Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Цели:

  1. способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке,
  2. содействовать развитию речи детей,
  3. совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
  4. повышать уровень языкового развития учащихся,
  5. воспитывать познавательный интерес к родному языку,
  6. решать проблемы интеллектуального развития учащихся.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

-формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  1. Слово
  2. Предложение и словосочетание
  3. Текст
  4. Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного года.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  1.  личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  2. личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  3. деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Учащиеся должны знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

     - уместно использовать  изученные средства общения в устных    

     высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

     - выразительно читать небольшой текст по  образцу;

     -определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

     - вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить,

    приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные  

    формы;

    -быть хорошим слушателем;

    - определять лексическое значение слова;

    - отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора

    предложений;

    - редактировать предложения;

    - определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте

    опорные слова;

    - сочинять на основе данного сюжета, используя средства

    выразительности.

    - распознавать типы текстов;

    - устанавливать связь предложений в тексте;

    - распознавать стили речи.

    - изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,

    олицетворение, эпитеты;

    - стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.

Ожидаемые результаты по предмету «Развитие речи»:

  1. Воспитание уважительного отношения к своему городу, школе,    чувства гордости за свою страну;
  2. Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  3. Развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости 

Регулятивные УУД: умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

На изучение  курса по развитию речи в 3 классе отводится:

– количество часов в год – 34 часов;

– количество часов в неделю – 1 часа.

:

Содержание   программы по  развитию речи

              Речь. Техника и выразительность речи.

            Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.

   Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения: обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

Слово.

    Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение. олицетворение. Вежливы слова.

        Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

         Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных слов, умение  использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание.

           Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

           Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части  предложения, заменять неудачно употребленные слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

              Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

  Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.            

             Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

           План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

           Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте. Составлять цепочки связей из опорных слов.

           Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

           Сочинение загадок.

Культура общения.

          Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и т. д

Умение использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Место предмета в базисном учебном плане

         В учебном плане на изучение курса в 3 классе отводится 1 час в неделю при 35 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 35 часов.

Рабочая программа  составлена  на основе  авторского комплекта учебно-методический пособий курса «Речь»  Т.Н. Соколовой   2 класс.

Календарно - тематическое планирование.

3 класс

№ урока

Дата проведения

                           Тема урока

УУД

    1

Слово. Значение слова.

        Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словооб-разовательного анализа.

         Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определить основу переноса значения.

    2

Многозначные слова.

    3

Омонимы.

    4

Омофоны,  омоформы.

    5

Синонимы.

    6

Антонимы.

    7

Фразеологизмы.

    8

Фразеологизмы.

    9

Фразеологизмы.

  10

Пословицы.

  11

Загадки.

           Сочинение загадок.

  12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Умение сконструировать образное выражение (  сравнение, олицетворение) по образцу, из данных слов, умение  использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

  13

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

Умение сконструировать образное выражение (: сравнение, олицетворение) по образцу, из данных слов, умение  использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

  14

Текст. Тема текста. Заглавие.

  Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.       Умение определять основную мысль текста.

  15

Текст. Опорные слова.

       Вычленение опорных слов в тексте. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Основная мысль в тексте.

  16

Опорные слова.

Вычленение опорных слов в тексте. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Основная мысль в тексте.

  17

Проверочная работа.

           Умение писать творческое изложение с языковым разбором.

  18

Деление текста на части. Составление плана.

           Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте. Составлять цепочки связей из опорных слов.

  19

Виды плана.

Умение составлять планы различных видов.

  20

Виды планов.

Умение составлять планы различных видов.

  21

Связь между предложениями в тексте.

Умение исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части  предложения, заменять неудачно употребленные слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

  22

Связь между частями текста.

Умение определять основную мысль текста.

  23

Работа с деформированным текстом.

           Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.            

  24

Редактирование текста.

Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.            

  25

Типы текста. Описание.

Умение  использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

  26

Типы текста. Описание.

Умение  использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

  27

Текст – сравнительное описание.

Умение  использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

  28

Типы текста. Повествование.

Умение  использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

  29

Типы текста. Рассуждение.

  30

Типы текста. Рассуждение.

  31

Сочинение на тему «Мой выходной день».

           Умение писать сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

  32

Редактирование текста.

Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.           

  33

Повторение пройденного.

  34

Повторение  пройденного.

35

УРОК-игра «Умники и умницы»

Методическое обеспечение:  

Т.Н.Соколова.  Методическое пособие «Школа развития речи».

Т.Н.Соколова.   Рабочая тетрадь  «Школа развития речи» в двух частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...