Выступление на педсовете «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника»
материал

Рамина Екатерина Евгеньевна

  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение школьниками универсальными  учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение школьниками универсальными  учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Выделяются 4 основных вида универсальных учебных действий:

  • личностные ( самоопределение, смыслообразование и действие нравственно- этического оценивания);
  • регулятивные ( целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
  • познавательные ( общеучебные, логические, знаково- символические);
  • коммуникативные.

Мною была выбрана  тема «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника», так как  это является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Каково же значение  коммуникативной компетенции для младшего школьника? Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.  Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения .В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия его будущей жизни  Для развития данной компетенции необходимо:

-определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных этапах;

-применять системный подход,

-в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления развития компетенции.

Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

коммуникацией как взаимодействием,

коммуникацией как сотрудничеством

 коммуникацией как условием интериоризации.

Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация как взаимодействие.

 Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.

Коммуникация как кооперация.

 Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Коммуникация как условие интериоризации.

Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Виды коммуникативных универсальных учебных действий

Необходимые умения на различных уроках, которые необходимо сформировать

1.Коммуникация как взаимодействие

( интеракция).

Действия , направленные на учёт позиций собеседника. Преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях.

- слышать и слушать друг друга;

-полно и точно выражать свои мысли;

-адекватно использовать аргументы в дискуссии;

-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

-вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

-владеть монологической и диалогической формами речи;

- строить грамматически и синтаксически правильную  речь.

2.Коммуникация как кооперация.

Действия , направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

- договариваться и находить общее решение;

-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

-сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта;

-осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

3.Коммуникация как условие интериоризации.

Речевые действия, служащие средством коммуникации( передачи информации), способствует осознанию и усвоению содержания.

- понимать возможность существования различных точек зрения;

-обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию;

-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор;

-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения;

-получать необходимые сведения от одноклассника,

4.Работа в группе.

-Устанавливать рабочие отношения, сотрудничать в группе;

-обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

- разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий;

-уважительное отношение к партнерам, внимание к личности каждого;

-готовность помочь и поддержать одноклассника.

Учебный предмет «литературное чтение» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

1) слушание, чтение (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценирование и драматизация;

4) устное словесное рисование;

 5) творческий пересказ текста от лица разных героев – персонажей;

6) сочинение по личным впечатлениям (3-4 кл.) и по прочитанному (4кл.);

7) интервью с писателем;

8) письмо авторам учебника.

На уроках русского языка используются типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

– «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

– «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения – просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми».

В курсе математики можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: развитие устной научной речи (можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй ответ»;, задания повышенной трудности) и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие (система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе).

На уроках окружающего мира :в учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике.

  • Подготовь вместе с соседом по парте сообщение «Необычные погодные явления».
  • Разделитесь на  группы по 5 человек. Составь вместе кроссворд из 10 слов на тему «Зеленое царство растений» («Вода»,  «Энергия» и т.д.). После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его.

В учебниках и рабочих тетрадях  много заданий,  в которых сформулировано многоуровневое коммуникативное задание: поговорить с членами семьи, с другом, одноклассниками.  

Коммуникативные навыки я развиваю и средствами ИКТ. В школе накоплен и систематизирован электронный учебный материал по каждому предмету. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах развивают коммуникативные навыки. Дети умеют донести свою позицию до других, владеют приемами монологической и диалогической речи, понимают другие позиции.

Непрерывный творческий поиск учителя во всех видах взаимодействия с учениками становится гарантией нового образовательного результата.

Однако, я убеждена, что формированию   коммуникативных универсальных учебных действий  урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий ( викторины, конкурсы, тематические классные  часы, праздники), проектная деятельность. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Слайд 2

Взаимосвязь универсальных учебных действий Лич Позн Рег Ком

Слайд 3

Коммуникативные действия обеспечивают: социальную компетентность учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников , строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Виды коммуникативных действий : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 4

Коммуникация как взаимодействие Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности. Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Понимание возможности различных позиций и точек зрения. Уважение к иной точке зрения. Понимание относительности оценок. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Слайд 5

2. Коммуникация как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности. Умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать, убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Слайд 6

3. Коммуникация как условие интериоризации. Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания. Способность строить понятные для партнера высказывания. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Речевое планирование и регулирование своих действий. Рефлексия своих действий.

Слайд 7

4. Работа в группе, в паре. Устанавливать рабочие отношения в группе Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе Разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий Уважительное отношение к партнерам, внимание к личности каждого Готовность помочь и поддержать одноклассника

Слайд 8

КУУД 2 5 3 4 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов

Слайд 9

Игровые, обучающие, тренажерные программы

Слайд 11

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто выполнять вместе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им"....

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных уч...

Представление педагогического опыта « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

В современном обществе происходят перемены, увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания и выстраивать свои отн...

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью ...

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности

Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является  групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта...

Представление педагогического опыта по методической теме « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

В статье предоставлен обобщенный опыт работы по методической теме "Формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников"...