Классный час "Компьютерная зависимость"
классный час

Кишко Мария Олеговна

Беседа, фильм, тест. Подходит для учеников начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_zavisimost.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. проблемный этап

Цель: привлечь и удержать внимание слушателей

Показ видеоролика про интернет- зависимость (мульт про интернет-зависимость)

https://yandex.ru/video/search?filmId=8556974894012649722&text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%20%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

-Что  вы увидели?

- Что происходит в этом ролике?

- Какой теме посвящен этот ролик?

- Как вы думаете актуальна ли на сегодняшний день тема интернет-зависимость?

- В каком возрасте родители могут столкнуться с этой проблемой?

Сегодня мы с вами попробуем разобраться в этой теме. Понять что же такое компьютерная зависимость, как она влияет на ребенка и как его от этого уберечь

2. теоретический материал

Цель: осмысление проблемы

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой.

Что же такое компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость.

  • Пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми
  • Наиболее часто наблюдается у детей и подростков, особенно у мальчиков
  • Основное значение имеет не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности

Причины компьютерной зависимости:

  • Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении. 
  • Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учёбе мало рвения проявлял – так, телевизор бы ему всё смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребёнка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая. 
  • Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. 
  • Общая неудачливость ребёнка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация. 
  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Таким образом мы с самого детства приучаем ребенка к компьютерам.

3. Эмоциональный этап

Цель: сопереживание. Отклик на проблему

- Можете ли вы привести примеры игр в которые играют дети?

Вот несколько примеров этих игр

Самые опасные игры!!!
(по данным «The Youth Care Foundation», Швеция)

  1. World Of Warcraft (11,5 миллиона пользователей )
  2. Grand Theft Auto 4
  3. Manhunt 1-2
  4.  Postal 1-2
  5.  DOOM 3
  6. серия Mortal Kombat
  7.  Lineage 2
  8.  Resident Evil 4
  9.  Condemned
  10.  Clive Barker’s Jericho

Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент одной из игр. (учитель может показать или дать краткое описание игры)

- Как вы думаете как такая игра может повлиять на развитие ребенка?

4. Практико-деятельностый этап

Цель: поиск путей решения проблемы

- Как вы думаете, какие есть пути решения этой проблемы?

  • создание теплых отношений с собственным ребенком;
  • совместное времяпрепровождение и интерес к его жизни и досугу;
  • ограничение времени проведения перед компьютером;
  • увлечение ребенка спортом, книгами, искусством.

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.

Поэтому:

  • Важен личный пример родителей.  Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
  • Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
  • Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это  совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
  • Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы,  по вашему мнению, полезнее играть.
  • Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

 

5. Рефлексивный этап

Цель: осмысление своего отношения к нравственным нормам  и ценностям. Рефлексия своих личностных качеств

Предлагаю вам пройти тест и посмотреть на сколько хорошо вы знаете своего ребенка

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью? 
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? 
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его  новых сетевых «друзей»? 
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети? 
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети? 
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи. 
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

6. Решение задачи

Цель: Распространение ценностных ориентаций на деятельность

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Зависимость величин"(скорость, время, расстояние)

В 4 классе по УМК "Школа  2100" используется данный материал  при изучении темы "Зависимость величин от направления движения"...

Классный час " Компьютерная зависимость. Компьютер для детей"

В современном мире компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Кроме того, наука не стоит на месте, и компьютеризация мира все больше и больше нас поглощает, внедряясь в повседневную жизнь. С од...

Классный час Тема: Компьютерная зависимость. Чтобы компьютер был другом!

Цель: знакомство учащихся с влиянием компьютера на здоровье человекаЗадачи:·          Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, до...

Информационный классный час на тему "Интернет и зависимость от него"

Информационный классный час на тему "Интернет и зависимость от него"...

Зависимое поведение в школьном возрасте: причины, классификация, этапы развития, профилактика зависимого поведения.

Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей завис...

Классный час "Как избежать интернет зависимости."

Материал классного часа помогает ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, интернет – зависимости....