Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._cht_na_rodnom_3_klass.docx46.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Покровская средняя школа

муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области

Принято на педагогическом

совете

Протокол № 1

от 28 августа 2020 года

«Утверждаю»

Директор МОУ Покровской СШ

МО «Цильнинский район»

Ульяновской области

_______________

Приказ № 144 от 31 августа 2020года

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: Литературное чтение на родном (русском) языке

Класс: 3

Уровень образования: начальное общее

Учитель: ________________________________________

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего – 34 часа в год, 1 час в неделю

Планирование составлено на основе: Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

Рабочую программу составила учитель: _______________

Согласовано: заместитель директора МОУ Покровской СШ ___________

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №1 от 27 августа 2020 года

Руководитель ШМО _______

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:  

 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;

- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;

- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  •  стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения  словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
  • проявление эмоций в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
  • простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения;
  •  этические суждения из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- самостоятельно формулировать систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

- составлять план решения вопросов совместно с учителем;

- работать в соответствии с заявленным планом;

- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;

– корректировать свои действия с учетом поставленных задач;

– работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;

– адекватно оценивать действия окружающих и свои действия;

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– пересказывать небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;

– участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;

– ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;

– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;

– понимать структуру построения рассуждения;

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

– уважать мнение собеседников;

– принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;

– проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;

– контролировать свои действия в коллективной работе;

– оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности;

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

 - осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 – осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

 – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного произведения;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

 – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

 – для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между  отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

– использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

 – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно - популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

– участвовать в обсуждении прослушанного  прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Творческая деятельность: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
  • читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке;
  • рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);  
  • находить  иллюстрации, подходящие к конкретным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации.

Литературоведческая пропедевтика: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Обучающиеся научатся

  • отличать прозаическое произведение от стихотворного;
  • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку;
  • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, рифмы);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать сюжетно-композиционные особенности сказок;
  • обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя  и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ — сказку и т. д.)

  1. Содержание учебного предмета, курса

34 ч.

Русское народное творчество(8 ч.)

Пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, небылицы. Русские народные сказки:

  • Крошечка- Хаврошечка», «Смоляной бочок», «Никита Кожемяка». Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей».

Фольклор. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, считалки, загадки, частушки, колыбельные. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». « Гуси лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказок на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. 

Поэтическая тетрадь. (8 ч.)

Произведения М.Лермонтова «Осень», «Туча». С.Маршак «Ландыш», А.Толстой «Курган», Э.Машковская «Смотрите», Э.Успенский «Все в порядке», В.В.Маяковский для детей.

Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Детство (8 ч.)

        К.Паустовский «Вода из реки Лимпопо», Ю.Нагибин «Зимний дуб», ВДрагунский «Агличанин Павля», Э.Успенский «Любимая девочка дяди Фѐдора».

Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Мир природы (10 ч.)

В.Алфѐров «На исходе лета», И.Тургенев «Бежин луг», Г.Скребицкий «Маленький лесовод», М.Пришвин «Лягушонок», Д.Мамин-Сибиряк «Медведко», Ю.Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей».

Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ. Оценка планируемых достижений. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

  1. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт

Русское народное творчество (8 ч.)

1

Пословицы и поговорки, считалки , скороговорки.

1

03.09

2

Небылицы

1

10.09

3

Русские народные сказки «Крошечка –Хаврошечка»

1

17.09

4

Русские народные сказки «Смоляной бячок»

1

24.09

5

Русские народные сказки «Никита Кожемяка»

1

01.10

6

Русские народные сказки «Никита Кожемяка».

1

08.10

7

Былины о русских богатырях. «Добрыня Никитич».

1

15.10

8

Былины о русских богатырях. «Добрыня и змей».

1

22.10

Поэтическая тетрадь. (8 ч.)

9

М. Лермонтов «Осень», «Тучи»

1

05.11

10

Апполон Майков «Осень»

1

12.11

11

С. Маршак «Ландыш»

1

19.11

12

А. Толстой «Курган»

1

26.11

13

Эмма Мошковская «Смотрите»

1

03.12

14

Эдуард Успенский «Всё в порядке»

1

10.12

15

Борис Заходер «Очень вежливый индюк»

1

17.12

16

Стихи В.В.Маяковского для детей.

1

24.12

Детство (8 ч.)

17

К. Паустовский «Вода из реки Лимпопо»

1

14.01

18

Юрий Нагибин «Зимний дуб»

1

21.01

19

Юрий Нагибин «Зимний дуб».

1

28.01

20

В.Драгунский «Англичанин Павля»

1

04.02

21

В.Драгунский «Англичанин Павля».

1

11.02

22

Э. Успенский «Любимая девочка дяди Фёдора»

1

18.02

23

Э. Успенский «Любимая девочка дяди Фёдора».

1

25.02

24

Э. Успенский «Любимая девочка дяди Фёдора»-

1

04.03

Мир природы (10 ч.)

25

Василий Алфёров «На исходе лета»

1

11.03

26

Василий Алфёров «На исходе лета».

1

18.03

27

И. Тургенев «Бежин луг»

1

01.04

28

Г.Скребицкий « Маленький лесовод»

1

08.04

29

М. Пришвин «Лягушонок»

1

15.04

30

Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»

1

22.04

31

Юрий Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей»

1

29.04

32

Юрий Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей».

1

06.05

33

Юрий Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей»-

1

13.05

34

Повторение

1

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...

Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (3 класс)

Рабочая программа по  предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса  разработана на основе:Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс...