Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия
Рассмотрена Утверждена
на заседании ПМК приказом директора
протокол № ______от № ___ от « 30 » августа 2019 г.
«____» мая 2019 г.
Рабочая программа
по литературному чтению на родном русском языке
для учащихся 1 класса
на 2019-2020 учебный год
Учителя: Кутельвас Л. Н.
Олейник О.В.
Сесюнина С.М.
Ячменева Н.Ю.
г.Урай
2019
Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
3. Содержание учебного курса
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования Программа предназначена для учащихся 1 класса.
Цель программы – познакомить с культурноисторическим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
- обеспечить литературное развитие младших школьников,
- раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями,
- выработать художественный вкус и формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В учебном плане МБОУ Гимназия им. А. И. Яковлева на изучение предмета отводится 16,5 часов, из расчета: 0,5 часа в неделю.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1класс
Личностные результаты изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Регулятивные:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
1) осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
2) понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
3) применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
4) составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
5) вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
6) работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
7) полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
8) осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
9) формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»
ученик научится:
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
- различать жанры русского научного творчества
- понимать содержание прочитанного;
- эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
- находить и придумывать рифмы;
- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
- отличать монолог от диалога;
- уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
- определять главную мысль литературного произведения;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
- строить высказывания по образцу;
- формулировать несложные выводы;
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;
- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.
2.Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Секреты речи и текста (4 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Раздел 2. Устное народное творчество (6ч)
Осмысление поступков, характера и речи героя, составление характеристики героя, обсуждение мотивов поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознание духовно-нравственного смысла прочитанного произведения.
Малые фольклорные жанры. Структура жанров. Скороговорки: Чистоговорки. Тараторки. Кричалки. Пословицы. Поговорки. Считалки. Учись сочинять считалки. Сравнение жанров «Потешка» и «Скороговорка», Сравнение малых жанров народного творчества.
Раздел 3. Русские народные сказки (6,5ч)
Произведения устного народного творчества русские народные сказки, сказки современных писателей. История происхождения сказки. Героический защитник Родины в сказках. Структура жанра «Сказка». Коллективная творческая работа. Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки про животных. Пословицы и поговорки в русских народных сказках.
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности |
Раздел 1. Секреты речи и текста | 4 | Секреты диалога: учатся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Учатся использовать стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). | |
Раздел 2. Устное народное творчество | 6 | Развивать умение понимать, чувствовать, воображать прочитанное. К-умение формулировать собственное мнение Л-развитие готовности к сотрудничеству, умение чувствовать, понимать, фантазировать П-умение проводить аналогии Р-умение организовать своё рабочее место | |
Раздел 3. Русские народные сказки. | 6,5 | Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц). Иметь представление об отличии поэтического текста от прозаического. Знать особенности русской народной сказки как литературного жанра. Выделять в сказке сюжет: завязка, кульминация, развязка. Уметь давать характеристику герою. Знать различия и уметь различать фольклорные произведения. Наблюдать за выразительными средствами в русских народных сказках. Сравнивать позицию автора и позицию героя. | |
Итого | 16,5 |
5. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество | Назначение, описание |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по предмету | 1 | |
1.2 | Рабочая программа по учебному предмету | 1 | Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова» |
1.3 | «Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты», Московский центр образования, 2010г., авт. Е.И.Матвеева, О.Б.Панкова, И.Е Патрикеева. | 1 | Пособие содержится комментарии к учебнику «Литературное чтение». Показано, как организовать учебные ситуации, в которых ученик находит новые способы действия, открывает новые средства решения учебных задач в соответствующие требованиям ФГОС НОО |
2. | Демонстрационные учебные пособия | ||
2.1 | Плакаты методические | Структура жанра сказка | |
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | ЦОРЫ: «Загадки»; Скороговорки: Чистоговорки. Тараторки. Кричалки. Пословицы. Поговорки. Считалки. | 1 | |
3.2 | Аудиозаписи, видеозаписи | - | |
4 | Технические средства обучения | ||
4.1 4.2 | Интерактивная доска Компьютер | 1 1 | В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/05/picture-1037734-1530792563.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1181784-1572407616.jpg)
Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/09/picture-1261123-1596980323.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 17часовПримерная программа по литературному чтению, составлена на основе авторской программы Л. Ф. Климанов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-394914-1423678092.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса (для детей с ТНР)
Эта программа поможет организовать преподавание учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке&quo...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/11/picture-1297848-1607686584.jpg)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-509248-1414516281.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...