Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия

Рассмотрена                                                       Утверждена

на заседании ПМК                                            приказом директора                                          

протокол № ______от                                      №  ___ от « 30 » августа  2019 г.

«____» мая  2019 г.

Рабочая программа

по литературному чтению на родном русском языке

для учащихся 1 класса

на 2019-2020 учебный год

                                                                                     Учителя:  Кутельвас Л. Н.

Олейник О.В.

                                                                                                         Сесюнина С.М.

Ячменева Н.Ю.

г.Урай

2019

Содержание.

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения учебного курса

3. Содержание учебного курса

4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке  для 1класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования Программа предназначена для учащихся 1 класса.

Цель программы – познакомить с культурноисторическим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

- обеспечить  литературное развитие младших школьников,

- раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями,

- выработать художественный вкус и формировать культуру чувств, общения.

Задачи программы:

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

В учебном плане МБОУ Гимназия им. А. И. Яковлева на изучение предмета отводится 16,5 часов, из расчета: 0,5 часа в неделю.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1класс

Личностные результаты изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты: изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».

Регулятивные:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»

1) осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

 2) понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

3) применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

4) составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

5) вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

6) работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

7)  полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

8) осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

9) формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»

ученик научится:

 - читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);

- различать жанры русского научного творчества

- понимать содержание прочитанного;

- эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;

- находить и придумывать рифмы;

- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);

- отличать монолог от диалога;

- уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.

 Ученик получит возможность научиться:

- выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;

- определять главную мысль литературного произведения;

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

- строить высказывания по образцу;

- формулировать несложные выводы;

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;

- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.


2.Содержание тем учебного предмета

Раздел 1. Секреты речи и текста (4 ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.  Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Раздел 2. Устное народное творчество (6ч)

Осмысление поступков, характера и речи героя, составление характеристики героя, обсуждение мотивов поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознание  духовно-нравственного смысла прочитанного произведения.

Малые фольклорные жанры. Структура жанров. Скороговорки: Чистоговорки. Тараторки. Кричалки. Пословицы. Поговорки. Считалки. Учись сочинять считалки. Сравнение жанров «Потешка» и «Скороговорка», Сравнение малых жанров народного творчества.

Раздел 3. Русские народные сказки (6,5ч)

Произведения устного народного творчества русские народные сказки, сказки современных писателей. История происхождения сказки. Героический защитник Родины в сказках. Структура жанра «Сказка». Коллективная творческая работа. Волшебные сказки, бытовые  сказки и сказки про животных. Пословицы и поговорки в русских народных сказках.


4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Раздел 1.

Секреты речи и текста

4

Секреты диалога: учатся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Учатся использовать стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).  

Раздел 2.

Устное народное творчество

6

Развивать умение понимать, чувствовать, воображать прочитанное.

К-умение формулировать собственное мнение

Л-развитие готовности к сотрудничеству, умение чувствовать, понимать, фантазировать

П-умение проводить аналогии

Р-умение организовать своё рабочее место

Раздел 3.

Русские народные сказки.

6,5

Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц). Иметь представление об отличии поэтического текста от прозаического. Знать особенности русской народной сказки как литературного жанра. Выделять в сказке сюжет: завязка, кульминация, развязка. Уметь давать характеристику герою.

Знать различия и уметь различать фольклорные произведения. Наблюдать за выразительными средствами в русских народных сказках. Сравнивать позицию автора и позицию героя.

Итого

16,5


5. Материально – техническое обеспечение  образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Назначение, описание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по предмету

1

1.2

Рабочая программа по учебному предмету

1

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»

1.3

«Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты», Московский центр образования, 2010г., авт. Е.И.Матвеева, О.Б.Панкова, И.Е Патрикеева.

1

Пособие содержится комментарии к учебнику  «Литературное чтение».  Показано, как организовать учебные ситуации, в которых ученик находит новые способы действия, открывает новые средства решения учебных задач в  соответствующие требованиям ФГОС НОО

2.

Демонстрационные учебные пособия

2.1

Плакаты методические

Структура  жанра сказка

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

ЦОРЫ: «Загадки»; Скороговорки: Чистоговорки. Тараторки. Кричалки. Пословицы. Поговорки.    Считалки.

1

3.2

Аудиозаписи, видеозаписи

-

4

Технические средства обучения

4.1

4.2

Интерактивная доска

Компьютер

1

1

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 17часовПримерная программа по литературному чтению, составлена на основе авторской про­граммы Л. Ф. Климанов...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса (для детей с ТНР)

Эта программа поможет организовать преподавание учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке&quo...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому

Адаптированная  рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опо...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...