Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (3 класс)
рабочая программа по чтению (3 класс)

Кузнецова Юлия Александровна

Рабочая программа по  предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса  разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 и приказ № 1241 от 26.11.2010 г.);
  • Примерной программы по учебным предметам. Литературное чтение 1-4 класс, М: Просвещение, 2015 г.;
  • Авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной;
  • основной образовательной программы НОО МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»;
  • учебного плана МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1» на 2020-2021 уч.г.;
  • годового учебного календарного графика на 2020-2021 уч.г.

 

Программа ориентирована на использование УМК «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_na_rodnom_yazyke.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ  «Луховицкая средняя общеобразовательная школа   №1»

___________     О.С.Вельдяева

Приказ №__________________

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

3 «г» класс

(базовый  уровень)

Учитель: Кузнецова Юлия Александровна,

стаж работы – 6 лет,

первая квалификационная  категория

Срок освоения программы, учебный год: 1 год,  2020-2021уч.г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по  предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса  разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 и приказ № 1241 от 26.11.2010 г.);
  • Примерной программы по учебным предметам. Литературное чтение 1-4 класс, М: Просвещение, 2015 г.;
  • Авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов под редакцией Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной;
  • основной образовательной программы НОО МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»;
  • учебного плана МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1» на 2020-2021 уч.г.;
  • годового учебного календарного графика на 2020-2021 уч.г.

Программа ориентирована на использование УМК «Школа России».

Цели изучения курса:

  • помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной детской литературы, обогатить читательский опыт;
  • развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);
  • воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачами курса являются:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

На изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в  3  классе отводится 0,5 часа в неделю. 

По годовому календарному  учебному графику школы реализация программы  рассчитана на I полугодие – 16 недель   (всего 16 часов).

В течение года возможны изменения объема количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

1. Ценить и

1. Самостоятельно

1. Ориентироваться в

1. Участвовать в

принимать

организовывать свое

учебнике: определять

диалоге; слушать и

следующие базовые

рабочее место в

умения, которые

понимать других,

ценности:

соответствии с целью

будут сформированы

высказывать свою

добро»,терпение»,

выполнения заданий.

на основе изучения

точку зрения на

«родина», «природа»,

2. Самостоятельно

данного раздела;

события, поступки.

«семья», «мир»,

определять важность

определять круг

2.Оформлять свои

«настоящий друг»,

или необходимость

своего незнания;

мысли в устной и

«справедливость»,

выполнения

планировать свою

письменной речи с

«желание понимать

различных задания в

работу по изучению

учетом своих учебных

друг друга»,

учебном процессе и

незнакомого

и жизненных речевых

«понимать позицию

жизненных

материала.

ситуаций.

другого».

ситуациях.

2. Самостоятельно

3.Читать вслух и про

2. Уважение к своему

3. Определять цель

предполагать, какая

себя тексты

народу, к другим

учебной деятельности

дополнительная

учебников, других

народам, терпимость

с помощью

информация буде

художественных и

кобычаями

самостоятельно.

нужна для изучения

научно-популярных

традициям других

4. Определять план

незнакомого

книг, понимать

народов.

выполнения заданий

материала;

прочитанное.

3. Освоение

на уроках, внеурочной

отбирать

4. Выполняя

личностного смысла

деятельности,

необходимые

различные роли в

учения; желания

жизненных ситуациях

источники

группе, сотрудничать

продолжать свою

под руководством

информации среди

в совместном

учебу.

учителя.

предложенных

решении проблемы

4. Оценка жизненных

5. Определять

учителем словарей,

(задачи).

ситуаций и поступков

правильность

энциклопедий,

5. Отстаивать свою

героев

выполненного задания

справочников.

точку зрения,

художественных

на основе сравнения с

3. Извлекать

соблюдая правила

текстов с точки

предыдущими

информацию,

речевого этикета.

зрения

заданиями, или на

представленную в

6. Критично

общечеловеческих

основе различных

разных формах (текст,

относиться к своему

норм, нравственных и

образцов.

таблица, схема,

мнению

этических ценностей.

6. Корректировать

экспонат, модель, а,

7. Понимать точку

выполнение задания в

иллюстрация и др.)

зрения другого

соответствии с

4. Представлять

8. Участвовать в

планом, условиями

информацию в виде

работе группы,

выполнения,

текста, таблицы,

распределять роли,

результатом действий

схемы, в том числе с

договариваться друг с

на определенном

помощью ИКТ.

другом.

этапе.

5. Анализировать,

7. Использовать в

сравнивать,

работе литературу,

группировать

инструменты,

различные объекты,

приборы.

явления, факты.

8. Оценка своего

задания по

параметрам, заранее представленным.

Предметные результаты

Выпускник научится:

- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно- популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

 Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • высказывать        собственное        суждение        о        прочитанном        (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать        ассоциации        с        жизненным        опытом,        с        впечатлениями        от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях.
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текст.

Содержание программы учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России. Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки) Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Развитие устной и письменной речи. (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно- следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Самое великое чудо на свете. 

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений

Устное народное творчество.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Песни народов Сибири. Особенности песен народов Сибири. Выразительное чтение. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

Сказки народов Сибири. «Шёлковая косточка» ( Алтайская сказка), «Отчего заяц без хвоста» (Якутская сказка»), «Шесть имён медведя» ( Тофаларская сказка).

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Самое великое чудо на свете.

4

Устное народное творчество.

12

ИТОГО

16

Календарно-тематическое планирование предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

3 класс (16 часов, 0,5 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Самое великое чудо на свете (4 часа)

Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Вводный урок.

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Фёдоров.

Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации.

Устное народное творчество (12 часов)

Русские народные песни. Обращение к силам природы.

Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Песни народов Сибири. Особенности песен народов Сибири. Выразительное чтение.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.

Викторина по русским народным сказкам.

Сказки народов Сибири. «Шёлковая косточка» ( Алтайская сказка).

Сказки народов Сибири. «Отчего заяц без хвоста» (Якутская сказка»).

Сказки народов Сибири. «Шесть имён медведя» ( Тофаларская сказка).

Лист  корректировки программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

  РАССМОТРЕНО

      СОГЛАСОВАНО

  на заседании ШМО учителей начальных классов

      Заместитель директора по УМР

  Протокол №1

        ___________И.Н. Зиновьева

  от « ___» _______

        «___» ____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс

Учебно – методический комплекс:Литературное чтение. 4 класс: учебная хрестоматия в 2частях/ Л.А. Ефросинина.- М.: «Вентана – Граф», 2016г....

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1-4 по УМК "Перспектива"...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс

Рабочая программа для 4 класса рассчитана на  0,5 часа в неделю. Основана на произведениях для детей Донских писателей....