Универсальные учебные действия
материал (3 класс)

Балалаева Татьяна Сергеевна

Промежуточная диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uud_za_3_klass.docx87.51 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

результатов  промежуточного диагностического обследования учащихся 3 « А» класса

МАОУ « СОШ № 46»

        

Цель данного мониторинга: своевременно определить возможные проблемы, повысить учебную мотивацию учащихся, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; выработать стратегию и тактику обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого третьеклассника, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

В обследовании  приняли участие:

класс

Всего учащихся

Отсутствуют

(причины)

Принимали участие в обследовании

учащиеся

Учитель

3 «А»

28

 1 – по болезни

27

Балалаева Т.С.

В рамках мониторинга проведены:

  • Педагогическая диагностика познавательных УУД;
  • Диагностика регулятивных, личностных и коммуникативных УУД.

Сформированность универсальных учебных действий у учащихся  3  «А» класса

класс

Ф.И.О. учителя

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

самооценка

мотивация        

Тест «Лесенка»

тест Марлоу-Крауна

Тулуз-Пьерон

Социометрия

           Русский язык

        Л. Я. Ясюкова

        Математика

        Л. Я. Ясюкова

зав

адекв

зан

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

3 А

Балалаева Т.С.

5

18

4

5

7

15

3

17

7

3

13

11

4

8

15

3

7

17

Итого: кол-во (%)

18%

66%

16%

19%

26%

55%

12%

63%

25%

12%

48%

40%

16 %

29  %

55 %

12 %

26 %

62  %

Результаты диагностики регулятивных, личностных и коммуникативных УУД

 в 3 « А» классе         Учитель: Балалаева Т.С.

Личностные УУД

Методика «Лесенка»,  предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как оценивает себя сам, как по его мнению, оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. При обследовании был использован групповой вариант методики, который позволяет оперативно выявить уровень самооценки.

Но следует обратить особое внимание на детей, которые показали заниженную самооценку (16 %).

Пути решения: консультация  родителей  учителем, психологом; давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом; поощрять за результат, проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

Для детей, имеющие адекватную самооценку,  поддерживать  и развивать приобретённые положительные личностные качества, организовывать деятельность на помощь другим людям, развитие эмпатии.

Диаграмма 1

По результатам оценки мотивации одобрения (Диаграмма 2), 55% имеют высокую мотивацию одобрения. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся стараются чётко выполнять указания учителя, присутствует положительное отношение детей к урокам. Они благополучно чувствуют себя в школе, умеют выстраивать взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Ведущая деятельность — учебная.

У 26 % учащихся  возможно наличие некоторых проблем в усвоении правил и норм поведения. В целом дети  посещают школу с удовольствием, им  нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такие дети могут проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того, чтобы начать заниматься, для них  необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к ним лично не обратился, им  лично не сказал, что надо делать, эти дети могут и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя они могут начать действовать самостоятельно.

У 19 %  учащихся  в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такие дети чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, заняты посторонними делами, отвлекают соседей по парте. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У таких детей  возникают  проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю. Рекомендации: Привлекать для работы с детьми, с низкой мотивацией, школьного психолога. Проводить беседы с учащимися и их родителями. Использовать в своей работе новые формы, методы и средства обучения.

Диаграмма 2

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД нами проверялись с помощью теста Тулуз-Пьерона. При оценке результатов учитывались два фактора: точности и быстроты. Анализируя данные можно сделать следующие выводы:  

(Диаграмма 3)   Общее количество сделанных заданий дает представление о динамике умственной деятельности ребенка. У 25% учащихся – высокий уровень саморегуляциии, у 63% - средний уровень, у 12% - низкий уровень. Процент правильно сделанных к общему числу заданий говорит нам об удовлетворительном уровне саморегуляции и произвольности, присущих ребенку.

Внимательное наблюдение за поведением ребенка в классе позволит отметить также наличие или дефицит произвольности: вы можете заметить, способен ли он откладывать на некоторое время свои непосредственные желания и четко выполнять инструкции взрослого.

Диаграмма 3

Коммуникативные УУД

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а)        измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б)        выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии- антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в)        обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Анализируя результаты диагностики, мы видим, что у 42% учащихся  высокий уровень сформированности коммуникативных УУД, этот показатель  говорит о том, что в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией, умеют выразить своё мнение, легко сотрудничают с учителем, дисциплинированы, находят компромисс в спорной ситуации.

46% детей находятся на среднем уровне, это говорит о том, что обучающиеся, давая указания, отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти, поэтому у них достигается частичное взаимопонимание.

Низкий показатель коммуникативных действий показали 12% учащихся класса.  Чаще у таких детей высокая двигательная активность, неусидчивость.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Диаграмма 4

Рекомендации:

  • Поддержка и развитие коммуникативных навыков, положительное одобрение со стороны взрослого;
  • Организовывать на уроке  и во внеурочное время совместные виды деятельности (в паре, в группе), давать посильные поручения;
  • Проводить мероприятия с родителями.

Проведённая диагностика показала, что, в целом, у учащихся 3 « А» класса на промежуточном этапе обучения уровень сформированности УУД находится на среднем  уровне, наблюдается положительная динамика. 

Познавательные УУД

Показатели сформированности познавательных УУД

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические УУД, умение выделять существенные признаки


Познавательные

УУД

Показатели сформированнсоти личностных УУД

Высокий уровень (%) от общего числа обследованных

Средний уровень (%) от общего числа обследованных

Низкий уровень (%) от общего числа обследованных

Находить

ответы на

вопросы в тексте,

иллюстрациях

43%

53%

4%

Делать выводы в

результате

совместной

работы класса и

учителя

21%

45%

34%

Понимать

информацию,

представленную

в виде текста,

рисунков,

схем

24%

44%

30%

Результаты диагностики показывают, что 75% учащихся демонстрируют сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.

                                                                                             ВЫВОД

    В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.


                                                                                         РЕКОМЕНДАЦИИ

      В целях повышения уровня сформированности  универсальных учебных действий у младших школьников в ОУ школы учителю начальных классов рекомендуется:

- Продолжать работу по формированию и развитию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий: привлекать к проектно-исследовательской деятельности, в групповых формах работы чаще предлагать роль эксперта и т. п.

- Формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий и т. д.

- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

       Для дальнейшего развития коммуникативных УУД у обучающихся педагогу рекомендуется:

- формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат со стороны взрослых.

- Проводить коррекционно - развивающую работу с обучающимися, которые имеют низкий уровень сформированности  предпосылок УУД.

- Привлекать учащихся начальной школы к участию в проектно-исследовательской деятельности, к участию в конкурсах и олимпиадах, к составлению рефератов, докладов и т. п.

- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

      Для развития личностных УУД педагогу необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат. А для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".

Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...