Проект "Создание мини-сайта "Публичное выступление"
проект (3 класс)

Проектная работа учащихся 3-го класса МБОУ Гимназия № 7 "Создание мини-сайта Публичное выступление".

В наше время все больше ребят сталкиваются с необходимостью выступать публично. Даже стоя у доски и читая стихотворение наизусть, нужно уметь владеть собой, передавать характер и настроение героев.

В школе нет предмета, на котором бы учили умениям публичной речи. В основном, нам только ставят отметки за них. С другой стороны, наши ровесники мало читают, редко ходят в библиотеку.  Поэтому, мы решили попробовать научиться выступать публично с помощью материалов мини-сайта.

Цель проекта: создание мини-сайта «Юный оратор Вася».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ Мини-сайт «Юный оратор Вася» Авторы: учащиеся 3 класса МБОУ Гимназия № 7

Слайд 2

Методы исследования : изучение и анализ литературных источников, I nternet-ресурсов; интервью; опрос-анкетирование; обобщение полученных данных. Предмет исследования : публичные выступления Объект исследования : мини-сайт Цель проекта: создание мини-сайта «Юный оратор Вася» Задачи: 1. изучить информацию по теме проекта; 2. изучить оболочки различных сайтов; 3. разработать тренинги и видеосюжеты по овладению основами публичного выступления; 4. взять интервью у специалистов.

Слайд 3

Структура обучения публичному выступлению https :// www . teatr - benefis . ru / kursy - tehniki - rechi обучения

Слайд 4

Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Создание своего почтового ящика. Регистрация на сайте nsportal . ru (вкладка вход/регистрация ). Получение ссылки на свой мини-сайт на почту. Вход на свой мини-сайт через ссылку и редактирование сайта через вкладку «редактировать ».

Слайд 5

Результаты анкетирования 1.Понравилось ли вам содержание сайта? 2.Хотели бы вы использовать сайт в дальнейшем?

Слайд 6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Тема проекта:                                                         «Мини-сайт «Публичное выступление»

Фамилия, имя автора:                                

Название образовательного учреждения:         МБОУ Гимназия № 7

Класс:                                                                3

Красноярск                                                                         2018г

Ф.И.О. руководителя проекта:                         Статникова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов

Введение

В наше время все больше ребят сталкиваются с необходимостью выступать публично. Даже стоя у доски и читая стихотворение наизусть, нужно уметь владеть собой, передавать характер и настроение героев.

В школе нет предмета, на котором бы учили умениям публичной речи. В основном, нам только ставят отметки за них. С другой стороны, наши ровесники мало читают, редко ходят в библиотеку.  Поэтому, мы решили попробовать научиться выступать публично с помощью материалов мини-сайта.

Цель проекта: создание мини-сайта «О!».

Задачи:

1. изучить информацию по теме проекта;

2. изучить оболочку сайта на портале www.mozello.ru.;

3. разработать тренинги и видеосюжеты по овладению основами публичного выступления;

4. взять интервью у режиссера-постановщика, актера.

Для решения задач мы изучили книги по сценической речи, основы системы К. Станиславского, Интернет-ресурсы.

I. Теоретическая часть. Основы сценической речи.

Наш сайт посвящен основам публичной речи. Материал для его создания можно найти как в учебниках риторики, книгах и пособиях по сценической речи, так и в трудах исследователей, посвятивших свою жизнь актерскому мастерству.

I. 1. Система К. Станиславского

Система Станиславского представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, она строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства, мысли сделать своими собственными [5]Эта система имеет семь основных принципов:

1) Действие – основа сценического искусства.

Актёр должен выстраивать цепочку элементарных физических действий. Физическое действие родит внутреннее переживание, которое получится не выстраданным, а естественным, правдивым.

Комментарии: это очень интересный принцип для нас. Оказывается, чтобы быть убедительным у доски, надо заставлять себя двигаться.

2)  Не играть, а жить.

Вообще правдивость, правда – один из важнейших моментов в теории Станиславского. На сцене нужно не играть роль, а жить ею. Роль становится частью личности актёра, обстоятельства жизни героя смешиваются с обстоятельствами биографии самого актёра. Для этого при работе над ролью актёр должен использовать свой собственный жизненный опыт, а также фантазию, которая поможет ему поверить, что он совершает те действия, что совершает его персонаж. Тогда «все моменты роли и ваши актерские задачи станут не просто выдуманными, а клочьями вашей собственной жизни».

Комментарии: этот принцип можно использовать в школе, примеряя на себя роль во время выступления, воображая себя заранее победителем, генералом.

3) Анализ.

Мы не склонны анализировать свои эмоции, тем более элементарные: что чувствуем, когда едим, когда сидим, идём, говорим. Актёр же должен быть ещё и исследователем. К примеру, детально изучить течение своего дня, обычного буднего дня. Или проанализировать, как ведёт себя человек, желающий понравиться хозяевам, к которым зашёл в гости. Такие наблюдения должны войти в привычку. А знания, полученные подобным путём, помогут актёру (а тем более, режиссёру) строить цепочку физических действий, а, следовательно, и переживаний героя пьесы.

Комментарии: этот принцип возможно использовать при чтении художественных произведений, а также, наблюдая за политиками, общественными деятелями.

4) Простота, логика и последовательность.

Цепочка (или, как говорил Станиславский, партитура) физических действий должна быть донельзя проста. Поскольку каждый раз – первый, второй, тысячный – выходя на сцену, актёр должен заново переживать роль, сложная схема действий будет его то и дело запутывать. Ему сложнее будет вызвать в себе переживания, сложнее играть, а зрителю – сложнее «читать» его игру. Станиславский также верил, что в жизни действия за некоторыми исключениями логичны и последовательны. Таковыми они должны оставаться и в постановке. Логичным и последовательным вообще должно быть всё: мысли, чувствования, действия (внутренние и внешние), хотения, задачи, стремления, вымысел воображения и прочее. Иначе рискует возникнуть всё та же путаница.

Комментарии: мы полагаем, что нельзя допускать «перебора» в выборе и использовании жестов и движений при любом публичном выступлении.

5) Сверхзадача и сквозное действие.

Ещё один важнейший термин системы – сверхзадача. Ни режиссёр, ни актёры не должны пренебрегать идеей автора пьесы в угоду своим мыслям, убеждениям. Режиссёр должен обнаружить авторскую точку зрения и стремиться выразить её. Актёры – и того больше – должны понять, принять и проникнуться идеями своих героев. Сверхзадача труппы заключается в том, чтобы выразить главную идею произведения. В этом – главная цель спектакля. И все их усилия должны быть направлены на достижение данной цели. Возможным это становится при выяснении основной линии действия, которая проходит через все эпизоды произведения и потому называется сквозным действием.

Комментарии: ученику нельзя забывать о центральной идее произведения (если речь идет художественном замысле), о том, что главное вы хотите сказать.

6) Коллективность

 Без коллективности, без взаимной поддержки и товарищеского чувства, среди дрязг, капризов и всплесков самолюбия – искусство обречено на провал. Станиславский даже категоричнее: при таком отношении к делу смерть самого искусства неизбежна. «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве», - призывает он. [4]

Комментарии: класс должен помогать любому в его попытках сделать публичные выступления лучше.

7)  Воспитание театром.

Искусство должно воспитывать. Во-первых, воспитывать тех, кто им занимается, творческую группу. Во-вторых, воспитывать зрителей. [6]

Итак, из системы Станиславского мы можем взять ряд основополагающих принципов:

1) Действие – основа сценического искусства.

2) Не играть, а жить.

3) Анализ.

4) Простота, логика и последовательность. Станиславского, предложенные им в книге «Работа актера над собой».[4]

I. 2. Основы сценической речи.

На сайтах, рекламирующих услуги по постановке сценической речи, [7]

предлагают такую логику построения платных курсов (56.000 рублей в год):

Видно, что такие курсы начинаются с работы над речевым аппаратом, а затем осваивается собственно техника работы с аудиторией. Для первой части мы пригласили специалиста – преподавателя хора «Вдохновение» - Царёву Ирину Александровну. Сняли видео, на котором снята подготовка речевого аппарата, и разместили на сайте.

Для проработки взаимодействия с аудиторией взяли интервью у режиссера-постановщика нашей Гимназии Зои Григорьевны Добржанской. Интервью со специалистами можете увидеть в Приложении.

Чтобы увериться в том, что этот опыт имеет научные основания, мы изучили литературу по данному вопросу. Вот, что удалось узнать.

  • В книге Владимира Аннушкина «Техника речи. Учебное пособие» [1] указывается, что «Речь начинается с деления на отрезки или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. Пауза — проявление мастерства говорящего, поэтому цените каждое произносимое слово: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным». Это утверждение сходно с тем, что мы делаем на уроках литературного чтения – занимаемся синтагматическим чтением (термин Е. И. Матвеевой) [8]

Этому утверждению вторит и К. Станиславский, который утверждал, что «в жизни человек без труда делит свою речь на речевые такты, легко вводит паузы внутри предложения, ставит нужные ему ударения. Ему не надо этому учиться — он выражает свои мысли. Но на сцене надо учиться всему заново, как говорил Станиславский — «и ходить, и думать, и говорить». Надо учиться и передавать мысли автора. Следовательно, на нашем сайте должна быть вкладка - «Чтение синтагмами».

  • Народный артист СССР В. О. Топорков утверждает, что большей выразительности речи можно добиться, если «…хорошенько «расправить» авторскую фразу, мысль по ее логическому звучанию, то есть определить действенный центр фразы — ее ударение, произнести фразу предельно точно по законам речи, соблюдая знаки препинания. Этот, казалось бы, простейший прием оказывает очень благотворное влияние и приближает актера к цели — к воздействию на партнера, помогает организовать нужные видения и обрести подлинные чувства».[2]
  • Запорожец Т. И. утверждает, что «…Основная беда— в отсутствии настоящего мастерства. Этой беде способствует весьма вредный предрассудок, будто бы на сцене нужно говорить, «как в жизни». Но в жизни слишком часто говорят плохо, торопливо, невнятной скороговоркой, разделяя каждую фразу на множество частей, и превращают таким образом любой текст в какую-то «рубленую капусту» … на сцене говорить лучше, ярче, выразительнее, чем в жизни».
  • Она же предлагает отрабатывать речь так: правило - специально выбранные примеры - упражнения. Они могут быть предложены учащимся в качестве домашнего задания.

Выполняя каждое из упражнений, надо обязательно производить графический анализ текста, как это показано на наших рисунках. Полезен может быть также самостоятельный подбор текстов для упражнений на каждое из правил. Такие тексты должны быть детально проработаны: определено место логических пауз и ударений в каждом предложении, выполнен графический анализ каждого из них. [3]

  • После того как удалось проанализировать и прочитать текст, соблюдая все пройденные правила, полезно присоединить к логическому (смысловому) чтению выполнение тех или иных словесных действий и работу фантазии,… а также добавить в исполнение интонацию. «Смысловая интонация складывается из разнообразных повышений, понижений, усиления или ослабления звучания голоса, из пауз разной длительности и т. д. В жизни интонации (смысловая и эмоциональная) рождаются сами собой, но, встречаясь с «чужим», авторским текстом, исполнитель должен превратить авторскую мысль в свою, создать для себя точную логическую, смысловую интонацию («мелодию») каждого предложения. [3]

Итак, это основные правила, которые встретились нам при работе над проектом. Все авторы особое внимание уделяют работе с текстом: делению его на речевые такты, выделение интонации. Об этом мы поговорим подробнее в следующей части.

I. 3. Речевые такты

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами или синтагмами (термин языкознания).

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие нашей речи.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха— «воздушные», от немецкого Luft —воздух) и, наконец, паузы психологические.

' — короткая пауза (или люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

I — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная)

  1. —более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями.
  2. — еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками) [3]

I. 4. Психология подготовки к публичному выступлению.

Задача выступающего — как можно более точно донести свои идеи до аудитории.

Чтобы выступление было качественным, процесс подготовки к нему должен длиться примерно в два раза больше, чем само выступление. Так, если оно рассчитано на час, то серьезная подготовка к нему займет не менее двух часов.

При планировании выступления необходимо проработать следующиеэтапы:

1. Сформулируйте конкретную цель выступления одним предложением. Постарайтесь сформулировать ее как можно яснее, избегая расплывчатых, общих ответов. Задайте себе вопрос: «Что я стремлюсь сообщить аудитории?»

2. Определитесь относительно аудитории. Чтобы эффективно донести материал, необходимо понять слушателей. Поэтому определите цели, ожидания и ценности предполагаемой аудитории. Данная задача особенно важна, если вы выступаете перед незнакомыми людьми.

Обычно выделяют три типа аудитории, различаемых по размеру:

малая аудитория (группа до 12-15 человек);

средняя аудитория (группа до 50-100 человек);

большая аудитория (больше ста человек).

Чем больше слушателей присутствует в зале, тем меньше они реагируют на информацию и больше — на человека, который эту информацию им доносит.

Работа с большой аудиторией достаточно сложна. Важное отличие малой аудитории от большой заключается в том, что первая не сливается в одну безликую массу, реагирующую на выступающего как единый организм. В малой аудитории необходимо пытаться наладить диалог и вовлечь всех присутствующих в дискуссию.

У малой группы существует один недостаток — ведущий тратит свое время и силы лишь для малого числа людей. Однако он компенсируется тем, что этих людей можно убедить в гораздо большей степени, чем большую аудиторию. В свою очередь ведущий гораздо чаще находится «под обстрелом» различных точек зрения, что предъявляет дополнительные требования к его компетентности, умению организовать неформальную атмосферу.

3. Установите, какое впечатление вы хотели бы в итоге оставить у аудитории. Решите, на что следует обратить внимание слушателей; придумайте, что сделать, чтобы они действительно это отметили и запомнили. Сформулируйте ключевую фразу, которую, по вашему замыслу, должны запомнить слушатели.

4. Решите, какие разделы включить в выступление и каково назначение каждого раздела. Разместите разделы в логическом порядке, учитывая время. Сделайте их достаточно короткими, чтобы увеличить период устойчивого внимания аудитории.

Психологи определили закономерности изменения внимания слушателей. Уровень внимания аудитории существенно изменяется в течение сорокаминутного периода. Сначала он высокий, затем, в первые десять минут, медленно снижается, потом снижается быстрее, а через тридцать минут достигает самого низкого уровня. С тридцатой по сороковую минуты уровень внимания повышается. В последние пять минут он наиболее высокий, хотя и не достигает первоначального уровня. Имейте в виду, внимание аудитории не повысится, если она не будет знать, что выступление близко к завершению.

Здесь можно привести следующие рекомендации:

- Факты, которые по замыслу выступающего аудитория должна запомнить, должны быть в начале и в конце выступления. Особенно важны последняя иллюстрация и вывод в каждом выступлении. Их можно особо выделять длительной паузой после важного пункта.

- Так как степень внимания после первых десяти минут снижается, то как раз с этого момента и до тех пор, пока она не начнет опять возрастать, особая роль отводится разнообразию структуры выступления и приемам, призванным разбудить интерес аудитории.

Перерывы — также важный момент. Если выступление занимает больше сорока минут, надо сделать перерыв. Если выступление длится больше полутора часов, лучше сделать два перерыва по десять минут, чем один на двадцать.

Пометьте разделы по степени важности буквами А, В, С, чтобы в случае необходимости скорее отсеять ненужную информацию. А — это то, что должно быть включено в выступление обязательно, В — то, что желательно включить, С — то, что хорошо сказать, если для этого останется время.

Обдумайте пути варьирования структуры выступления. Убедитесь, что каждый раздел заканчивается важным сообщением или промежуточными выводами.

5. При работе с текстом следует учитывать несколько особенностей устной речи:

1) независимо от темы выступления, плохо подобранные слова и выражения могут вызвать раздражение даже у самой заинтересованной аудитории;

2) можно записать на бумаге весь текст выступления и затем просто его зачитать. Но для большинства людей неприятно, когда им читают доклад, лишь изредка поглядывая в зал. Поэтому наилучший вариант — записать выступление тезисно и, выступая перед слушателями, заглядывать в конспект только по мере необходимости.

3) разговорный и письменный языки значительно отличаются. То, что легко усваивается при чтении, при восприятии на слух может вызвать существенные затруднения. Если выбран вариант устного представления материала (что предпочтительней), то составлять выступление нужно с учетом ряда условий:

- короткие формулировки;

- знаки препинания при передаче речью выделяются паузами или соответствующими частями речи. Например, вместо двоеточия говорится «потому что»;

- чаще используйте первое и второе лицо, реже — третье и неопределенную форму глагола, такая форма высказываний придает личностную окраску тексту;

- используйте фразы «мы хотим» вместо «нам требуется», используйте простые формулировки и избегайте специальных терминов;

- важен порядок представления материала, ведь слушатели не могут еще раз посмотреть в начало предложения;

- каждую часть лучше заканчивать выводами и поодержать презентацией, ее содержание не должно дублировать текст выступления.

- при подготовке к выступлению необходимо выделить основные вопросы, которые будут освещены на выступлении и отметить места, в которых вы намерены привести тот или иной конкретный пример, иллюстрацию или обратиться к анализу своего практического опыта. Важные моменты следует выделить ярким карандашом или маркером, чтобы без дополнительных усилий и траты времени сделать акцент в нужном месте выступления;

- проработайте весь проект выступления в поисках моментов, где интерес аудитории может понижаться. Убедитесь, что все изменения, которые вы вносите, чтобы повысить интерес, имеют отношение к предмету беседы. Выявите объяснения или аргументы, которые слишком длинны или сложны, и упростите их;

- решите, где лучше проводить выступление. Если вы выступаете перед своим коллективом, это, вероятно, будет хорошо знакомое всем место, но и самого оратора.

Таким образом, все должны быть заранее проинформированы, где проводится собрание, а выступающему необходимо прибыть на место выступления как минимум за час, чтобы соответствующим образом организовать пространство: включить свет, расставить стулья, настроить аудио- и видеоаппаратуру, разложить раздаточный материал так, чтобы им можно было легко оперировать в ходе выступления.

При организации пространства выступления психологи рекомендуют избегать слишком просторных комнат. Если в зале на 100 человек присутствует всего 20, у аудитории создается ощущение оторванности друг от друга и от оратора. Если же, как часто бывает, кто-то из слушателей сядет в задних рядах, вам будет сложно поддерживать с ним контакт. Зал должен заполняться как минимум на 50 %. Если вы выбираете между залом, который чуть маловат, и тем, который слишком велик, выбирайте меньший. С другой стороны, если комната для выступлений достаточно мала, и есть вероятность того, что придет больше слушателей, чем запланировано, вам потребуется искать дополнительные стулья, а близкое присутствие чужих людей будет вызывать напряжение у аудитории.[9]

При одинаковых задачах лучше выбирать зал квадратной формы. Узкое и глубокое помещение создает у присутствующих впечатление шоу, а широкое и неглубокое считается более неофициальным и удобным для вовлечения аудитории в дискуссию.

Проверьте, каково расстояние от вашего места до первого ряда. Если оно велико, придется передвинуть кафедру. Уточните, как слышен ваш голос. Одинаково хорошо вас должны слушать во всех концах аудитории. Вероятно, для этого придется использовать микрофон.

I. 6. Советы по преодолению волнения

Чтобы преодолеть волнение, необходимо определить, с чем оно связано. Основные причины сверхволнения:

Недостаток опыта публичных выступлений.

Ваши индивидуальные особенности: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе.

Сомнение в том, что слушателям будет интересно.

Наличие в личном опыте случая провала.

Чрезмерное погружение в свои переживания.

Если ваше волнение связано преимущественно со слушателями:

выберите доброжелательного слушателя и говорите, как будто только для него (главное — научиться смотреть ему/ей в глаза);

как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, слегка кивните ему/ей и переведите глаза на его соседа, установите контакт глазами с ним;

старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и доброжелательно;

научитесь улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала.

Если ваше волнение связано с самим собой:

Нарабатывайте опыт выступлений: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, вступайте в коллективные дискуссии;

Путем проб и ошибок найдите свой оптимум — ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха. Такое состояние у всех людей очень индивидуально: кто-то ощущает «радость полета», кто-то — сосредоточенность, концентрацию и волю, а кто-то должен немного волноваться, не допуская, однако, сверхволнения. Определите, что вы хотите сделать в процессе выступления, какой эмоциональный заряд послать аудитории, и т.д.

Перед выступлением «разогрейтесь» — поговорите с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории.

Общие советы:

Примерно за день до выступления, в аудитории, где будет проходить собрание, устройте себе генеральную репетицию без свидетелей: пройдите к тому месту, на котором вы будете находиться, посмотрите в пустой зал, отработайте свою позу, голос, придумайте начало и концовку вашей речи и т.п.

Вечером перед сном попробуйте задать себе установку увидеть всю ситуацию во сне: как собираются слушатели, как вы проходите к месту выступления, как начинаете… Главное, вы должны почувствовать и поверить, что выступление будет успешным.

За несколько часов до выступления, дома, сидя в кресле с закрытыми глазами, мысленно проиграйте весь процесс вашего доклада, спланируйте сценарий. При этом постарайтесь почувствовать радость от того, что все пройдет успешно.[9]

В день выступления:

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить.  Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора — это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите — включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы — ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше — спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать — чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.[10]

Выводы по 1 главе:

Материалы сайта будут построены в логике построения курса «Основы сценической речи»правило – примеры – упражнения. На сайте будут представлены как тренинги по определению правильного чтения речи, так и взаимодействия с аудиторией.

II. Практическая часть. Создание сайта.

При создании сайта мы воспользовались программой для создания веб-сайтов.  Разработали структуру сайта и наполнили содержанием. Полную версию можно посмотреть на портале, порядок создания сайта представлен в Приложении.

Заключение

После того, как мы создали сайт, сделали рекламу по гимназии о том, что он существует. В настоящее время мы отслеживаем его популярность.

Список используемой литературы:

1. Владимир Аннушкин «Техника речи. Учебное пособие».

2. В. О. Топорков. О технике актера. М., «Искусство», 1954, стр. 102.

3. Запорожец Т. И. Логика сценической речи. Учеб. пособие для театр. и культ.-просвет. учеб. заведений. М., «Просвещение», 1974.128 с. с ил.

4. Станиславский К. Работа актера над собой.

Интернет-ресурсы

5. http://www.elitarium.ru/sistema-stanislavskogo-akter-dejstvie-chuvstva-obraz-rol-tvorchestvo/

6. russian7.ru

7. https://www.teatr-benefis.ru/kursy-tehniki-rechi/

8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/01/10/o-sposobe-sintagmaticheskogo-chteniya.

9. http://www.elitarium.ru/psikhologija_vystuplenijj/

10. http://psyfactor.org/lib/orator1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....