Конспект урока Андреева "Петька на даче" - 5 класс
план-конспект урока

Павлишина Анастасия Валентиновна

разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_rasskazu_l._andreeva.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять тему произведения, иметь представление о роли и значении контраста как литературного приема.

Личностные: интерес к изучению литературы, способность к самооценке

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, аргументированно выстраивать речевые высказывания, участвовать в диалоге, понимать и принимать чужую точку зрения.

Коммуникативные: выстраивать речевые высказывания, ясно выражать мысли, оценивать речь

Цели:

- знакомство с рассказом Л.Андреева

-понимание «контраста» как способа анализа произведения

- формирование навыков работы с текстом

- воспитание чувства сострадания

 

К сегодняшнему уроку литературы вы должны были прочитать рассказ Л. Андреева «Петька на даче». Прежде, чем начать разговор  об этом произведении,  я бы хотела обратить ваше внимание на картину В. Маковского «Свидание» и на картину В. Перова «Тройка».

- Что объединяет эти картины ? Как они могут быть связаны с рассказом Л.Андреева.

Они объединены темой обездоленного детства, как и рассказ Л.Андреева. Подобные истории были типичны для России 2 половины 19 века.  Петька с десятилетнего возраста должен трудиться в парикмахерской.

(1 слайд презентации. Презентация выполнена для интерактивной доски, текстовая информация на слайде может быть  первоначально скрыта и извлечена по мере беседы с учениками)

- Как Надежда ответила на вопрос, почему Петька вынужден был трудиться? Найдите ответ в тексте произведения.

«Надежде очень хотелось рассказать, что Петька уже 3 года живет у парикмахера,  и тот обещал поставить его на ноги, и это будет очень хорошо, потому что женщина она одинокая и слабая, и другой поддержки на случай болезни или старости у нее нет»

Вынуждена отдать сына в учение с 7 с лет, так как не имела возможности другим способом  прокормить и обучить его профессии.

-Предмет разговора мы определили, какие цели мы ставим на уроке?

  • проанализировать произведение
  • понять идею произведения
  • понять, какие художественные приемы и с какой целью использует автор.

- Как мы будем достигать эти цели?

  • работать с цитатным материалом произведения
  • оценивать поступки героев, их мысли.

- Кем поступает Петька в парикмахерскую? Как к нему обращается Осип Абрамович? Почему?

«мальчик»- это ребенок, отданный в ученье для осваивания какого- либо ремесла.

- Кто еще служит «мальчиком»?

Николка.

 – В чем отличие? Какова следующая ступень в освоении профессии?

Готовится стать «подмастерьем».

 «Подмастерье»- подручный мастера,  выполняющий простую, несложную работу, прошедший ученический срок.

- Интересная ли жизнь у Петьки? Обоснуйте свое мнение. Обратите внимание на слова, которыми характеризует время Л.Андреев в предложенном отрывке:

«Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата. И зимою и летом он видел все те же зеркала, из которых одно было с трещиной, а другое было кривое и потешное. На запятнанной стене висела одна и та же картина, изображавшая двух голых женщин на берегу моря, и только их розовые тела становились все пестрее от мушиных следов, да увеличивалась черная копоть над тем местом, где зимою чуть ли не весь день горела керосиновая лампа-молния. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», — и он все подавал ее, все подавал. Праздников не было. По воскресеньям, когда улицу переставали освещать окна магазинов и лавок, парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, и прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле, и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать, и часто казалось, что все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: «Мальчик, воды», — и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

( на 2 слайде презентации - отрывок из текста, учащиеся анализируют языковые особенности.)

«дни тянулись однообразно и похоже один на другой»,  «и зимою и летом»,  «те же зеркала», « та же картина», «и утром, и вечером, и весь божий день», «один и тот же крик»,  «подавал,… все подавал».

Все эти слова указывали на однообразное течение жизни. Ничего не менялось. ( Повторяющаяся лексика, лексика, показывающая  временной охват: «и зимой и летом», «и утром,  и вечером»

- К чему привела такая жизнь?

Появляется апатия, в детстве он выглядит состарившимся, не способным радоваться.

( Класс работает в составе групп.  На столе у каждой группы подборка цитат, они не повторяются. В основе подборки противопоставление. Работа группы обобщается на 3 слайде презентации. Информация предварительно скрыта и открывается  по мере обсуждения. Она в обобщенном виде представлена на слайде справа и слева. Сначала выясняем , что является основанием деления, а затем комментируем цитаты, выясняя их роль.)

- Как вы можете сгруппировать цитаты? Что положено в основу деления? Прокомментируйте цитаты.

1 группа – пейзаж.

«Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, неохлаждающую тень»

«...полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать».

«…они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву».

«Но прошло еще два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой».

- Зачитайте, какие получились группы . Охарактеризуйте пейзаж в городе и на даче.

- Какие языковые особенности использует Л. Андреев  для описания природы? Какова их роль?

Эпитеты, сравнения, использование уменьшительных суффиксов. Создают определенную цветовую гамму: серую, однообразную в городе и яркую, насыщенную различными красками на даче.

2 группа – описание друзей.

-Каким  изображает Л. Андреев  Николку, Митю?  

«Другой мальчик, Николка, насчитывал от роду тремя годами больше».

«Николка важничал и держался, как большой: курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал».

«Это произошло при содействии гимназиста Мити из Старого Царицына.»

«Он дал Петьке подержать одну удочку и потом повел его куда-то далеко купаться. Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел вылезать из нее и делал вид, что плавает: поднимал нос и брови кверху, захлебывался и бил по воде руками, поднимая брызги.»

«По предложению того же Мити, неистощимого на выдумки, они исследовали развалины дворца; лазали на заросшую деревьями крышу и бродили среди разрушенных стен громадного здания.»

«А Петька изумлялся тому, какой он умный и бесстрашный, и думал, что когда-нибудь и он будет такой же».

- Какова роль друзей в городе и на даче?

Николка подражает взрослым , перенимает их дурные привычки. Митя вместе с Петей рыбачил, купался. Своим примером доказывал, что жизнь интересна.

3 группа «Ощущения героя»

- О чем говорят ощущения Петьки на даче и в парикмахерской?

«Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы» .

«Он не знал, что такое дача, но полагал, что она есть то самое место, куда он так стремился».

«Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, – уже найдено».

«Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был темный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности».

 «Когда его навещала мать, кухарка Надежда, он лениво ел принесенные сласти, не жаловался и только просил взять его отсюда. Но затем он забывал о своей просьбе, равнодушно прощался с матерью и не спрашивал, когда она придет опять».

В городе постоянно возникает желание уйти из этого места. На даче обрел счастье и гармонию.

4 группа «Портрет».

- Какие изменения произошли в портрете героя?

« Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец!»

«Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

«…все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья».

«Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим».

«Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом». 

При описании Петьки в парикмахерской портрет подчеркивает подавленное состояние героя: появляются морщинки, герой постоянно сонный, апатичный.

Описание Петьки на даче говорит о бодрости. Петька поправился, пока был на даче.

5 группа «Действия героя»

«…плавает: поднимал нос и брови кверху, захлебывался и бил по воде руками, поднимая брызги».

«По предложению того же Мити, неистощимого на выдумки, они исследовали развалины дворца; лазали на заросшую деревьями крышу и бродили среди разрушенных стен громадного здания».

« А у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, – на все это требуется время».

«Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом». 

«Мальчик, воды!»

Все действия Петьки в парикмахерской сопровождаются криками, угрозами, наказанием. Интерес к жизни утерян. На даче дел настолько много, что на них не хватает времени

6 группа « Окружающие картины».

« Женщины, всегда одетые более чисто, даже с намеком на моду, были все как будто на одно лицо и одного возраста, хотя иногда попадались совсем старые или молоденькие, почти дети. Все они говорили хриплыми, резкими голосами, бранились, обнимали мужчин так просто, как будто были на бульваре совсем одни, иногда тут же пили водку и закусывали. Случалось, пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину; она падала, поднималась и снова падала; но никто не вступался за нее. Зубы весело скалились, лица становились осмысленнее и живее, около дерущихся собиралась толпа; но когда приближался ярко-синий сторож, все лениво разбредались по своим местам».

«Невдалеке находился квартал, заполненный домами дешевого разврата. Они господствовали над этою местностью и придавали ей особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного».

«Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему».

«..ходил на плотину смотреть, как катаются на лодках господа: нарядные, веселые, они со смехом садятся в качающуюся лодку, и та медленно рассекает зеркальную воду..»

На даче описание создает ощущение беззаботности и веселья, в городе передают озлобленность и равнодушие людей.

- Какой вывод можете сделать по этому слайду?

В изображении дачной жизни Л. Андреев использует те же средства, но картины получаются контрастные по сути

- Какой прием использует Л.Андреев?

Контраст. ( Зачитывают определение из учебника.)

В основу рассказа Л. Андреева были положены воспоминания о детстве однофамильца, парикмахера Ивана Андреева, которого в раннем возрасте отдали в обучение к цирюльнику. Впоследствии он сделал блестящую карьеру парикмахера.

- Почему рассказ Л. Андреева заканчивается иначе?

Судьба Ивана Андреева – это единичный частный случай, а судьба Петьки типична.

- Какое значение в жизни Петьки имеет очень недолгое проживание на даче?

Петька снова возвращается в парикмахерскую, а жизнь на даче остается в прошлом. Но Петька теперь точно знает, что существует не только скучная, безрадостная жизнь, как в парикмахерской, но и яркая, увлекательная. Важно, чтобы мрачный мир не погубил человека в душе.

Рефлексия. Работа по слайду 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...