Технология ведения урока в классе с инклюзивным обучением
статья

Галина Михайловна Соколова

В статье рассмотрена технология работы учителя в инклюзивном классе. Описаны методы и приемы которые можно порекомендовать педагогам работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_segodnya.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технология ведения урока в инклюзивном классе,

из опыта работы.

В моей практике сложилось так, что в классный коллектив подобрались  ученики с разными способностями в обучении. Для определения  возможностей детей в обучении - выявление проблем, связанных с затруднениями в обучении и наоборот определение максимальных возможностей талантливых и одарённых детей потребовало от меня, как от учителя филигранных методов построения урока. Необходимо было выстраивать урок с применением одновременно нескольких методов, сочетая различные технологии в уроке одновременно. А цель заключалась в том, чтобы каждый ученик усвоил изучаемый материал.

Этап диагностического контроля выявил обучающихся, которым необходимо была консультация территориальной медико-педагогической комиссии (ТПМПК), которая определила детям индивидуальные рекомендации в обучении. Родители предоставили решение комиссии школе, а команда педагогического коллектива разработала комплексный маршрут работы с детьми разных категорий. Таким образом, в классном коллективе определились ученики, обучающиеся по общеобразовательной программе, адаптированной общеобразовательной программе с ЗПР и ученик с нарушением интеллекта.

Передо мной, как перед учителем, встала непростая задача - КАК НАУЧИТЬ?  Смогу ли я? Как построить процесс обучения?

Таким образом,  коллектив получил статус класса инклюзивного обучения детей.

Что же это такое? Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) образование – это процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – это процесс  развития и расширения интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. Система обучения подстраивается под ребёнка. Преимущества получают все дети, а не какие – то особые группы, часто используются новые подходы в обучении, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальной образовательной программе. При инклюзивном обучении школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, все учащиеся являются равноправными членами школьного сообщества.

Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые по интеллектуальным возможностям, страдают так же все - и отличники, и средние дети по успеваемости, и неуспевающие ученики, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Одним словом, «отличнику» также необходим «отстающий» и наоборот. В основу инклюзивного образования  положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

 В чем плюс, инклюзивного образования: ребенок, который учится в обычном классе, у него создается стереотип видимого благополучия, ведь многое в его обучении теряется от того что он обучается на одинаковом интеллектуальном фоне. То есть существует один общий образец учебного поведения, который не учитывает возможности, способности ребенка, и, кроме того, это может повлиять на его дальнейшую социализацию, ведь наше общество неоднородно. Такая ситуация освобождает ребенка от стремления научиться общаться и подражать более высоким образцам, решать более сложные учебные задачи, он привыкает к «общему образцу» и не стремится его изменить, в конечном итоге у ребенка не формируется и навык конкурентоспособности.

В основе инклюзии заложена простая и древняя как мир идея, что школа – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе.

Наиболее значимыми в педагогической деятельности учителя инклюзивного обучения являются специальные принципы:

- целенаправленность и системность – организованная  деятельность в условиях поэтапного усложнения и приближения к продуктивной деятельности;

- связь теории с практикой – от осмысления и усвоения теоретических позиций к практической деятельности;

- единство диагностики и коррекции, охватывающих все этапы коррекционно – педагогической деятельности;

- сознательность и активность – терпимость к детям с ОВЗ;

- гуманистическая направленность – уважительное отношение к ребёнку в сочетании с  разумной требовательностью;

- педагогическая прозорливость.

Эти принципы тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены  и образуют систему, функционирование которой и задает логику педагогической подготовки учителя инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Основной формой обучения в школе является урок.  Какой он, современный урок? Это:

- хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учащимися и умеет направлять обучающихся  на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

 - вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение;

- в центре внимания урока - дети;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

- урок должен быть добрым.

Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

Так как в моем классе обучающиеся одновременно получают образование по:

- общеобразовательной программе НОО,

- адаптированной общеобразовательной программе с ЗПР НОО и

- адаптированной программе для обучающихся с лёгкими интеллектуальными нарушениями, то ход урока в классе с инклюзивным обучением зависит:

- от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учащихся с разными образовательными потребностями,

- как они усвоили предыдущую тему,

- какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).

Если у учащихся класса тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

Если у учащихся класса темы различные, а это несоответствие происходит с программой ученика, где определена адаптированная программа для обучающегося с лёгкими интеллектуальными нарушениями, то на помощь мне приходят дети, с высокими интеллектуальными способностями, которые используют его материал как «зерно» для  дополнительной работы на уроке.

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по основным образовательным  программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее  изученного. Для закрепления вновь изученного материала классу даётся самостоятельная работа, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организую работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности  продолжается в течение всего урока.

При необходимости   дополнительно использую карточки – инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический приём используется как  с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Если на уроке нет много времени уделить внимание учащемуся с интеллектуальной недостаточностью, то можно использовать для него карточку с алгоритмом действий. И наоборот, если необходимо отвлечься для объяснения сложной темы ребёнку с ОВЗ, значит,  остальные  дети выполняют уровневые  задания по карточкам.

Контрольные работы по предметам, а так же творческие работы  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия. Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.

Чтоб правильно оценить ребенка, необходимо учитывать, такие аспекты:

1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2.Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3.Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

4.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

5.Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6.Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

7.Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Модель урока, используемая в классе с инклюзивным обучением

Этапы урока

Обучающиеся изучающие ООП НОО

Обучающиеся изучающие АООП НОО

Этап

закрепления изученного.

1.Работают по карточкам на закрепление предыдущей темы  

Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала

1.Работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме  «особенным» детям).

Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока,  и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику.  При этом карточка может содержать слова – подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям проще было дать определение понятию. Также можно использовать задания по соотнесению понятия и определения. После предлагаются карточки с практическими примерами.

В словарную работу включать обязательно карточки с мерами помощи: зрительное восприятие, схематическое.    

Основной

этап урока:

1.Выполнение  заданий по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в доступном варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ.  

2.  Объяснение новой темы для всех учащихся. (нужно выбирать только простые темы, как по своему объёму, так и по содержанию материала, использование алгоритма и наглядности). Выполнение индивидуальных заданий самостоятельно. Проверка заданий, выполняемых сильными учениками.

 

1.Объяснение новой темы. При этом используются: наглядность, постепенный переход от одного действия или понятия к другому, постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное,  а краткое и чёткое. Далее идёт закрепление материала. Один или два ребёнка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Затем дети  выполняют индивидуальные задания.

2. Ещё раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания.  

3.Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать»)

 - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;

- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют  вместе с учителем;

- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.

Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать»)

- дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);

- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку; учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.  

Заключительный этап урока

Домашняя работа содержащая задания по выбору, что предполагает уровневую дифференциацию.

Дифференцированное домашнее задание с предварительным объяснением его выполнения

Схема урока, используемая в классе с инклюзивным обучением

1.Повторение предыдущего материала;

2.Поэтапное объяснение нового материала;

3. Дозированное выполнение заданий;

4. Повторение учеником инструкции к выполнению задания;

5. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер

6. Специальное оценивание уровня учебных достижений.  

Таким образом, очень важно ребёнку принять общение с педагогом   как с равным себе, а педагогу видеть в ребёнке личность. Система инклюзивного образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Учитель, работающий с детьми разного уровня восприятия учебного материала, находится в непрерывном поиске новых методик, позволяющих улучшить результаты знаний обучающихся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе I ступени обучения.

Данный материал поможет начинающим учителям сохранять и укреплять здоровье учащимся. Здесь дано определение госпитальнаой педагогики и её специфические методические и дидактические приемы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в период обучения грамоте

В данном материале представлены здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в период обучения грамоте....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе при обучении детей с ОВЗ.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе при обучении детей с ОВЗ....

Задания по математике для учащихся 2 класса с инклюзивным обучением

разработка и систематизация заданий с использованием технологии дифференцированного обучения направленных на развитие познавательных УУД обучающихся с ЗПР 2-го класса в условиях инклюзивного образован...

Задания по русскому языку для 2 класса с инклюзивным обучением

разработка и систематизация заданий с использованием технологии дифференцированного обучения направленных на развитие познавательных УУД обучающихся с ЗПР 2-го класса в условиях инклюзивного образован...

Задания по окружающему миру для 2 класса с инклюзивным обучением

разработка и систематизация заданий с использованием технологии дифференцированного обучения направленных на развитие познавательных УУД обучающихся с ЗПР 2-го класса в условиях инклюзивного образован...

Задания по литературному чтению 2 класс с инклюзивным обучением

разработка и систематизация заданий с использованием технологии дифференцированного обучения направленных на развитие познавательных УУД обучающихся с ЗПР 2-го класса в условиях инклюзивного образован...