Формирование каллиграфических навыков у младших школьников
статья
Одним из основных вопросов для учителей начальных классов является вопрос об обучении детей письму. В наше время часто возникает необходимость в разборчивом и быстром письме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников
В современном обществе, в эпоху бурного потока информации, человеку много приходится заниматься образованием и самообразованием: ведение документов, написание отчетов, подготовка статей и описание опытов и пр. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость в разборчивом и быстром письме.
Одним из основных вопросов для учителей начальных классов является вопрос об обучении детей письму.
Некрасивый почерк не только не эстетично выглядит, но и может влиять на успеваемость в школе. Как правило, у детей с плохим почерком низкая скорость письма, они быстрее устают. Все это поправимо, часто нужно просто устранить причину некрасивого почерка и проделать некоторые игровые упражнения.
Очень много споров о почерке. Одни считают, что это главная деталь, другие не придают этому значение и отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей, даже от настроения человека.
Обучение письму должно стать частью нравственного, эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставлять радость близкому тебе человеку своим трудом — все это можно с успехом формировать в процессе обучения письму.
Красивое письмо — это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку. Однако умения видеть красивое недостаточно.
Важно научить ребенка созидать, снять в первые школьные дни психологическую перегрузку, через обучение письму научить думать, развивать логику мышления, сделать этот предмет не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного воспроизведения и произвольного внимания.
Очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. Дети штрихуют предметы, раскрашивают рисунки, обводят по контору. Правила не трудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за конторы рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
На уроках русского языка необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений формировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.
Для того, чтобы понять как учить ребенка писать, нужно принимать во внимание несколько аспектов:
- педагогический – методики работы учителя;
- санитарно-гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование и организацию процесса письма;
-психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.
Успешность в формировании каллиграфических навыков письма определяется созданием таких гигиенических условий, как:
правильный подбор мебели;
правильная посадка;
положение тетради;
направление освещения;
оптимальность формы ручки;
продолжительность беспрерывного письма и т.д.
минутки-разминки для пальчиков и для снятия утомления напряжения с глаз
Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения, основанных на знании психофизиологических особенностей учащихся начальной школы. Кроме общедидактических принципов (сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, повторность) используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения каллиграфическому написанию (генетического, линейного, копировального и т.д.). Основополагающим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.
Работа по формированию каллиграфического написания начинается одновременно с обучением письму. Основная цель этой работы — формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Приемы, используемые мной для обучения каллиграфическому написанию:
показ написания учителем;
списывание с готового образца;
копировальный метод;
воображаемое письмо (или письмо в воздухе);
анализ формы букв;
усвоение правил письма;
письмо под счет (тактирование);
анализ ошибочного написания;
письму под диктовку;
списыванию;
проговаривание
Советы:
-выполняйте регулярно графические упражнения (не мене 3х раз в неделю);
-занятие не более 15 минут, после перерыва (такого же по времени), можно продолжить;
-во время перерывов обязательно устройте пальчиковую гимнастику или массаж для рук (в игровой форме);
-не заставляйте писать сначала на черновик (вызовет только утомление);
-можно подкладывать под страничку тетради специально разлинованный лист с наклонными линиями.
"Зеброчка" разлинованный лист бумаги
С чего начать?
1. Правильная посадка за столом.
Сидеть необходимо прямо, опираясь спиной на спинку стула, ноги прямо, стопы на полу (если не достают до пола, можно поставить их на специальную подставку).
2. Проследить, чтобы ребенок держал правильно ручку во время письма.
Предложите ребёнку попробовать писать перьевой ручкой это необычно для него, да и если взять её неправильно, писать она не будет.
3. Правильное положение тетради.
Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Для ребенка левши, правила те же, только в зеркальном отображении.
На тетрадь обязательно одевайте обложки (чтобы тетрадь не скользила по столу во время письма). Лучше всего подойдут классические полиэтиленовые.
Упражнения для мелкой моторики рук.
Если у ребенка буквы разной величины, линии ломаные, изогнутые, возможно причиной такого почерка недостаточно развитая мелкая моторика. Поможет лепка, оригами и многие другие упражнения.
Упражнения для тренировки мышц спины, плечевого пояса и рук.
1. Приложить листок к стене и рисовать в таком положении;
2. С положенной на голову книгой, ходить по комнате;
3. Ребенок ходит на руках, а взрослый держит ему ноги;
Упражнения для развития пространственного восприятия.
Если буквы как бы "зависают в воздухе", возможно пространственное восприятие ребенка недостаточно развито.
Помогут графические диктанты, игры в которых необходимо найти что - либо, следуя указаниям взрослого (например, иди прямо, теперь поверни налево и т.д.)
Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма.
Чтобы был виден результат, занятия должны быть каждый день.
Раскраски
Кстати обычные раскраски для детей полезны не только для подготовки руки к письму и правильности письма, но и успокаивают, развивают внимание, воображение, восприятие цвета.
Штриховка
Сначала раскраски обводилки, а затем переходим к штриховке.
Срисовывание
Подойдет срисовывание, как под копирку, так и просто смотря на рисунок. Хорошо развивается внимательность, усидчивость, глазомер.
Вырезание
Начинаем с простых геометрических фигур, постепенно усложняя. Существуют специальные тренажеры для того чтобы ребенку научиться хорошо вырезать.
тренажер для вырезания
Гимнастика для рук
Гимнастика для рук хорошо подготавливает ребёнка к письму, снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.
Рисование по клеточкам
Во время такого рисования рука подготавливается к письму, а также развивается внимание, аккуратность и пространственное восприятие.
Прописи обычные и каллиграфические.
Ну и конечно же без прописей ни куда.
Графические упражнения для тренировки каллиграфичности письма.
Обращайте внимание, что бы написание букв ребенком соответствовали следующим правилам:
-У букв должен быть одинаковый наклон;
-Между ними должно быть одинаковое расстояние;
- И примерно (учитывается особенности написания букв) одинаковая высота.
Выполнять их лучше на альбомном листе. Начинаем с простого (обычные вертикальные линии), постепенно усложняя узоры и переходя к буквам. Если ребёнок "уходит" вниз или вверх можно поставить точки для ориентировки на листе.
Письмо для ребёнка это действительно сложно. Поэтому наберитесь терпения и помогите своему малышу с помощью игровых упражнений освоить эту науку. Результат не заставит себя долго ждать!
Тема, затронутая в данной работе, актуальна. С первого дня обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Появляется новая систематическая деятельность - учёба. Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Преодоление затруднений чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение. Каллиграфическое письмо – это очень важный и нужный процесс.
Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....
формирование каллиграфических навыков у младших школьников
Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников
Описаны приемы работы по формированию каллиграфических навыков у младших школьников....

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной
Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников
В статье обобщен опыт по формированию каллиграфии в начальных классах....

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.
В данной статье рассматривается формирование каллиграфического навыка учащихся в начальной школе. Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников каллиграфии. Ведь современный ...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"
Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...
