Программа воспитательной работы в начальных классах
рабочая программа (4 класс) по теме

Зайцева Наталья Евгеньевна

Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 г. Краснодар

           Программа воспитательной работы в начальной школе

Автор:

Зайцева Наталья Евгеньевна

Учитель начальных классов,

 классный руководитель 2 «Г» класса.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Весь мир – театр, сказал Шекспир…

Но,  если люди в нём актёры,

А дети – маленькие люди, –

Учителя в нём режиссёры.

Мой выбор: театральная педагогика. Воспитательные приёмы: театрализация, ситуация успеха, ситуация игры, творческий и деятельностный подход.

Убеждена: мир подростка в школе не следует сужать до границ учебного пространства. Поступать так, значит целенаправленно обеднять его. Считаю своей воспитательной задачей – создание педагогически организованной территории творчества, дающей возможности, как для раскрытия способностей, так и для развития эмоционально насыщенной деятельности.

Из всех видов деятельности для реализации этой задачи я выбрала театрально-коммуникативную. Основная организационная форма – театрализованные коллективные творческие дела.

При этом  я не ставлю амбициозных целей: сформировать из своих воспитанников артистов. Цель в том, чтобы, используя приёмы театрализации, через участие моих ребят в театрализованных КТД, проигрывание ими различных ролей, общение, которое возникает в ходе репетиций, обсуждений, рефлексий последействия, освободить из от подростковой зажатости, открыть канал выхода эмоционального напряжения, утолить присущий подростку эмоциональный голод, научить культуре переживаний, сопереживаний, культуре общения. Создать, таким образом,

педагогическую среду взросления, среду социализации личности. Уверена, моим ребятам, прошедшим школу театральной педагогики, будет легче интегрироваться в макросоциум.

Разумеется, миру нужны «умники и умницы», но последние исследования социальной психологии причин успешности утверждают, что только 20% людей с высоким IQ  добились успеха. Кто же остальные 80%? Люди с высоким эмоциональным интеллектом. Считаю, что мои педагогические усилия, направленные на воспитание эмоциональной и коммуникативной культуры личности средствами театральной педагогики, помогут моим ребятам попасть в эти 80%

Театральная педагогика,

Отрицающая демагогию.

Не заискивает, не лукавит.

С её помощью в душах искусство правит.

Не навязывает – предлагает.

По себе каждый роль выбирает.

Опытом жизненным обогащает

Чем ребёнку взрослеть помогает!

Жизнь коротка – Искусство вечно.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«В деянии начало бытия»

Гёте «Фауст»

        В основе любой воспитательной системы должен быть стержневой фактор. Выбор его зависит, как от особенностей классного коллектива, так и от индивидуальности классного руководителя. Таким образом, при разработке программы, отражающей систему моей работы,  исходя из своих личностных возможностей и увлечений и  учитывая возрастные особенности подросткового возраста своих воспитанников, я  остановилась на театральной педагогике. Полагаю, это эффективный способ организации детей, большой выбор видов деятельности, возможностей раскрытия присущих ребёнку артистических способностей, реализации столь характерной для этого возраста потребностей в ярких эмоциональных переживаниях и проявлениях

        Педагогический вектор театрального воздействия известен давно, но одного зрительского участия мало. Это как бы внешнее воздействие. А если запустить маленького человека внутрь? Из зрительного зала на сцену. Подросток, проигрывая разные роли, получит возможность не только самовыражения, освобождения от «зажатости», но и приобретёт и переживёт опыт литературных героев, художественных образов. Кроме того, в ходе этого вида деятельности будет идти естественный творческий процесс межличностного общения, узнавания, понимания друг друга, сопереживания неудачам и успехам своих товарищей. Так через целенаправленно организованную театрально коммуникативную деятельность в классе формируется коллектив заряженных позитивной энергией личностей.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

«ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ В МОДУЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»

ЦЕЛЬ:

Развитие эмоционально-волевой сферы личности, коммуникативной культуры и позитивных межличностных отношений.

Педагогические Принципы:

  1. Принцип учёта возрастных особенностей
  2. Принцип коллективизма
  3. Принцип «через эмоции – к разуму»
  4. Принцип деятельностного подхода
  5. Принцип природосообразности.

Педагогические Приёмы:

  1. Создание «ситуации успеха»
  2. Приём мозгового штурма
  3. Педагогическая рефлексия
  4. Личностно-ориентированный подход

1 этап - 1 класс: «Весь мир – театр»

Цель : 

Создание единого коллектива (детей, родителей и классного руководителя)

Задачи:

  1. Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр.
  2. Развитие толерантных отношений в коллективе
  3. Расширение спектра занятости досуга учащихся

МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Классные часы: «Искусство представления» и «искусство    переживания»,

           «История театра», « Театр античности», «Кукольный театр»

  1. Посещение театров города

2 этап – 2 класс: «Мы играем»

Цель: 

Развитие эмоционально – волевой сферы участников программы, артистизма, фантазии.

Задачи:

  1. Освобождение от детской зажатости, воспитание через «ситуацию успеха».
  2. Развитие творческой фантазии
  3. Создание «зоны возможностей»

МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Познавательно-интеллектуальные игры с элементами театрализации
  2. Классные часы:  «Мир закулисья»
  3. Участие в школьных театрализованных КТД
  4. Посещение театров города

3 этап– 3 класс «Кто Я?..»

Цель: 

Становление зрительской культуры, устойчивого интереса к театру как  виду искусства через самоопределение.

Задачи:

  1. Создание творческих мастерских: актёры, художники-декораторы, костюмеры и т.д.
  2. Приобретение навыков импровизации и организации;
  3. Развитие лидерских качеств личности ребёнка.

МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Театрализованные уроки: истории, литературы, ИЗО и т.д.
  2. Создание классного театра миниатюр
  3. Посещение театров города с последующим обсуждением

4 этап– 4 класс. «Я в театре или театр во мне?»

Цель: 

Овладение навыками проектирования культурно-массовых мероприятий

Задачи:

  1. развитие творческой фантазии;
  2. формирование психологической комфортности в коллективе;
  3. создание внутриклассной субкультуры;
  4. организация театрально-коммуникативной деятельности в рамках воспитательной системы школы;
  5. осуществление театрализованных коллективных творческих дел;

МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. организация театрализованных КТД для параллели младших школьников
  2. проведение классных капустников с участием родителей
  3. подготовка и показ авторского (классного) спектакля
  4. участие в городском фестивале «Театр, ты мне нужен»
  5. создание коллектива мини-агитбригады
  6. посещение театров города с последующим анализом, оцениванием спектакля как произведения искусства

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате применения системы «Воспитание через театральную педагогику» предполагаются следующие результаты:

  1. Формирование «имиджа» класса
  2. Развитие креативности и творческих способностей учащихся
  3. Воспитание толерантно настроенных детей
  4. Формирование позитивных межличностных отношений
  5. Реализация потребности в ярких эмоциональных переживаниях и ощущениях.

Ожидаемое влияние программы воспитательной работы классного руководителя «Воспитание через театральную педагогику…» на  развитие личностных качеств ребёнка.

Программа

«Воспитание через театральную педагогику»

ПОСЛЕСЛОВИЕ

(или «с первого по четвёртый»)

Когда я в 2010 году взяла классное руководство в 1 «Г» классе, мною была поставлена следующая цель:

Создание единого коллектива (детей, родителей и классного руководителя)

А также ставились следующие задачи:

  1. Расширение спектра занятости досуга учащихся
  2. Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр
  3. Развитие творческой фантазии
  4. Привитие понятия о толерантности.

Предполагалось, что решить поставленные задачи поможет программа воспитательной работы «Воспитание через театральную педагогику…»

И действительно, в 1 классе, пока класс формировался как единый коллектив, часть задач была реализована. Класс часто  посещает   театры города (Молодёжный театр, театр кукол, театр «Премьера», Драматический театр). Перед посещением театра проводятся беседы и классные часы  о культуре поведения в театре. Кроме того, перед посещением спектакля проводится предварительная беседа о содержании спектакля, а после просмотра – коллективное обсуждение и создание творческих работ по впечатлениям от увиденного.

В работе с детьми особенно удались следующие направления: театрализованные КТД и классные капустники . Класс занял призовое место в общешкольном театральном марафоне, а также на традиционном ежегодном «Фестивале наук» в номинации «Дидактический театр». Стоит также отметить, что в моем классе очень креативный и позитивный родительский комитет, без помощи, поддержки и одобрения которого я не справилась бы со своими задачами.

Вместе с тем стоит отметить, что по мере взросления интересы детей меняются. То, что было интересно в 1 классе, перестаёт быть интересным во 2, и наоборот. Кроме того,  воспитательному процессу зачастую мешает то, что класс энергичный, активный, дети подвижные и не у всех у них правильное представление о нормах поведения во время подготовки КТД и посещении театра.

Некоторые дети выбирают плохое поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания. Не давая классному руководителю  общаться с остальными ребятами, а ребятам  - понимать учителя.

Другие же, наоборот,  так боятся потерпеть поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Для того чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с  детьми, мне в работе классного руководителя необходимо:

  1. Распознать истинную цель поведения ребёнка.
  2. В соответствии с нею выбрать способ общения.
  3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к тому, чтобы КАЖДОМУ ребёнку было комфортно и уютно в классе, где я являюсь классным руководителем.
  4. Узнать сферу интересов всех своих учеников.

Сейчас, к концу 2 класса, мы подходим к 3 этапу реализации программы воспитательной работы «Воспитание через театральную педагогику…». И называется этот этап  «Кто Я?..»

Задачами этого этапа являются:

  1. Создание творческих мастерских: актёры, художники-декораторы, костюмеры и т.д.
  2.      Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе
  3. Приобретение навыков импровизации и организации;

развитие лидерских качеств личности подростка.

        Таким образом, появится возможность привлечь к реализации программы все группы ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальных классах «Счастливы ВМЕСТЕ»

Программа воспитательной работы в начальной школе,  с тематическим  планированием работы....

Программа воспитательной работы в начальных классах.

Материал содержит пояснительную записку, погодовое планирование работы с 1 по 4 класс....

Программа воспитательной работы в начальных классах «Лестница-чудесница»

Программа воспитательной работы в начальных классах...

Программа воспитательной работы в начальных классах .

В программу включена примерная тематика праздников. Внеклассные мероприятия разбиты по разделам: интеллектуальная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, ценностно-ориентированная деятел...

Программа воспитательной работы учителя начальных классов на 1-4 классы

Программа составлена с расчётом на четыре года, с 1 по 4 класс....

"Программа воспитательной работы в начальных классах"

Воспитание обучающихся в начальной школе....

Программа воспитательной работы в начальных классах «Воспитание культуры толерантности младших школьников в рамках ФГОС» «Мир принадлежит терпеливым»

Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».Основание для разработкиЦель  программы: формирование у детей навыко...