Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные исследователи"
рабочая программа

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_issledovateli.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения курса «Юный исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

получит возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Регулятивные универсальные учебные действия

научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

                                 Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности

                                                            2 класс

п/п

Название тем, проектов

Содержание занятий

1

Занятие 1. Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

Занятие 2-3. Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

Занятие4-6. Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования

Обучающийся  будет учиться выбирать тему исследования, проявлять инициативу. познакомится с этапами исследовательской деятельности ,способами защиты проектов

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

(коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)

Учащиеся научатся  работать в группах .приобретут навыки общения ,научатся планировать свою деятельность.

 

Занятие7-8 Библиотечное занятие «Источники информации «

 Учащиеся познакомятся со способами  работы с источниками информации, приобретут опыт самостоятельного поиска, систематизации и оформление интересующейся информации

Занятие9-10 Как много интересного вокруг Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей

Учащиеся научатся применять наблюдения на практике..активно использовать этот метод

Занятие11-14Наблюдение как способ выявления проблем .Экскурсия «Осень»

Экскурсия-наблюдение за воробьями.

Занятие15-16Проект «Осень на дворе»

Учащиеся смогут реализовать свои творческие способности , систематизировать материал по теме

Прект «Осень на дворе»

Занятие15-16Развитие умений задавать вопросы.

Учащиеся будут учиться правильно формулировать свои мысли, приобретут навыки общения ,выделять главное в понятии. Обучающийся будет учиться способам классификации

Занятие17-24Развитие умений давать определение понятиям.

Развитие умений классифицировать. Задачи на классификацию с явными ошибками.

Занятие23-24Устное народное творчество

Ученики познакомятся с жанрами устного народного творчества , получат возможность проявить себя и свои творческие возможности(сочинение загадок, инсценирование сказок)

Занятие25-27Развитие умений наблюдать

Ученики познакомятся с методами исследования и эксперемента, научатся систематизировать свои набдюдения

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

Занятие28-31Зима пришла.

Зима пришла.

Главный праздник Новый год

Учащиеся научатся применять наблюдения на практике..активно использовать этот метод Учащиеся смогут реализовать свои творческие способности , систематизировать материал по теме

Занятие32-39Растения

Животные

Мой любимый край

Развитие интереса к природным . историческим и культурным особенностям Рославля и Рославльского района. Учащиеся расширят кругозор, научатся выделять особенности изучаемых объектов Ученики познакомятся с особенностями своего края. расширят кругозор ,проявят свои творческие способности

Мой любимый край

Создание коллажа «Мой любимый край

Занятие40-43Экскурсия «Весна»

Учащиеся научатся применять наблюдения на практике..активно использовать этот метод

Экскурсия «Весна»

Народные праздники

Занятие47-48Проект -исследование «Земля в опасности»

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении

Занятие49-54Рифма

Учащиеся познакомятся с понятием рифмы, научатся рифмовать ,проявят свои творческие способности

Сочиняем .фантазируем

Занятие-55-60Проект «Мои друзья»

Учащиеся приобретут навыки работы в команде, расширят знания о своих одноклассниках

Я и мои Увлечения

Проект «Моя коллекция»

61-62Эксперементы с реальными объектами

63-64Эксперементы с реальными объектами

Учащиеся познакомятся с методом эксперемента, будут учиться умению анализировать и систематизировать

65-66 Подведение итогов

67-68Мой самый интересный проект

Учащиеся приобретут навыки работы в команде, расширят знания о своих одноклассниках

-                            

Тематическое планирование  для 2 класса

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

2-3

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

2

4

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

5-6

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

(коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)

2

7-8

Библиотечное занятие «Источники информации «

2

9

Какк много интересного вокруг

1

10

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1

11-12

Наблюдение как способ выявления проблем .Экскурсия «Осень»

2

13-14

Экскурсия-наблюдение за воробьями.

2

15

Проект «Осень на дворе»

1

16

о «Осень на дворе»

1

17

Развитие умений задавать вопросы.

1

18-19

Развитие умений давать определение понятиям.

2

20

Развитие умений классифицировать.

1

21-22

Задачи на классификацию с явными ошибками.

1

23-24

Устное народное творчество

2

25

Развитие умений наблюдать

1

26

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

1

27

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1

28

Зима пришла.

1

29

Зима пришла.

1

30-31

Главный праздник Новый год

2

32-33

Растения

2

33-34

Животные

2

35-36

Мой любимый край

2

37-38

Мой любимый край

2

38-39

Создание коллажа «Мой любимый край

2

40-41

Экскурсия в библиотеку

2

42

Экскурсия «Весна»

1

43

Экскурсия «Весна»

1

45-46

Народные праздники

2

47-48

Проект -исследование «Земля в опасности»

2

49-50

Рифма

2

51-54

Сочиняем .фантазируем

2

55-56

Проект «Мои друзья»

2

57-58

Я и мои Увлечения

2

59-60

Проект «Моя коллекция»

2

61-62

Эксперементы с реальными объектами

2

63-64

Эксперементы с реальными объектами

2

65-66

Подведение итогов

2

67-68

Мой самый интересный проект

2

 

           

                     

 

 

  1. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

  1.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В.

 

  1. Большая Детская энциклопедия.:

                               Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  1. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

  1. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  1.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

  1. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...