Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса (для детей с ТНР)
рабочая программа по чтению (2 класс)

Бухарина Алёна Анатольевна

Эта программа поможет организовать преподавание учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" во 2 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Литературное чтение на родном русском языке»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( с изм.) (далее - Закон ФЗ-273) // http://www.consultant.ru/; http://www.garaпt.ru/
  2. Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября

2019 г. «Об утверждении Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации // Официальный сайт Минпросвещения России https://edu.gov.ru в разделе «Банк документов» по ссылке: https://docs.edu.gov .ru/document/616aЫ65aa281 0fl 4а2с3 f d 1203а0ааа/

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказа Минпросвещения Российской Федерации от 22 ноября 2019 г. № 632) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнаукн России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 r. № 1576) «Об утверждеиин федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 r. № 17785) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 r. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 r. № 35847) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 r. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 r., регистрационный номер 19644) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 r. № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17.05.2012 № 413 r. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования ( «Об утверждении федерального государственного образовательного стаНдарта среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.06.2017) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

  1. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 нюня 2018 r. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»

и являются структурным компонентом основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «С(К)ОШ №11г. Челябинска».

 Литературное чтение на родном русском языке формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом на родном русском языке, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, знакомству с  произведениями писателей Южного Урала и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  •  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение на родном русском языке как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении следующих задач:

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на русском родном языке,
  • развитие коммуникативных умений,
  • развитие нравственных и эстетических чувств,
  • развитие творческой деятельности на русском родном языке.

          В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

  1. Общая характеристика курса

«Литературное чтение на родном русском языке» как систематический курс начинается со 2 класса.

 Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России, произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России и Южного Урала (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Новые произведения пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения трёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения на родном русском языке совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.

 Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

  1. Место курса «Литературное чтение на родном русском языке» в учебном плане

На изучение курса «Литературное чтение на родном русском языке» в начальной школе выделяется 51 час: во 2 – 4 классах на уроки литературного чтения на родном русском языке отводиться по 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Литературное чтение»

Литературное чтение на родном русском языке как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение на родном русском языке как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

  1. Результаты освоения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

11) формирование уважения к культуре своего народа, любви к родному краю.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1)понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и  обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно ­эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

6.Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятий «Родина», «малая Родина», представления о проявлении любви к Родине в произведениях писателей Южного Урала. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, Южного Урала, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и Южного Урала). Знакомство с творчеством классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) литературы, доступными для восприятия младших школьников. Знакомство обучающихся с литературным творчеством писателей и поэтов Челябинской области .

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор народов России и Южного Урала, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Знакомство обучающихся с литературным творчеством писателей и поэтов родного края (национальные,  региональные, этнокультурные особенности).

Содержание коррекционной работы:

Развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению. Развитие способности пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных. Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т.д.). Формирование умения выражать свои мысли.

Тематическое планирование по литературному чтению на родном русском языке.

2 класс (17 ч, 0,5ч в неделю)

Содержание курса

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Устное народное творчество - 2 ч

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.

Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок но тематическим группам, тексты южноуральских авторов: Лва Рахлиса, Георгия Трейлиба.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице: соотносить содержание рассказа с пословицей.

Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки.

Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.

Понимать смысловые особенности разных по виду и типу текстов, в том числе текстов южноуральских авторов: Лва Рахлиса, Георгия Трейлиба.

Люблю природу русскую. Осень  - 1 ч

Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.  Лидия Преображенская «Осени приметы».

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Придумывать собственные сравнения. Находить средства художественной выразительности: подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Понимать смысловые особенности текстов южноуральских авторов: Л. Преображенской.

Русские писатели – 1 ч

Рассказы Л. Н.Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Людмила Татьяничева «Берегите старых людей»

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

 Воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральскими писателями (Людмила Татьяничева).

О братьях наших меньших - 1 ч

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Стихотворение уральского поэта Ефима Ховива «Слон в тапочках». Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное.

Определять героев произведения: характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральскими писателями (Ефим Ховив).Оценивать свой ответ.

Из детских журналов - 1 ч

Проект: «Мой любимый детский журнал».

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения

Люблю природу русскую. Зима - 1 ч

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

Лидия Преображенская «Загадки».

Соотносить загадки и отгадки. Придумывать собственные сравнения. Находить средства художественной выразительности: подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Иметь представления о проявлении любви к Родине в литературе  южноуральских авторов(Лидия Преображенская ).

Писатели детям - 2 ч.

А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Содержание произведения. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.  Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворений. Рамазан Шагалеев «В школу вновь проспал Ильдар»,

Лев Рахлис «Однажды летом».

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Характеризовать героя, используя слова-антонимы, синонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Я и мои друзья – 2 ч.

Рассказ  В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение  названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказа. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Люблю природу русскую. Весна - 1 ч

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

Читать  загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки.

Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы.

И в шутку и всерьёз - 4 ч

Весёлые стихи Э. Успенского. Марк Гроссман «Весёлый человек», Нэлли Ваторопина «Лепёшка Нурии», Нина Цуприк «Опять двойка!».

 Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.

Проект «Экскурсия к памятнику славы в твоём городе».

Планировать виды работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темна чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Участвовать в проекте «Экскурсия к памятнику славы в твоём городе»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой, презентация проекта.

Обобщение знаний - 1 час

Подготовка выставки книг «Писатели Челябинской области».

Самостоятельно выбирать интересующую литературу. Пересказывать кратко содержание произведений; выразительно читать отрывки из них. Знать фамилии писателей Южного Урала.

Учебно-методический комплекс МБОУ С(К)ОШ № 11

на 2020 – 2021 учебный год

Предметная область: русский язык и литературное чтение на родном  языке

Учебный предмет:  литературное чтение на родном русском языке

1.Программа «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 класс. Климанова Л.Ф. Бойкина М.В..: Литературное чтение. М, Просвещение 2011г.

2. МО ПО РФ Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).Начальные классы. Венедиктова Л.В., Лалаева Р.И. Русский язык.- М.: Просвещение, 1997.

3. Авторская программа курса «Литературное чтение на родном русском языке»

1.С.В.Кутявина Поурочные разработки по  литературному чтению.К учебнику Л.Ф.Климановой и др..2 класс. - М.: ВАКО, 2012.

2.С.В.Кутявина Поурочные разработки по  литературному чтению.К учебнику Л.Ф.Климановой и др..3 класс. - М.: ВАКО, 2013.

3. С.В.Кутявина Поурочные разработки по  литературному чтению.К учебнику Л.Ф.Климановой и др..4 класс. - М.: ВАКО, 2014.

1.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.В.Голованова. Литературное чтение.2 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. – М.:Просвещение. 2019г.

2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.В.Голованова. Литературное чтение.3 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. – М.:Просвещение. 2019г.

3. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.В.Голованова. Литературное чтение.4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. – М.:Просвещение. 2019г.

Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010

        Приложение

        КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

2 класс (17 часов, 0,5ч в  неделю)

урока

Дата

Корректировка

Тема урока

Рубрики учебника, рекомендуемые к уроку

Коррекционная работа

речевой материал (понятия)

Планируемые результаты

Устное народное творчество- 2 часа

1

Пословицы и поговорки русского народа. В. Даль —собиратель пословиц русского народа. Развитие речи: сочинение по пословице.

1.Учебник. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. С.26-27.

Слова: пословицы, поговорки.

Ученик научится :

Понимать родную литературу как одну из основных ценностей народа, как явление национальной и мировой культуры, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Осознавать значимость чтения на родном языке для личностного развития.

Формировать представление о национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений,  понятий о добре и зле, нравственности.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице: соотносить содержание рассказа с пословицей.

Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Представлять картины осенней природы. Придумывать собственные сравнения. Находить средства художественной выразительности: подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.

2

Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

1.Учебник. Устное народное творчество. Загадки. С.24-25.

2.Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010 ( с.90,  128)

Слова: загадки, отгадки

Люблю природу русскую. Осень  - 1час

3

Картины осенней природы. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

1.Учебник. Люблю природу русскую. Осень. С.67

2. Л. Преображенская. Осенние приметы. Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010 ( с.103)

Слово: приметы

Русские писатели- 1 час

4

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Л. Татьяничева «Берегите старых людей»

1.Учебник. Русские писатели. С.110-111.

2. Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010 (с.125)

Слова: невестка, бранить, лоханка, почитать

Ученик научится :

Понимать родную литературу как одну из основных ценностей народа, как явление национальной и мировой культуры, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Использовать  разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Овладевать элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу.

О братьях наших меньших -1 час

5

Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы».

А. Шибаев «Кто кем становится». Ефим Ховив «Слон в тапочках»

1.Учебник. О братьях наших меньших. С.126-127.

2.  Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010 (97-98)

Слова- названия взрослых животных и их детёнышей

Из детских журналов -1час

6

Вопросы из детских журналов. Запуск проекта «Мой любимый детский журнал».

1.Учебник. Из детских журналов.С.158-159.

2. Детские журналы.

Слова: журнал, книга, газета.

Люблю природу русскую. Зима -1 час

7

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Л. Преображенская «Загадки».

1.Учебник. Люблю природу русскую. Зима . С.189

2.  Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010 (с. 114-115)

Слова: загадки, отгадки, блещу, забавная

Писатели детям – 2 часа

8

А. Л. Барто «В школу». Рамазан Шагалеев «В школу вновь проспал Ильдар».

1.Учебник. Писатели детям. С.45

 2.  Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010 (с. 81-82)

Слова: отложной воротничок, придираться

Ученик научится :

Понимать родную литературу как одну из основных ценностей народа, как явление национальной и мировой культуры, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Формировать представление о национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений,  понятий о добре и зле, нравственности.

Овладевать техникой чтения вслух и про себя.

Формировать потребность в систематическом чтении на родном языке, как средство познания себя и мира.

Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу.

9

А.Л. Барто «Вовка – добрая душа». Характеристика героя. Лев Рахлис «Однажды летом»,

1.Учебник. Писатели детям. С.46-47

 2.  Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010 (с. 87-89)

Слова: бродил, разутый, дуэтом

Я и мои друзья – 2 часа

10

В. Осеева «Почему?».

1.Учебник. Рубрика «Как хорошо уметь читать». С. 96-103

Слова: черепки, фотографическая карточка, просачивалась.

11

В. Осеева «Почему?».

1.Учебник. Рубрика «Как хорошо уметь читать» С. 96-103

Слова: черепки, фотографическая карточка, просачивалась.

Люблю природу русскую. Весна – 1 час

12

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

1.Учебник. Люблю природу русскую. Весна. С.109

Слова: распечатает, подснежник

И в шутку и всерьёз – 4 часа

13

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Марк Гроссман «Весёлый человек»

1.Учебник. И в шутку и всерьёз. С.144-145

 2.  Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010 (с.100-102)

Слова: сутулится, маляр

Ученик научится :

Понимать родную литературу как особый способ познания жизни, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Формировать представления о мире, первоначальных этических представлений , понятий о добре и зле.

Воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Овладевать элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу.

14

Проект «Экскурсия к памятнику славы в твоём городе»

1.Учебник.  Наши проекты с.123

Слова: фронт, тыл, фашисты

15

Нэлли Ваторопина «Лепёшка Нурии»

1.Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010 (с.120-121

Слова: ферросплавный

16

Нина Цуприк «Опять двойка!»

1.Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. / Сост. А.Б. Горская. - Челябинск:   Взгляд, 2010 (с.129-132)

Обобщение знаний - 1 час

17

Подготовка выставки книг «Писатели Челябинской области». Обобщающий урок.

1.Учебник.  Наши проекты с.219


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (3 класс)

Рабочая программа по  предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса  разработана на основе:Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс

Учебно – методический комплекс:Литературное чтение. 4 класс: учебная хрестоматия в 2частях/ Л.А. Ефросинина.- М.: «Вентана – Граф», 2016г....

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1-4 по УМК "Перспектива"...