рабочая программа 4 класс ОС "Школа России"
рабочая программа (4 класс)

Усова Алла Павловна

тематическое планирование по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno_rus_4_kl_5_chasov.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - тематическое планирование

по русскому языку

Класс 

Учитель  .

Количество часов

Всего  170 час; в неделю  5 час.

Плановых контрольных уроков     , зачетов ___, тестов  1;

Административных контрольных уроков   ч.

Планирование составлено на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта НОО, ПООП НОО  «Школа России»,

- авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (УМК  «Школа России»)

- учебного плана школы  2020 -2021г., ОП МОУ СОШ №2

- положения о рабочей программе МОУ СОШ №2 г. Хвалынска

Учебник:

 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс. – М.: Просвещение,  -М.:Просвещение,2019

Дополнительная литература:

1. Е.М.Тихомирова Тесты по русскому языку  к учебнику  В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» в 2 частях. 4 класс- М.: Просвещение, 2019

2.  Бубнова И.А.,Роговцева Н.И.,Федотова Е.Ю. Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков.4 класс- М.: Просвещение, 2019

3.Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева «Поурочные разработки»

Содержание тем учебного курса

(5ч. в неделю, всего – 170 ч.)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (11 ч)

   Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

   Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение (9ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

       Слово и его лексическое значение (19 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Имя существительное (41 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (31 ч)

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (9 ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.                             

Глагол (32 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение изученного (18ч)

       

Виды учебной деятельности

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Стимулирование долга и ответственности в учении.

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов

Устный контрольный самоконтроль.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Индивидуальная работа по карточкам

Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)

Контрольное списывание

Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)

Срезовые работы (тесты)

Творческие работы (сочинения, изложения)

Система проверочных и контрольных измерений по предмету

Сроки проведения контрольных работ

Входной контроль – для  определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам 2 класса (сентябрь)

Промежуточный контроль – для  определения уровня формирования предметных УУД  по изученным темам (декабрь);

Итоговый контроль – для  сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования  (апрель – май).

Форма проведения контрольных работ

Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по  русскому языку

Формы проведения учебных занятий:

-индивидуальные; индивидуально-групповые;

-фронтальные;

-работа в парах.

Формы контроля:

-наблюдение;

-беседа;

-фронтальный опрос;

-опрос в парах;

-тестирование

-диктант, изложение, сочинение

-проекты

Формы организации уроков:

-урок-игра                 -урок-сказка

-урок-КВН                -урок-викторина                   -урок-исследование

Календарно— тематическое  планирование по русскому языку.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное кол-во часов на сам-ные работы уч-ся

Дата

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

план

факт

1.

Повторение

11ч.

1

1

1.1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.        ИКТ

02.09

1.2

Язык и речь. Формула вежливости.

03.09

1.3

Текст. План текста                           ИКТ

04.09

1.4

Обучающее изложение повествовательного текста           ИКТ

07.09

1.5

Анализ изложения. Типы текстов.

08.09

1.6

Предложение как единица речи.

09.09

1.7

 Виды предложений по цели высказывания и по интонации.       ИКТ

10.09

Диалог. Обращение.                         ИКТ

11.09

1.8

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения..

14.09

1.9

Входной контрольный диктант.

15.09

1.10

Анализ работ. Словосочетание

16.09

2.

Предложение

9ч.

1

3

2.1

Однородные члены предложения (общее понятие)                              ИКТ

17.09

2.2

Связь однородных членов в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.              ИКТ

18.09

2.3

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант №1

21.09

2.4

Развитие речи. Сочинение по  картине И.И.Левитана «Золотая осень»       ИКТ

22.09

2.5

Наши проекты. «Знаки препинания».

23.09

2.6

Простые и сложные предложения

Связь между простыми предложениями в составе сложного.                        ИКТ

24.09

2.7

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

25.09

2.8

Обучающее изложение повествовательного текста   

28.09

2.9

Контрольный диктант  по теме «Предложение»

29.09

3.

Слово в языке и речи.

19ч.

1

2

3.1

Анализ работ.

Слово и его лексическое значение.

30.09

3.2

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.                                                  ИКТ

01.10

3.3

Синонимы, антонимы, омонимы.   ИКТ

02.10

3.4

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

12.10

3.5

Состав слова. Распознавание  значимых частей слова.

13.10

3.6

Состав слова. Распознавание  значимых частей слова.                                    ИКТ

14.10

3.7

Состав слова. Распознавание  значимых частей слова.

15.10

3.8

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

16.10

3.9

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в  словах.

19.10

3.10

Правописание приставок и суффиксов.

20.10

3.11

Разделительные твердый и мягкий знаки.                                                 ИКТ

21.10

3.12

Части речи. Морфологические признаки частей речи.

22.10

3.13

Склонение имен существительных и имен прилагательных. ИКТ

23.10

3.14

Развитие речи. Обучающее изложение.                                       ИКТ

26.10

3.15

Анализ изложения. Имя числительное. Глагол.

27.10

3.16

Наречие как часть речи.

28.10

3.17

Правописание наречий.

29.10

3.18

Развитие речи. Сочинение – отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»                               ИКТ

30.10

3.19

Контрольный диктант по теме «Части речи»

02.11

4.

Имя существительное.

41ч.

2

6

4.1

Анализ работ.

Распознавание падежей имен существительных.

03.11

4.2

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

05.11

4.3

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.                            ИКТ

06.11

4.4

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.

09.11

4.5

Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

10.11

4.6

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных              

                                                             ИКТ

11.11

4.7

Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения.

12.11

4.8

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»                  ИКТ

13.11

4.9

2-е склонение имён существительных

23.11

4.10

Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения.   ИКТ

23.11

4.11

3-е склонение имён существительных

24.11

4.12

Упражнение в распознавании имён существительных  3-го склонения.  

25.11

4.13

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имён существительного.

26.11

4.14

Падежные окончания 1. 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных окончаний имён существительных.

27.11

4.15

Развитие речи. Обучающее изложение.                                       ИКТ

30.11

4.16

Анализ изложений.  Именительный и винительный падежи.

01.12

4.17

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.                                              ИКТ

02.12

4.18

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

03.12

4.19

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

04.12

4.20

Упражнение в правописании безударных окончаний  имён существительных в родительном и дательном падежах.                          ИКТ

07.12

4.21

Упражнение в правописании безударных окончаний  имён существительных в родительном и дательном падежах.

08.12

4.22

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.                                               ИКТ

09.12

4.23

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже.

09.12

4.24

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Словарный диктант №2.

10.12

4.25

Развитие речи. Сочинение по картине В. А. Тропинина  «Кружевница»    ИКТ

11.12

4.26

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже.

14.12

4.27

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

15.12

4.28

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

16.12

4.29

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

17.12

4.30

Контрольный диктант  по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

18.12

4.31

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

21.12

4.32

Склонение имён существительных во множественном числе.                     ИКТ

22.12

4.33

Контрольный диктант за 1 полугодие

23.12

4.34

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Правописание окончаний имён существительных

24.12

4.35

Именительный падеж имён существительных множественного числа.                                                 ИКТ

25.12

4.36

Родительный падеж имён существительных множественного числа.                                                 ИКТ

28.12

4.37

Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.

29.12

4.38

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

30.12

4.39

Развитие речи. Обучающее изложение.                                       ИКТ

11.01

4.40

Анализ изложения. Правописание падежных  окончаний имён существительных в единственном и множественном числе..

12.01

4.41

Наши проекты. «Употребление множественно числа имен существительных».                           ИКТ

13.01

5.

Имя прилагательное.

31ч.

2

9

5.1

Имя прилагательное как часть речи.

14.01

5.2

Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»                           ИКТ

15.01

5.3

Род и число имён прилагательных. ИКТ

18.01.

5.4

Склонение имён прилагательных.

19.01

5.5

Развитие речи. Сочинение на тему: Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов».                 ИКТ

20.01

5.6

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

21.01

5.7

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода  в именительном  падеже.       ИКТ

22.01

5.8

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода  в родительном падеже.                    

25.01

5.9

Правописание  окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

26.01

5.10

Именительный, винительный, родительный падежи.                       ИКТ

27.01

5.11

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.  Словарный диктант № 3.

28.01

5.12

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

29.01

5.13

Развитие речи. Изложение описательного текста.

01.02

5.14

Анализ изложения. Правописание  падежных окончаний имён прилагательных  мужского и среднего рода.                                                    ИКТ

02.02

5.15

Склонение имён прилагательных женского рода.

03.02

5.16

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. 

04.02

5.17

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

05.02

5.18

Развитие речи. Изложение описательного текста.                      ИКТ

08.02

5.19

Анализ изложения.  Винительный, творительный падежи имён прилагательных женского рода.

09.02

5.20

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. Контрольное списывание.

10.02

5.21

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

11.02

5.22

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

12.02

5.23

Развитие речи. Сочинение-отзыв  по картине Н. К. Рериха "Заморские гости"            

                                                           ИКТ

24.02

5.24

 Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

25.02

5.25

Родительный и предложный падежи имен прилагательных  множественного числа.

25.02

5.26

Развитие речи. Сочинение по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь"  

                                                            ИКТ

26.02

5.27

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

01.03

5.28

Обобщение по теме "Имя прилагательное".

02.03

5.29

 Обобщение по теме "Имя прилагательное".

02.03

5.30

Контрольный  диктант  по теме "Имя прилагательное"

03.03

5.31

Анализ контрольного диктанта. Повторение.                  Тест.

04.03

6.

Местоимение.

9ч.

1

1

6.1

Местоимение как часть речи.

05.03

6.2

Личные местоимения.

05.03

6.3

Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста с элементами описания.                     ИКТ

09.03

6.4

 Анализ изложения. Изменение личных местоимений 1 и 2 лица по падежам.

10.03

6.5

Изменение личных местоимений 3 лица по падежам.

11.03

6.6

Изменение личных местоимений по падежам.

12.03

6.7

Обобщение по теме «Местоимение».

15.03

6.8

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

16.03

6.9

Анализ диктанта. Повторение.        ИКТ

17.03

7.

Глагол.

32ч.

2

6

7.1

Роль глаголов в языке.

18.03

7.2

Изменение глаголов по временам.

19.03

7.3

Неопределённая форма глаголов.

22.03

7.4

Неопределённая форма глаголов.

23.03

7.5

Изменение глаголов по временам.

24.03

7.6

Спряжение глаголов.

25.03

7.7

Спряжение глаголов.

26.03

7.8

 Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста  по цитатному плану.                         ИКТ

29.03

7.9

Анализ изложения. 2 -е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

30.03

7.10

Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»  

                                                            ИКТ

31.03

7.11

IиII глаголов настоящего времени.

01.04

7.12

IиII глаголов будущего времени

02.04

7.13

Наши проекты. «Пословицы и поговорки».                                       ИКТ

12.04

7.14

Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

13.04

7.15

Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени (закрепление).

14.04

7.16

Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени (закрепление).

15.04

7.17

Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени (обобщение).

16.04

7.18

Возвратные глаголы.                       ИКТ

19.04

7.19

Правописание  -тся  и  -ться в возвратных глаголах.

20.04

7.20

Правописание  -тся  и  -ться в возвратных глаголах.

21.04

7.21

Закрепление изученного материала.

22.04

7.22

Правописание глаголов в прошедшем времени.      Словарный диктант №4

23.04

7.23

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам.                                        ИКТ

26.04

7.24

Анализ изложения. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

27.04

7.25

 Правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

28.04

7.26

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

29.04

7.27

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол»

30.04

7.28

Обобщение по теме «Глагол».       ИКТ

04.05

7.29

Обобщение по теме «Глагол»

04.05

7.30

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

05.05

7.31

Проверка знаний по теме «Глагол». Тест по теме «Глагол»

06.05

7.32

Анализ изложения, тестовой работы. Повторение.

07.05

8.

Повторение.

18ч.

1

2

8.1

Язык. Речь. Текст.

11.05

8.2

Развитие речи. Сочинение на тему "Мои впечатления по картине И. И. Шишкина "Рожь"                            

12.05

8.3

Предложение и словосочетание.

13.05

8.4

Предложение и словосочетание.

13.05

8.5

Предложение и словосочетание.

14.05

8.6

Лексическое значение слова.ИКТ

17.05

8.7

Итоговый контрольный диктант.

18.05

8.8

Анализ диктанта. Повторение.

19.05

8.9

Состав слова.                                    ИКТ

20.05

8.10

Состав слова (повторение).

20.05

8.11

Состав слова (повторение).

21.05

8.12

Состав слова (повторение).

21.05

8.13

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.                              ИКТ

24.05

8.14

Анализ изложения. Части речи.

25.05

8.15

Части речи (закрепление).

26.05

8.16

Части речи (закрепление).

27.05

8.17

Звуки и буквы.

28.05

8.18

Игра "По галактике Частей Речи"   ИКТ

31.05

                                                        Итого

170 ч.

11

30

        Планируемые предметные результаты.

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:  

-осознавать ситуацию общения  с какой целью, с кем и где происходит общение;  выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;  

-владеть  формой  диалогической  речи;  умением  вести  разговор  (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др  

-выражать собственное  мнение, обосновывать  его с учётом ситуации общения  

-использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения  (приветствие,  прощание,  извинение,  благодарность, обращение с просьбой, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

-владеть монологической  формой  речи; под  руководством учителя  строить  монологическое  высказывание на   определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);  

-работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно  озаглавливать  текст  по его  теме или главной мысли, --- выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;  

-пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

-письменно  (после  коллективной  подготовки)  подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя  основные  особенности  текста-образца;  грамотно  записывать  текст;  соблюдать  требование  каллиграфии при письме;  

-сочинять письма, поздравительные  открытки,  объявления  и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;  

-составлять  тексты  повествовательного  и  описательного  характера на основе разных источников  о наблюдению, по сюжетному  рисунку,  по  репродукциям  картин  художников,  по заданным теме и плану, опорным словам на свободную тему, по пословице или поговорке творческому воображению и др;  

-письменно  сочинять небольшие  речевые  произведения  освоенных жанров (например  записку, письмо  поздравление,  объявление);  

-проверять правильность своей письменной речи  исправлять допущенные  орфографические,  пунктуационные  ошибки, улучшать написанное, -добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные  пользоваться  специальной,  справочной  литературой,  словарями,  журналами,  Интернетом при  создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:  

-подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;  

различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов  (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

-создавать собственные тексты  и корректировать заданные тексты  с учётом  точности  правильности  богатства и выразительности письменной речи,  использовать в текстах синонимы и антонимы;

-анализировать  последовательность своих действий  при работе над изложениями  и  сочинениями  и  соотносить  их с разработанным  алгоритмом;  оценивать  правильность  выполнения учебной  задачи; соотносить  собственный  текст с исходным  (для   изложений)   и  с  назначением,  задачами  условиями  общения  (для   самостоятельно  составленных текстов);  

-оформлять  результаты исследовательской  работы;  

-редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи,  улучшая содержание  построение предложений и выбор языковых средств.  

Система языка

Фонетика орфоэпия, графика

Обучающийся научится:  

-произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

-характеризовать звуки  русского языка  гласные: ударные, безударные; согласные: твёрдые, мягкие; парные, непарные, твёрдые,  мягкие; согласные: глухие, звонкие, парные, непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

-соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и -оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников  (в объёме орфоэпического словаря учебника)  

-пользоваться орфоэпическим  словарём при определении правильного произношения слова (или  обращаться за помощью к  другим орфоэпическим словарям русского языка, или к учителю, родителям и др);  

-различать звуки и буквы;  

-классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;  

-знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;  

-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами:  пробелом  между словами,  знаком  переноса,  красной строки (абзаца),  пунктуационными знаками   в пределах изученного.  

Обучающийся получит возможность научиться:  

-выполнять  (устно и письменно) звуко-буквенный  разбор слова самостоятельно по предложенному в  учебнике  алгоритму,  оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса)  

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса  

Обучающийся научится:  

-осознавать, что понимание значения слова-  одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;  

-выявлять в речи слова  значение которых требует уточнения;  

-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря  Интернета распознавать  среди  предложенных слов  синонимы, антонимы, омонимы,   фразеологизмы,  устаревшие  слова (простые случаи);

подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;  

-понимать этимологию мотивированных слов-названий;  

-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;  

-находить  в художественном  тексте слова  употреблённые  в переносном  значении,   а  также  эмоционально-оценочные слова  эпитеты,  сравнения  олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

-пользоваться  словарями  при  решении  языковых и  речевых задач.  

Обучающийся получит возможность научиться:  

-оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;  

-подбирать антонимы  для  точной  характеристики предметов при их сравнении;  

-иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

-работать с разными словарями;

-приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

-различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

-находить в словах окончание, основу (в простых случаях),корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, -использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

-находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.),выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

сравнивать, классифицировать слова по их составу;

-соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

-самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

-понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

-образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

-понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

-узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

-разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

-определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

-распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

-пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

-выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

-определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

-определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи форм личных местоимений;

-распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения

по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

-распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

-различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

-понимать роль союзов и частицы не в речи;

-подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

-сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

-различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

-склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

-различать родовые и личные окончания глагола;

-наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

-проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

-находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,

частицу не при глаголах;

-находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

-различать предложение, словосочетание и слово;

-устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

-составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

-соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

-классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

-выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

-находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

-распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

-составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

-находить в предложении обращение;

-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

-раздельное написание слов;

-сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

-сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

-перенос слов;

-прописная буква в начале предложения, именах собственных;

-проверяемые безударные гласные в корне слова;

-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

-непроизносимые согласные;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

-разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

-соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

-е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

-безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

-безударные падежные окончания имён прилагательных;

-раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

-мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

-мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

-безударные личные окончания глаголов;

-раздельное написание предлогов с другими словами;

-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

-знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными

членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

-е и и в суффиксах -ек, -ик;

-запятая при обращении;

-запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя,-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Рабочая программа по "Школе России" 2 класс

В данном материале представленв рабочие программы по предметам  для 2 класса по "Школе России"....

Рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по технологии...