Игры на развитие мышления.
материал (1 класс)

Светлана Анатольевна Тимофеева

Для учащихся первых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_myshleniya.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ с учащимися 1 класса.

1 упр. «Загадка» 
Цель: научить ребёнка узнавать предмет по заданным признакам. 
Задание: назвать предмет, про который можно сказать: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

2 упр. "Признак" 
Цель: научить называть признаки предметов, явлений, развивать речь. 
Задание: назвать признаки лимона (помидора, яблока, осени и т.д.)

3 упр. «Найди существенное»
Цель: научить находить существенные признаки предметов. 
Задание: выделить 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Например: ЧТЕНИЕ (глаза, тетрадь, книга, карандаш, очки).

4 упр. «Логическая задача» 
Взрослый и ребёнок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребёнку: «Ты мне сын, но я тебе не отец». Кем приходится взрослый ребёнку?

5 упр. «Слова»
Цель: развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза. 
Задание: составить слова, исключив одну букву из данных слов.

СОРТ - СОР

КРОТ - РОТ

МРАК - РАК

Задание «Найди лишнее слово».

Птица, самолёт, пчела, машина, бабочка.

Задание «Шифровальщик».

А Б В К М Н О Л Д Т

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

2780 37281 4756101

Задание направлено на развитие ассоциативной памяти, внимания. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.

Задание «Проведи аналогию».

Нога – костыль = глаза - …….

(Зрение, очки, слёзы, веки, ресницы.)

Музыка – оркестр = пение - ……

(Хор, солист, сцена, певец, концерт.)

В этом задании даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Надо найти четвёртое слово.

Задание «Выбери два главных слова».

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).

Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки).

В этом задании нужно выбрать из скобок и подчеркнуть два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками.

Задания «Аналогия», «Выбери два главных слова», «Вставь недостающее слово» направлены на развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Такие задания сначала вызывают затруднения, так как не встречаются в учебной деятельности. Поэтому каждое задание подробно разбирается. И только, когда сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к заданиям для самостоятельной работы.

Эстафета со скакалками.

Чертятся две параллельные линии на расстоянии 15—20 м одна от другой. У первой  линии выстраиваются в затылок две или три команды. Игроки, стоящие впереди колонны, держат в руках скакалку. На противоположной черте, напротив каждой команды, ставят флажок. По сигналу руководителя первые номера начинают бег, перепрыгивая через скакалку, и, обогнув флажок, возвращаются обратно и передают скакалку следующему игроку. Тот, не задерживаясь, прыгает через скакалку и устремляется вперед. Последний участник, достигнув финиша, поднимает руку со скакалкой вверх. Выигрывает команда, первая закончившая эстафету.

Прыжки со скакалкой вырабатывают и тренируют такие нужные всем качества, как быстрые, легкие и эластичные движения, выносливость и внимание, чувство ритма. Многие заслуженные мастера спорта, готовясь к соревнованиям по легкой атлетике, по боксу, по различным спортивным играм, во время тренировок упражняются в прыганий со скакалкой.Это помогает им лучше подготовиться к соревнованиям, сделать свои движения более быстрыми, точными и уверенными,ноги сильными

Игра  «У медведя во бору».

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки,на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое—пятеро.

Игра  «Золотые ворота».

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки-это ворота.Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают  не всегда.

Первый раз прощается,

Второй –запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

        С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра  «Воробьи и попрыгунчики».

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — кот, он помещается в центре круга. Остальные играющие — воробышки становятся за кругом, у самой черты.По сигналу руководителя воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот — воробышком, и игра повторяется.

В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.

Игра  «Успей занять место».

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удастся, то тот, кто останется без места, идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Игра «Третий лишний»

        Играющие стоят парами по кругу лицом в центр. Водящий обегает круг, стараясь осалить убегающего игрока.Если убегающий присоединяется к стоящей паре с любой стороны, то тот, кто оказался третьим должен убегать. Если салка догоняет водящего, они меняются местами.

Игра  «Охотник и сторож».

Из числа играющих выбираются охотник и сторож. Сторож становится посередине площадки. Возле него чертят круг диаметром 2 м. Остальные играющие (звери) разбегаются по площадке в разных направлениях. Охотник гонится за ними, стараясь кого-либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану сторожа. Их можно  выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные  не могут). Но если сторож или охотник запятнают выручающего, он сам отправляется в круг.

Вырученные звери убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.

Игра «Заря».

        Дети  встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих –заря- ходит сзади с лентой и говорит:

        Заря-зарница, красная девица,

        По полю ходила,ключи обронила,

        Ключи золотые,ленты голубые,

        Кольца обвитые  -  за водой пошла!

        С последними словами водящий остородно кладет ленту на плечо обному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо  положить ленту.

Игра «Совушка».

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные — жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает — все оживает!» все жучки, бабочки, птички бегают по кругу, махая крылышками, совушка в это время спит, т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза.Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает — все замирает!», птички, жучки и бабочки останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в гнездо — середину круга; они тоже становятся совушками и при повторении игры все вместе вылетают на охоту.

Игра»Бег по кочкам».

Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1—1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30—40 см (по прямой или извилистой линии).По сигналу руководителя первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая игру.

Игра «Скорый поезд».

В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда паровоз (передний игрок) возвратится на место с полным составом, он должен подать протяжный гудок. Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.

Чтобы выбрать водящего в подвижных играх мы пользуемся любимыми считалками.

        1.Бегал заяц по болоту,

            Он искал себе работу,

            Да работы не нашел,

            Сам заплакал и пошел.

        2.В гараже стоят машины:

           «Волга»,»Чайка»,»Жигули».

            От какой берёшь ключи?

        3.Возле дома на площадке

           Мы играть решили в прятки,

           Скоро прятаться начнем,

           А тебя водить зовём.

        4. Вышел месяц из тумана,

            Вынул ножик из кармана:

            Буду резать, буду бить,

            Выходи, тебе водить!

        5. До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

           Едет кошка на такси,

           А котята прицепились

           И бесплатно прокатились!

        6. Дождик, дождик, поливай!

           Зайчик, в поле выбегай,

           Будем все тебя ловить.

           Кто поймал –идет водить.

        7. Жили-были три чертёнка

           И два маленьких котёнка.

           Им велели дружно жить,

           А тебе идти водить!

        8. Как у нас на сеновале

           Две лягушки ночевали.

           Утром встали, шей поели,

           И тебе водить велели.

В зимнее время года мы с детьми любим конечно же кататься на санках , лепить снеговиков и играть в зимние игры.

Игра « Белые медведи».

Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на четвереньках, боком, спиной вперед, на прямых ногах и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все подъемы, тот и побеждает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не скатиться и не сбежать, а именно спуститься с горы в нелепых и смешных позах.

Игра»Весёлые  воробышки».

Дети становятся в круг (в полукруг, если их немного), перед каждым у ног по одному снежку. В центре круга водящий - кошка. Дети-воробышки прыгают через снежок в круг и обратно. Кошка старается осалить воробышков, прежде чем те выпрыгнут из круга. Кого поймали (осалили), выбывает, и кто наступит на свой снежок, тоже выбывает. В конце игры подсчитать, какая кошка поймала больше воробьев. Необходимо похвалить тех, кто ни разу не раздавил свой снежок.

Игра» Попал в колпак»

        Сделанным снеговикам на голову ставится колпак из плотной бумаги или картона. Играющие по очереди с расстояния 4 м бросают по два снежка (правой и левой рукой), стараясь попасть в колпак. Каждое попадание дает 1 очко. Выигрывает тот, кто получит наибольшее количество очков.

Игра «Снайперы».

        На снежном валу укрепляются несколько  фанерных мишеней.  В 2-3-4м от мишеней проводятся линии. Каждый из играющих встает в 2 м от мишени и бросает в нее снежок. Попавший в цель снайпер отходит на следующую линию –на 3м мишени, а тот, кто не попал, повторяет бросок и т.д. выигрывает игрок, первым поразивший мишень с 4-метровой линии.

Игра»Лыжник на санках».

        На исходной линии трое-четверо детей садятся на санки, не касаясь ногами земли. У каждого по две лыжные палки. Отталкиваясь палками, дети передвигаются вперед по площадке до сигнала «Стой!». Выигрывает тот, кто окажется дальше от старта.

Игра «Кто быстрее?».

Чертится большой круг. В середине – трое –четверо детей с санками. Им предлагаются различные задания:

-по сигналу быстро вывезти санки из круга, держась за их спинки. После этого каждому сесть в свои санки;

-при выезде из круга поменяться санками, сесть в них;

-при выезде из круга бросить снежок в цель правой  и левой рукой.

        Ученики 4 класса очень любят в  группе продленного дня  решать арифметические и логические задачи.

-У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

(Один)

-Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?

(15)

-Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдёт вместе с другом?

(10 минут)

-Ребёнок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Сестра)

-В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

(Восемь)

-Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

(Юра)

-Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

(Два)

-Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?

(Одинаково)

-Два раза родится, один раз умирает. Кто это?

(Цыплёнок)

-Что с пола за хвост не поднимешь?

(Клубок ниток)

-Мальчик идёт из школы домой 30 минут. За сколько минут эту же дорогу пройдут 3 мальчика?

(За 30 минут)

-Где оказался Моисей, когда погасла свеча?

(В темноте)

-В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живут 2 человека, на втором - 4 человека, на третьем - 8 человек, на четвёртом - 16, на пятом - 32 и т. д. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

(Кнопка первого этажа)

-Когда чёрной кошке лучше всего пробраться в дом?

(Когда дверь открыта)

-Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчика

(Два часа)

-Мельник пошёл на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице?

(3x4x4+2=50)

-Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в неё. Как это?

(Вползти в комнату может каждый)

-Что идёт то в гору, то с горы, но остаётся на месте?

(Дорога)

-На что больше всего похожа половина апельсина?

(На вторую половину апельсина)

-Двое пошли - три груздя нашли. Следом четверо идут, много ли груздей найдут?

(Ни одного)

-В коробке 25 кокосовых орехов. Обезьяна стащила все орехи, кроме 17. Сколько орехов осталось в коробке?

-Что сырым не едят, а сварят - выбросят?

(Лавровый лист)

-Какой месяц короче всех?

(Май - в нём всего три буквы)

-Что станет с красным мячиком, если он упадёт в Чёрное море?

(Он намокнет)

-Какой рукой лучше размешивать чай?

(Лучше все-таки размешивать ложечкой)

-На какой вопрос нельзя ответить "да"?

("Ты спишь?")

-На какой вопрос нельзя ответить "нет"?

("Ты жив?")

-Какой нос не чувствует запаха?

(Нос ботинка или сапога, носик чайника)

-Сколько яиц можно съесть натощак?

(Одно. Все остальное будет съедено уже не натощак)

-Тебе дано, а люди пользуются. Что это?

(Имя)

        Все ребята у нас очень любят разгадывать загадки. Я им предлагаю находить отгадки в картинках. Для этого заготовлено много различных картинок зверей, птиц, одежды и др.

Вот примерные загадки:

Аист

Он живёт на крыше дома — 
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.


Своё гнездо на крыше вьёт, Чем очень радует народ.

Альбатрос
Он верен морю, как матрос, 
Предвестник бури ...

Буревестник
Отгадайте, кто такой я? 
Поднимаюсь к облакам, 
Странным криком шторм морской я 
Предвещаю морякам.

Воробей
Маленький мальчишка
В cepoм армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует

Коноплю ворует.

Чик-чирик, к зернышкам прыг! 
Клюй, не робей! 
Кто это? — ...

Говорят, они воришки, 
Эти серые малышки. 
И шумливы, и драчливы, 
Всё щебечут: — 
Чьи вы? Чьи вы?

В серой шубке перовой 
Ив морозы он герой.
Скачет, на лету резвится —
Не орёл, а все же птица.

В каждом городском дворе
Есть на радость детворе
Птичка. Ты её не бей!
Эта птичка — ...

Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ...

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.

Ворона
На дереве сидит,
«Кар-кар» кричит.

Окраской — сероватая, 
Повадкой — вороватая, 
Крикунья хриповатая, 
Известная персона — 
Это ...

Носит серенький жилет, 
Но у крыльев — чёрный цвет. 
Видишь, кружат двадцать пар 
И кричат:
— Карр! Карр! Карр!

Глухарь
Петь люблю рассветной тишью 
И влюблен я в песнь свою 
Так, что ничего не слышу, 
Если только запою.

Грач
Всех перелётных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица ...

Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться?

Какая весенняя птица
Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь 
Весны посланец — чёрный ...

Чёрен я пером от роду, 
В поле погулять люблю 
И на радость свекловодам 
Долгоносиков долблю.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания, упражнения,игры для развития мышления.

С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием и...

Игры на развитие мышления

Применение инновационных технологий на уроках игротерапии в начальных классах в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида.Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ (ограниченные возможн...

Игры, способствующие развитию мышления

Данные игры использую в работе с первым классом, но некоторые подходят и для более взрослых детей, особенно с ЗПР...

Советы психолога. Игры на развитие мышления.

Мышление - одна из высших форм деятельности человека....

Интерактивная игра на развитие мышления «Найди отличия» (для учащихся 1-4 классов)

Игра способствует развитию логического мышления и внимания первоклассников....

Игры на развитие мышления, памяти, внимания

Игры на развитие памяти, внимания, мышления....

игры на развитие мышления

дидактичектие игры...