Общекультурная компетентность
статья

Радченко Виктория Олеговна

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchekulturnaya_kompetentnost.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Общекультурная компетентность

Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Учитель – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа – это жизнь. Вся моя жизнь – один большой урок. Для меня быть учителем – это и значит ЖИТЬ!

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя, но и воспитать других. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие общекультурной компетенции, которая интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя. Формирование общекультурной компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности.

Опираясь на перевод слова competentia (от лат. принадлежность по праву), компетенцию можно понимать как характеристику обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать свое авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области.

Одним из ведущих исследователей компетентностного подхода является доктор педагогических наук А.В. Хуторской. Согласно его определению компетенция - это совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним3. Разделяя понятия «компетенции» и «компетентности», А.В. Хуторской понимает под компетентностью владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Доктор психологических наук И.А. Зимняя определяет «компетенцию» как совокупность знаний и правил их использования, а «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, его личностное свойство, проявляющееся в его поведении. Проявляясь в поведении и деятельности человека, компетенции становятся его личностными качествами и свойствами – компетентностями.

Термин общекультурная компетентность впервые стал упоминаться в работах петербургских ученых (О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, и др.) в связи с концепцией уровней образованности. Общекультурная компетентность, по мнению О.Е. Лебедева, включает следующие компоненты:

ориентация в первоисточниках культуры - произведениях художественной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейных экспозициях и т.д;

способность ориентироваться в источниках информации, отбирать их для решения познавательных задач;

способность объяснять с позиции науки явления действительности;

способность ориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни;

способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей;

речевая культура учащихся.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ — совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры.

Общекультурная компетентность включает в себя круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности:

•  особенности общечеловеческой культуры;

• духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;

• культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

• роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;

• компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Показатели общекультурной и эмоционально – нравственной компетентности:

   Заинтересованность результатами коллективной работы.

   Готовность к творческой и исследовательской (экспериментальной) работе.

   Трудовая дисциплина  и педагогическая этика.

   Активная жизненная позиция, стремление к расширению кругозора.

   Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с участниками ОП, взаимодействие и сотрудничество с родителями.

Таким образом, понятие «общекультурная компетенция» можно трактовать как уровень образованности, достаточный для решения познавательных проблем, ориентации в культурном пространстве и предполагающий наличие интереса к различным областям знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общекультурной компетентности через уроки историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья.

Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа, помогает курс «ИКННОП».   Курс уроков рассчитан на три года. В течение этого времени дети на живом ф...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

ИКТ-компетентность учителя, как аспект ИКТ-компетентности ученика

Выступление на Педагогическом совете МОУ СОШ №11 пос.Дружба (ноябрь 2015 г.)...

От компетентного учителя к компетентному ученику

Публичное выступление "Педагогический дебют"...

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...