Доклад на педсовете на тему: " Практическая работа в обучении ребенка с РАС"
материал

Алексеева Любовь Адольфовна

В докладе я рассказала о своей работе на примере одного обучающего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете 29 декабря 2016 г. Алексеева Л.А.  на тему:

" Практическая работа в обучении ребенка с РАС"

Г. Василий,  ребенок с интеллектуальным нарушением средней степени, не умеет говорить вообще и такие сферы развития, как моторная имитация, понимание речи, визуальное восприятие, игровая и социальная деятельность практически не развиты, имеет диагноз F-71.1 и по классификации Никольской относится к 1 группе.:

Первая группа. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.

 Не вслушиваясь, не обращая ни на что явного внимания, в своем поведении могут показывать неожиданное понимание происходящего. При активной попытке сосредоточить  ребенка, он может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, он успокаивается. Негативизм в этих случаях не выражен активно, дети не защищаются, а просто уходят от неприятного вмешательства.

При столь выраженных нарушениях организации целенаправленного действия дети с огромным трудом овладевают навыками самообслуживания, также как и навыками коммуникации. Они  мутичны. При явном отсутствии активной собственной речи, их понимание обращенной речи остается под вопросом. Так как  может  проявлять явную растерянность, непонимание простой и прямо адресованной им инструкции.

 Задачами последующей работы является постепенное вовлечение их во все более развернутое взаимодействие со взрослыми, в контакты со сверстниками, выработка навыков коммуникации и социально-бытовых навыков,  и максимальная реализация открывающихся в этом процессе возможностей  эмоционального, интеллектуального и социального развития  ребенка. Реализация этих задач требует индивидуальной программы обучения такого ребенка. Эта индивидуальная программа должна предусматривать и включение его в группу других детей.

                             Строю свою работу в 3 этапа:

1 этап:  Установление эмоционального контакта  с ребенком с РАС:  то есть период «эмоционально насыщенной пассивности» осторожное наблюдение за поведением ребенка, исключая любую форму вмешательства и ограничений ребенка.


2 этап – «пассивное соучастие» в деятельности ребенка. Побеседовав с мамой  и узнав у ней о особенностях ее ребенка, его игровые, бытовые предпочтения, для того чтобы   легче производить попытки внедрения в стереотипизированную деятельность ребенка с учетом полученной информации от мамы.


3 этап – период «активного соучастия» активное внедрение в сферу стереотипизированной деятельности аутичного ребенка.

 Для такого ребенка необходима специальная программа, Эффективная обучающая программа  должна быть тщательно спланирована. Такой программой стало написание кейса. Она опирается на базовый уровень развития навыков, учитывает особенности развития детей аутистического спектра, модифицируется в соответствии с прогрессом ребенка.
        В первую очередь она должна быть направлена на формирование и развитие самых необходимых в повседневной жизни навыков:

1.- следует учить просить то, что он хочет, соответственно обучение навыку просьбы с помощью альтернативных средств коммуникации (визуальные карточки).

2.  необходимо обучать имитации (по инструкции "делай как я") моторных действий и манипуляции с предметами, так как моторная имитация лежит в основе развития игровых и социальных действий.

3. работа над пониманием инструкции (покажи собачку, дай карточку) и развитием визуального восприятия (подбор одинаковых предметов или картинок друг к другу).

4.учить навыкам самообслуживания.

        На практике сталкиваюсь с тем, мама предъявляет завышенные требования для своего ребенка.

что ребенок не классифицирует карточки  птиц или животными по инструкции "дай сову" или "дай медведя". В таком случае встает вопрос о целесообразности продолжения обучения различению птиц и животных. Здесь ведется работа с мамой о смене точки приложения педагогических усилий  и обучать ребенка тому, как аккуратно сворачивать белье, как приготовить бутерброд, как подмести пол. Другими словами, обучение навыкам самостоятельности выглядит как более разумный подход в некоторых ситуациях, особенно если ребенку уже 13 с половиной  лет. Такие навыки помогут ребенку в быту.

При работе место для занятий  организовано так, чтобы ничто не отвлекало Васю, а его зрительное поле было максимально организовано. На рабочем столе  находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания, для проведения одного конкретного занятия. Остальные материалы  держу  в ящике, но вне зрительного поля ребенка, и достаю их по мере необходимости, а предыдущие убираю. Работа выполняется с подсказкой, цель которой обеспечить успех в обучении.

           При обучении письму применяю полную физическую подсказку: вкладываю карандаш в его руку, удерживаю его в руке и направляю руку. Постепенно планирую  уменьшать  до ее частичной физической подсказки, а за тем  до тех пор, пока Вася не окажется способным использовать новый навык без помощи.

Использую и повышаю мотивацию при обучении через чередование типов заданий, что поможет ребенку избежать скуки от постоянного повторения инструкций и приведет к повышению значимости задания.

Среди коррекционных задач особо выделяются следующие:

 1. Формирование и развитие навыков коммуникации и социализации, границ взаимодействия навыков самообслуживания.

 2. Формирование и развитие речевой активности ребенка, коммуникативной функции речи (в том числе при необходимости с использованием альтернативных средств коммуникации), понимания устной речи.

3. Подготовка к самостоятельной (сопровождаемой) жизни в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРофессиональные компетенции. Статья по теме: "Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе" - 2011г.

Статья-практикум содержит теоретическое и практическое описание методов и технологий личностно-ориентированного обучения в начальной школе по нескольким предметам. Это выступление на школьном семинаре...

Доклад к педсовету "Развивающее обучение: идеи,технологии,методическое обоснование"

Развивающее обучение - методологическая основа стандартов нового поколения. Позиция учителя и ученика в в системе развивающего обучения. Приёмы способствующие проведению эффективног...

Доклад на педсовет "Актуальные проблемы при работе с одарёнными детьми в сельской школе"

Сейчас очень много вопросов по теме "Одарённые дети", мой доклад немного об этом....

Доклад на педсовете "Актуальные прблемы воспитательной работы в начальных классах"

В своей работе я попыталась обобщить опыт воспитательной работы   с 1 по 4 класс в условиях введения новых образовательных стандартов (ФГОС), где учитель действует как учитель-предметник, классный рук...

Доклад на педсовет « Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда».

Доклад на педсовет « Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда»....

Брошюра. Тема: "Практические рекомендации по работе с ребенком-первоклассником в адаптационный период обучения"

Практические рекомендации по работе с ребенком-первоклассником в адаптационный период обучения....