Доклад на педсовете "Актуальные прблемы воспитательной работы в начальных классах"
статья на тему

Постникова Ольга Викторовна

В своей работе я попыталась обобщить опыт воспитательной работы   с 1 по 4 класс в условиях введения новых образовательных стандартов (ФГОС), где учитель действует как учитель-предметник, классный руководитель и организатор внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Доклад

Добрый день, уважаемые коллеги!

          Начну с того, что нашим третьим классам « повезло» начинать свое обучение  в 1 классе в 2011 году в условиях введения новых Стандартов начального общего образования.

Говоря о проблемах воспитания и образования в 3-4-х классах, прежде всего, нужно ориентироваться на Психологические особенности учащихся 3-4-х классов,  имеющие непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию детей,  а таковыми  являются: активность, любознательность, стремление к развитию; динамика в развитии функции головного мозга (переход от дивергентного мышления к  конвергентному); развитие произвольной сферы,  способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия; зависимости формирования ценностных ориентаций от предъявленных образцов – факторов культуры. Во взаимодействии с окружающим миром младшему школьнику свойственны субъективация объектов;  высокая эмоциональность; преобладание предметного,  чувственного восприятия окружающего,  его мифологичность, выделение собственного «Я» из окружающего мира по мере взросления.

             Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

         

           В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы.      

            В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),

 - метапредметные (умение учиться),

 - предметные умения.

          В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.

                    Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

           Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

             В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.                  

   В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

 - уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

 - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

 - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,                высказывать свое мнение;

 - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение.

 На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

  Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио.(слайд)

Показ альбома-портфолио

 Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

 Все это требует от нас новых подходов к образованию и воспитанию учащихся. Воспитательная работа в начальной школе  осуществляется по таким разделам деятельности:

-учебная-

-классное руководство

-внеурочная.( слайд-схема)

№1) Какие проблемы воспитания актуальны в учебной деятельности?

В третьих классах реализуется умк « Перспектива».

Методологической  основой  нового  комплекса  является  системно-деятельностный подход.  В  этой  связи  в  учебниках  УМК  «Перспектива»  задания,  направленные  на включение  детей  в  деятельность,  выстроены  в  систему,  позволяющую  строить  процесс обучения как двусторонний:

  обучение  как  средство  формирования  универсальных  учебных  действий  и личностных качеств младших школьников    обучение  как  цель  —  получение  знаний  в  соответствии  с  требованиями  к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС. Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе системно-деятельностного подхода не конфликтующие между собой идеи современных концепций развивающего образования с традиционной школой.

Тематическое единство всех предметных линий системы выражено в следующих тезисах:, которые направлены на решение воспитательных задач:

  • «Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
  • «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.
  • «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения и воспитания  невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру – находить необходимые источники знаний, учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.
  • «В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Заявленные тезисы раскрываются  через тематические направления: «Моя семья – мой мир», «Моя страна – мое Отечество», «Природа и культура – среда нашей жизни», «Моя планета – Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира.

 Во всех учебниках «Перспективы» обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Перспектива» занимает курс  для 4-х классов «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в  систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

УМК  обеспечивает  доступность  знаний  и  качественное  усвоение  программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется

формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину.

В  учебники  включены  задания  для  самостоятельной,  парной  и  групповой  работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Учебные предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд, и особенно литература, наиболее адекватны для формирования универсальных  учебных действий. В своём выступлении я хотела бы остановиться на  личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Что же является составляющей личностных универсальных учебных действий :

  • основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация  учащегося в системе личностных смыслов;
  • самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
  • эстетические ценности и на их основе эстетические критерии

Через  обучение   происходит   последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Через  обучение   происходит   последовательное   приобщение    моих учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Произведения курса представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания,  форму    познания действительности, расширяют  жизненный  опыт  ребенка,  создают для него  духовно-эмоциональную  среду,  в  которой  органическая  слитность эстетических  и  нравственных  переживаний  обогащает  и  духовно  развивает  личность ребенка. Знакомясь с произведениями,  учащиеся знакомятся  с  такими нравственными понятиями:  как добро, долг,  справедливость,  совесть,  честь, смелость, гордость.  Учебники «Литературное чтение» содержат произведения направленные на развитие и самовоспитание личности каждого. Тексты для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Эмоциональная насыщенность рассказов сочетается с простотой и лаконичностью сюжета.). Анализ диагностик показывает, формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе литературных произведений позволяет  повышать уровень нравственного развития детей, “относительно самого себя”, создать для каждого целостную картину мира. Это путь к сознательному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся, достижение ими нового опыта, подготовка к деятельности в новых условиях.

Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни. Усилия педагогов нашей школы направлены на достижение максимальной эффективности учебно-познавательного процесса на развитие и воспитание личности ребёнка.

 Воспитательная система в третьих классах охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды.( показ слайда-схемы)

№ 2) Второй составляющей воспитательного процесса является работа классного руководителя.

Цель истинного воспитания - не только в том, чтобы заставить детей делать  добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать справедливости».

                                                                    Д.Рескин.

Педагог – профессиональное лицо, призванное помочь подрастающему поколению войти за очень короткий срок в разворачивающуюся перед ним  жизнь на самом высоком уровне ее достижений, чтобы быть способным продолжить движение культуры и развитие общества.

Воспитание – это вхождение ребенка в контекст культуры с помощью педагога-профессионала, обладающего специальной профессиональной подготовкой, которая обеспечит щадящий для ребенка процесс овладения культурными достижениями человечества.

Классный руководитель – средоточие всех социальных воздействий на ребенка, он фокусирует множество влияний, преломляет их через призму жизненных ценностей и характера культуры. И поэтому он способен оказывать решающее влияние на личностное развитие ребенка.( на слайдах)

Цели воспитательной системы

Для учителя:

  • управление процессом развития личности;
  • взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

        

Для учащихся:

  • формирование коммуникативных навыков;
  • самореализация;
  •  формирование Я - концепции.

Для родителей:

научение социальным навыкам;

  • адаптация к социуму.

Для школы:

  • включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.

 

                                          Цели конкретизируются в задачах:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • способствовать формированию основ культуры общения;
  • развивать творческую деятельность через КТД;
  • способствовать сплочению классного коллектива.

                                    Принципы деятельности

  • Воспитание – это жизнь рядом и вместе.
  • Поставить себя на место детей.
  • Человеку нужно быть нужным.
  • Уважение детского понимания.

ЦИКЛОГРАММА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ЕЖЕДНЕВНО

1) работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия  ученика;

2) организация питания учащихся;

3) организация дежурства в классе;

4) индивидуальная работа с учащимися.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

1) проверка дневников учащихся;

2) проведение мероприятий по плану;

3) работа с родителями (по ситуации).

ЕЖЕМЕСЯЧНО

1) встреча с родительским активом;

2) совещание по планированию работы(по графику).

ОДИН РАЗ В УЧЕБНУЮ ЧЕТВЕРТЬ

1) оформление классного журнала;

2) анализ выполнения плана работы;

3) проведение родительского собрания.

ОДИН РАЗ В УЧЕБНЫЙ ГОД

1) оформление личных дел учащихся;

2) анализ и составление плана работы класса;

3) статистические данные класса.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* проведение классных часов, классных собраний, посвященных успеваемости, умению рационально использовать свободное время;

* еженедельная проверка дневников;

* работа с классным журналом;

* контакт с учителями- предметниками;

* контакт с родителями учащихся;

* тестирования, анкетирования и совместный анализ результатов;

* проведение анализа эффективности мероприятий и самораскрытия личности ребенка;

* постоянный мониторинг развития личности ребенка;

* индивидуальные беседы с детьми;

* проведение  занятий по ЗОЖ;

*  классные часы, посвященные различным памятным датам* проведение цикла бесед о ВОВ;

* организация познавательных экскурсий в музеи и на выставки;

* проведение предметных олимпиад, викторин и т.д., участие в школьных и районных олимпиадах;

* организация спортивных состязаний;

* проведение Дня здоровья;

Праздник Масленицы

* организация походов, прогулок в парк

* организация дежурства по классу,  

* оформление классных газет;*

* поддержка традиций класса и создание новых.

* участие в  общешкольных делах;

Классные руководители 3-4 –х классов активно взаимодействуют с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Так со следующими учреждениями культуры и дополнительного образования  в третьих- четвертых классах  классах реализуются программы совместной деятельности:

-Уроки красоты  в РДК

-Библиотечные уроки

-Уроки безопасности  СЮТ

-Уроки-лекции  в краеведческом музее.

Законы жизни в коллективе

  1. Учись честно говорить о своих ошибках.
  2. Будь объективным к себе и другим.
  3. Учись слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
  4. Умей сопереживать.
  5. Проявляй терпение и терпимость.

Правила успешного взаимодействия педагога и ученика

  1. Неформальное взаимодействие.
  2. Справедливое и объективное отношение взрослого к ребенку.
  3. Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность учащихся.
  4. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.

Результаты воспитательной работы отслеживаю по определенным критериям уровня воспитанности.

.

Критерии уровня воспитанности школьника

Критерии   Показатели

                                           Уровни

высокий

средний

низкий

             Патриотизм и гражданственность

Отношение к своей стране, малой Родине, семье

Интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, малой Родины; любит свою семью и дорожит ее традициями

Интерес к прошлому Отечества, малой Родины проявляет не постоянно – при побуждении старших; не всегда дорожит традициями семьи

Не интересуется историческим прошлым Отечества, малой Родины; отношение к семье потребительское

Отношение к школе

Гордится школой, постоянно участвует в делах класса, школы и привлекает к этому других

Испытывает гордость за школу, эпизодически участвует в делах класса, школы

Гордости за школу не испытывает, активности в делах класса , школы не проявляет

Правовая культура

Знает основные права и обязанности, постоянно соблюдает их, активно работает над созданием законов и правил школьной жизни

Знает основные права и обязанности, соблюдает их, но в школьном законотворчестве участие не принимает

Нарушает дисциплину и правопорядок, требует дополнительного контроля со стороны учителей и одноклассников

Духовно-интеллектуальные        качества

-способность принять «другого»;

-способность к самоанализу;

-готовность к саморазвитию;

-творческая активность;

-эрудированность

Хорошо учится, помогает другим; осознает значение учебной деятельности и уваж-но относится к старшим; требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

Учится при наличии контроля, не всегда осознает значение учебной деятельности не всегда уважителен, нуждается в руководстве; не всегда требователен к себе и стремится проявить себя в хороших делах и поступках

Учится плохо даже при наличии контроля; не осознает значение учебной деятельности; не уважает старших, допускает грубость; к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках

                                      Нравственность

1. Уважительное отношение к старшим

Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников

Уважителен по отношению к старшим и товарищам

Не проявляет уважения к старшим, нуждается в руководстве

2. Доброжелательность и отзывчивость

Отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость

Отзывчив к друзьям, близким и сверстникам

Не проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших

3. Культура поведения

Постоянно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других

Нормы, правила культуры поведения не совпадает

4. Честность и справедливость

Честен и справедлив в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

Не всегда честен и справедлив в отношениях с товарищами и взрослыми

Нечестен в отношениях с товарищами и взрослыми

Эмоционально-эстетические

              чувства

1. Эмпатия

Сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других

Помогает слабым, больным при условии поручения

Неотзывчив, иногда жесток

2. Эстетические чувства

Гармоничное развитие, целостность восприятия искусства и окружающей действительности

Умение найти адекватную форму для выражения своего  оригинального отношения к действительности

Отсутствие индивидуального отношения к искусству и окружающей действительности

Уровень воспитанности  школьника

          Ф.И. учащегося

                                                             К р и т е р и и

Патриотизм и гражданственность

Духовно-интеллект. качества

Нравственность

Эмоционально-эстетические чувства

                                                           П о к а з а т е л и

Отношение к своей стране

Отношение к школе

Правовая культура

*способн. принять «другого»

*к самоанализ.

*творч. активн

*эрудирован.

Уважит. Отноше-ние к старшим

Доброже-лательн. и отзывчи-вость

Культ. пове-

дения

Чест-ность и спра-ведли

вость

Эмпатия

Эстети-ческое чувсства

Ито-ги

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Акмалов

Алексеев

Барашов

Батракова

Белова

Беляева

Булатова

Гибадуллина

Голик

Горбунова

Дорофеева

Зубков

Каработова

Кислова

Корсукова

Косов

Невоструев

Нухов

Носова

Петухова

Праведникова

Постников

Рукоданов

Сплошнова

Табелев

Токун

Цевелева

Юдайханов

Ямалетдинова

в  

с

н

с

в

в

с

в

с

с

                                     Основные направления

  1. Здоровье – защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ученика.
  • Сотрудничество с медицинским персоналом села.
  • Консультации для родителей учащихся и учителей предметников.
  • Организация просветительской работы с учащимися.
  • Воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физкультуры и занятиям спорта.
  1. Нравственность – воспитание у школьников ценностного отношения к себе и другим людям, понимания смысла человеческого существования.
  • Воспитание интереса ученика к самому себе, желания самосовершенствования.
  • Воспитание волевых качеств ученика, способности к патриотическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
  • Воспитание желания и умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям.
  • Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
  1. Досуг – развитие инициативы, самостоятельности, ответственности школьников.
  • Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной сфере.
  • Консультативная помощь учащимся при выборе ими кружков, секций и т. д.
  • Организация различных форм (в первую очередь интерактивных) внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
  • Представление достижений, результатов, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам.
  1. Семья – просвещение семьи и сотрудничество с родителями.
  • Изучение семей учащихся.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.
  • Совместное проведение досуга.
  1. Интеллект – развитие интеллектуальных умений учащихся класса.
  • Изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
  • На основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить приемы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и внеурочное время.
  • Изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
  • Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.
  1. Общение – передача детям опыта социального общения.
  • Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.
  • Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
  • Изучение с детьми исторического опыта взаимоотношений людей.
  • Обучение школьников эмпатии, позитивному общению в коллективе.
  • Организация просвещения и консультирования родителей по данной проблеме.

Участие родителей в жизни класса

     Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

     Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

       -конференций;

       -индивидуальных и тематических консультаций;

       -родительских собраний;

       -тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

-дней творчества детей и их родителей;

-открытых уроков и внеклассных мероприятий;

-помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

-участие родителей класса в работе совета школы;

-участие родителей класса в работе родительского комитета.

                 Консультации и тренинги  для родителей

      Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

                                Требования к проведению консультации

  1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и кл. руководителя.
  2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
  3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
  4. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
  5. В ходе консультации необходимо  обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.
  6. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

          Диагностические методики изучения семьи учащихся

                 При общении с семьями учитель должен соблюдать  правила:

-к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;

-общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:

-общие сведения о родителях или людях,

-жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

-образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

-уровень педагогической культуры родителей;

-семейные традиции, обычаи;

-положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

-воспитательные возможности семьи.

Методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

     2.  Работа с родителями

Действия

Предполагаемый результат

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы:

  1. День открытых дверей для родителей.
  2. День семьи.
  3. Вечера вопросов и ответов.
  4. Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
  5. Выставка поделок семейного творчества.
  6. Выставка семейных газет.
  7. Поздравление бабушек и дедушек  с Днем Победы.
  8. Оформление классных летописей и фотоальбомов силами родителей.
  9. Привлечение родителей – врачей, для проведения лекций для учащихся.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.

.Работа с проблемными семьями

                    Действия

         Предполагаемый результат

Работа классного руководителя:

  • регулярное посещение проблемных семей;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • совместная работа классного руководителя, родителей и учителей – предметников;
  • проведение малых педсоветов;
  • составление индивидуальных программ воспитания;
  • ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины.

Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди детей, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

                     4.  Сотрудничество учителей и родителей в организации

                                       воспитательной работы в классе

                      Действия

           Предполагаемый результат

  1. Работа родительского комитета.
  2. Создание инициативной группы родителей.
  3. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.
  4. Оформление классных альбомов «Наши родители».
  5. Посещение членами родительских комитетов «проблемных» семей.
  6. Ремонт класса.

Создание единого воспитательного пространства  «родители – дети – учителя».

№ 3)Третья составляющая воспитательного процесса в начальной школе -это внеурочная деятельность., где учитель выступает как организатор внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Задачи  внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно

            с общественными организациями,  библиотеками, семьями учащихся.

  1. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  2. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  3. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности

            и настойчивости в достижении результата.

  1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.  
  2. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

            программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  1. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  2. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  3. Организация информационной поддержки учащихся.
  4. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
  1. Принципы программы:

 BD21300_ Включение учащихся в активную деятельность.

 BD21300_ Доступность и наглядность.

 BD21300_ Связь теории с практикой.

 BD21300_ Учёт возрастных особенностей.

 BD21300_ Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

 BD21300_ Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

       сложному).

Программа организации внеурочной  деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из  подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.

Классы

Направления

I

II

III

IV

Всего

Спортивно-оздоровительное

2

3

3

3

11

Общеинтеллектуальное

1

3

2

3

9

Общекультурное

1

1

1

1

4

Духовно-нравственное

1

1

1

1

4

Социальное

1

2

2

2

7

Итого

6

10

9

10

35

5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  • Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу,  лыжам, лёгкой атлетике.
  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
  • Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».

2. Общекультурное:

Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

  • Проведение этических бесед по культуре поведения.
  • Работа факультатива «Народная культура»
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.

 3.Общеинтеллектуальное:

  • Клуб «Хочу все знать»;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4. Духовно-нравственное:

            Проект «Моя семья»

          Экскурсии «История моего города»

  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, нязепетровцев.
  • Встречи с участниками «горячих точек»;

5.Социальное:

  • Проведение субботников;
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных цветов.
  • Акция «Спаси дерево».
  • Акция «Тёплый дом».

Распределение времени по каждому направлению на 2011-12 учебный год:

  • Спортивно-оздоровительное –66 ч
  • Общеинтеллектуальное-33 ч
  • Общекультурное-33 ч
  • Духовно-нравственное-33 ч
  • Социальное-33 ч

      Общее количество часов-198 ч

  1. Условия для самореализации учащихся.

№ п/п

Виды деятельности

Название секции, кружка и т.д.

Охват учащихся (в т.ч. от общего кол-ва)

1

Игровая

КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д.

1-4 классы

2.

Художественное творчество

Кружок «Оригами»»

4 классы

3.

Спортивно-оздоровительная

«Подвижные игры» , Спартакиады, «Весёлые старты»

Дни здоровья

Беседы и мероприятия о  здоровом образе жизни

1-4 классы

4.

Досугово – развлекательная деятельность

Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.

1-4 классы

5.

Трудовая деятельность

Трудовые десанты.

1-4 классы

6

Познавательная деятельность

Олимпиады, конференции, предметные недели, курс «Хочу знать», «Учимся жить вместе», «Калейдоскоп чудес»

1-4 классы

Ф и

Школьные кружки

ДШИ

СЮТ

Дк хореограф.

СЮН

1

Акмалов

+

++

2

Алексеев

+

+

3

Барашов

+

+

+

4

Батракова

+

+

++

5

Белова

+

+

+

+

6

Беляева

+

+

+

7

Булатова

+

+

+

8

Гибадуллина

+

+

9

Голик

+

+

+

+

+

10

Горбунова

+

+

+

+

+

11

Дорофеева

+

+

+

+

+

12

Зубков

+

+

+

+

13

Каработова

+

+

+

+

14

Кислова

+

+

+

+

+

15

Корсукова

+

+

+

+

+

16

Косов

+

+

17

Невоструев

+

+

+

+

18

Нухов

+

+

+

19

Носова

+

+

+

20

Петухова

+

+

+

21

Праведникова

+

+

+

22

Постников

+

+

+

23

Рукоданов

+

+

+

24

Сплошнова

+

+

25

Табелев

+

+

+

26

Токун

+

+

27

Цевелева

+

+

+

28

Юдайханов

+

+

28

Ямалетдинова

+

+

                     Расписание занятий внеурочной деятельности

3 « А» класса

МКОУ СОШ №1

2013 – 2014учебный год

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Подвижные игры

Студия «Народная культура»

Кружок «В школу- с улыбкой»

Секция «

Спортивные игры»

Клуб «Хочу знать»

Проект «Моя школа. Мой город. Моя страна»

Кружок «Шашки»

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:

- учреждения дополнительного образования детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта;

- у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;

- УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» - по четырем направлениям, «Дом творчества» - по пяти направлениям, «Дворец творчества» - по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

- УДО находятся в различных ведомствах:  Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Уровень  результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Воспитательная работа в начальных классах

Создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития...

План воспитательной работы учителя начальных классов.

Данная презентация содержит материалы для папки классного руководителя....

Программа воспитательной работы в начальных классах

Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...

Воспитательная работа учителя начальных классов

Воспитательный процесс в школе очень трудоемкое дело, поэтому хочу предложить материалы воспитательных дел и программу воспитания и социализации для первоклассников (в соответствии с требованиями ФГОС...