Занятие по внеурочной деятельности на тему: «Национальные игры народов, проживающих на территории Республики Мордовия»
план-конспект занятия (2 класс)

Ямщикова Ирина Михайловна

В данном материале представлен опыт реализации муниципальной инновационной площадки по теме «Воспитание этнокультурной компетенции у школьников посредством приобщения к национальной культуре и сотрудничества с родителями обучающихся» на примере итогового занятия по внеурочной программе  «Народные  игры».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Акчеевский филиал»  

МОУ «Стародевиченская средняя общеобразовательная школа»

Конспект занятия

по внеурочной деятельности

«Народные  игры»

Тема: «Национальные игры народов, проживающих на территории Республики Мордовия»

(Итоговое  занятие)

для 2-4 классов

Автор - составитель: учитель начальных классов

Акчеевского филиала

МОУ «Стародевиченская СОШ»

Ямщикова Ирина Михайловна

2019г

Аннотация

      В данном материале представлен опыт реализации муниципальной инновационной площадки по теме «Воспитание этнокультурной компетенции у школьников посредством приобщения к национальной культуре и сотрудничества с родителями обучающихся» на примере итогового занятия по внеурочной программе  «Народные  игры».

Тема занятия: "Русские, мордовские и татарские народные игры"

Цель: Приобщение детей к изучению традиций и обычаев  русского, мордовского и татарского  народов.

Личностные компетенции:

1.  формирование уважительного отношения к истории и культуре  народов проживающих на территории Мордовии средствами познания истории народных подвижных игр;

2.  развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости при участии в народных подвижных играх;

3.  развитие навыков сотрудничества со сверстниками в игровых ситуациях.

Метапредпредметные компетенции:

1.  овладение способностью принять цель и задачи игровой деятельности;

2.  осуществлять взаимный контроль и соблюдать правила поведения во время игр;

3.  определять эффективные способы достижения положительного результата в игре.

Предметные компетенции:

1.фомирование представлений о значении подвижных игр в укреплении здоровья человека;

2. овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность посредством подвижных игр;

3. взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.

Планируемые результаты:

1.  использовать народные подвижные игры как средство укрепления здоровья;

2.  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;

3.  учится оказывать моральную поддержку сверстникам при выполнении игровых заданий.

Ход занятия:

  1. Вводная ччасть

Звучат  отрывки  из национальных песен:

Русская песня «Во поле берёзка стояла»,

мордовская песня «Луганяса»,

татарская песня «Ай былбылым».

- Ребята, сейчас вы прослушали красивые отрывки из национальных песен, а на каких языках они исполнены? Правильно, на русском, мордовском и татарском. Мы живём в Мордовии. Кроме мордвы здесь проживают русские и татары. Мордовия очень древняя земля. Жители нашего края славились не только тем, что были очень трудолюбивы, но и тем, что умели хорошо отдыхать. А как это? А это значит, что народ ы , проживающие на территории Мордовии, умели  красиво петь, танцевать, а ещё и играть в разные игры. Маленькие дети, конечно, тоже умели и знали много игр. Дети собирались вместе и дружной компанией играли летом и зимой, на улице и дома  в свободное от работы время.

  - Сегодня и мы с вами поиграем в некоторые русские, мордовские и татарские народные  игры, которые изучили на наших занятиях.

  - Давайте вспомним народные игры, изученные на наших занятиях.

   Упражнение «Музыкальный мяч». Звучит мелодия. Дети передают мяч, когда мелодия останавливается у кого в руках мяч,  тот называет любую русскую, мордовскую или татарскую  народную игру и отличительную характеристику этой игры.

ІІ.Основновная часть.

- Сейчас мы с вами повторим  народные игры,  разученные на занятиях.  

Проводятся игры:

  1. Русская народная игра «Два мороза»
  2. Мордовская народная игра   «В ключи».

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

  1. Татарская народная игра «Серый волк»

Русская народная игра «Два мороза»

Цели:

1. Учить игровым действиям.

2.Развивать умение действовать сообща, быстроту реакции, внимание.

3. Воспитывать активность, организованность, культуру поведения и любовь к народным играм.

Правило игры: на противоположных сторонах площадки линиями обозначаются 2 дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, 2 Мороза (Мороз — красный нос и Мороз — синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям:

Мы два брата молодые, Два Мороза удалые

Я Мороз — синий нос, Я Мороз — красный нос

Кто из вас решится В путь дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз!

После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморозить. После 2—3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих.

Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или останется в доме после него, тоже считается замороженным.

Мордовская народная игра   «В ключи».

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

Цели:

1. Учить игровым действиям.

2. Развивать быстроту реакции.

3.Воспитывать активность, культуру поведения и любовь к народным играм.

    Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя(тётя), у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

Татарская народная игра «Серый волк»

Цели:

1. Учить игровым действиям.

2.Развивать умение действовать сообща, быстроту бега.

3. Воспитывать любовь к народным играм, активность и культуру поведения.

   Одного из играющих выбирают серым волком. Присев па корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы,ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

—        Вы, друзья, куда спешите?

—        В лес дремучий мы идем.

—        Что вы делать там хотите?

—        Там малины наберем.

—        Вам зачем малина, дети?

—        Мы варенье приготовим.

—        Если волк в лесу вас встретит?

—        Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье.

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.

Правила игры.

Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.


ІІІ. Заключительная часть.

Итак:

- В какие игры мы сегодня играли? Ответы детей....................

 На полу  таблички с названием  игр. Прошу каждого подойти к той табличке,

какая игра  понравилась больше.

Почему?...........................

- Умели  люди хорошо работать, умели и весело отдыхать. Народные игры всегда были желанным и радостным событием на всех народных гуляниях. И мы свами не должны забывать эти добрые  традиции и опыт предыдущего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

Программа по внеурочной деятельности на тему: "Подвижные игры" 1 класс.

Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами. Цель данно...

Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные игры народов мира". 1 класс.

Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные игры народов мира" для первого класса. Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты с УУД, содержание программы, календарно-темат...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

Занятие по внеурочной деятельности по теме : "Команда руководителя" (работа по курсу "Первоклассная газета + "Мир деятельности"

С 2011 - 2012 учебного года работаю по надпредметному курсу "Мир деятельности" автор Л.Г.Петерсон г. Москва и "Первоклассная газета" ЦРМ г.Екатеренбург. Занятия проходят один раз в неделю во внеу...

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в рамках курса «Игры народов мира»

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в рамках курса «Игры народов мира» Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Нар...

Занятие по внеурочной деятельности на тему: «Весенние подвижные игры»

Цель занятия: ознакомление с  календарными  играми древней Руси....