Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
методическая разработка (2 класс)
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Занимательная математика | 26.69 КБ |
Рабочая программа Основы Здоровой жизнедеятельности | 121 КБ |
Рабочая программа Социокультурные истоки | 33.93 КБ |
Рабочая программа Удивительный мир слов | 113 КБ |
Рабочая программа Шахматы | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2020 № 249
протокол педсовета № 1 от 31.08.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
направленность- общеинтеллектуальная
«Занимательная математика»
2А класса
Учитель:
Матвеева Е.Е.
г. Нижневартовск
2020 год
Содержание
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Тематическое планирование
1.Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «06 образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. 2 124-Ф3;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. К 197-Ф3;
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
- ФГОС НОО;
- Устав МБОУ «НШ №24» (Устав утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 30.04.2015 №702/36 – п).
2.Содержание программы
Общая характеристика курса.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации курса целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю. . Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт»
— игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | по плану | по факту |
1 | Удивительная снежинка | 1 | 01.09 | |
2 | Крестики - нолики | 1 | 08.09 | |
3 | Математические фигуры | 1 | 15.09 | |
4 | Прятки фигурами | 1 | 22.09 | |
5 | Секреты задач | 1 | 29.09 | |
6-7 | «Спичечный конструктор» | 2 | 06.10, 13.10 | |
8 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 20.10 | |
9 | Числовые головоломки | 1 | 27.10 | |
10 | «Шаг в будущее» | 1 | 10.11 | |
11 | Геометрия вокруг нас | 1 | 17.11 | |
12 | Путешествие точки | 1 | 24.11 | |
13 | «Шаг в будущее» | 1 | 01.12 | |
14 | Тайны окружности | 1 | 08.12 | |
15 | Математическое путешествие | 1 | 15.12 | |
16-17 | Новогодний серпантин | 2 | 22.12, 29.12 | |
18 | Математические игры | 1 | 12.01 | |
19 | Часы нас будят по утрам | 1 | 19.01 | |
20 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 26.01 | |
21 | Головоломки | 1 | 02.02 | |
22 | Секреты задач | 1 | 09.02 | |
23 | Что скрывает «сорока» | 1 | 16.02 | |
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | 02.03 | |
25 26 27 | Дважды-два – четыре? | 3 | 09.03, 16.03, 23.03 | |
28 | В царстве смекалки | 1 | 06.04 | |
29 | Интеллектуальная разминка | 1 | 13.04 | |
30 | Составь квадрат | 1 | 20.04 | |
31-32 | Мир занимательных задач | 2 | 27.04, 04.05 | |
33 | Математические фокусы | 1 | 11.05 | |
34 | Математическая эстафета | 1 | 18.05 |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2020 № 249
протокол педсовета № 1 от 31.08.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Основы здоровой жизни»
2А класса
Учитель:
Матвеева Е.Е.
г. Нижневартовск
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1. Планируемые результаты изучения программы
2.Содержание программы
3. Календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы здоровой жизни» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе:
- примерной программы по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности (Методические рекомендации к учебным пособиям М.В.Мурковой, Э.Н.Аюбова, Д.З.Прищепова, Н.В.Твердохлебова «Основы безопасной деятельности» для 1-4 классов. Внеурочная деятельность,ФГОС. Издательство «Русское слово», 2016г.);
- авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ - М.: Просвещение, 2007,
- учебное пособие для 3-4 классов, Самкова В.А. «Наш чистый дом» – М.: Русское слово, 2017;
- Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. – М..: Русское слово, 2015.
Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья, сохранению жизни. И учить вести здоровый образ жизни и сохранять свою и чужую жизнь надо начинать в детстве.
Необходимость данной программы вызвана и тем, что отсутствие культуры питания, самосохранения, соблюдения правил общественной жизнедеятельности у детей ведёт к ухудшению их здоровья, травмированию. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Культура ведения дома – основа здоровой и крепкой семьи. Основы безопасности жизнедеятельности – культура сосуществования и социального поведения в обществе.
Цель программы:
- формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
- формирование социально культурного поведения и жизненного опыта школьника;
- осознание необходимости применять полученные знания о сохранении жизни в стандартной и нестандартной ситуации.
Задачи:
- развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,
- формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;
- прививать обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;
- развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасность окружающих, чувство сопричастности к жизни общества и природы;
- формировать важнейшие качества современного культурного человека – долг, честь, терпимость, милосердие.
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с безопасностью и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
- развитие представления о правилах этикета, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Развивающие задачи (через проектную деятельность в том числе):
- развитие интереса к познавательной деятельности;
- развитие самостоятельности, самоконтроля, стрессоустойчивости и самосохранения;
- развитие коммуникативности;
- развитие творческих способностей.
1. Планируемые результаты освоения программы
Должны знать:
- основы здорового питания;
-основы соблюдения безопасного жилища;
-основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
-чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
-правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
-правила безопасного поведения в лесу, в поле;
-возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила -поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.; ядовитые растения, грибы, ягоды.
- правила -поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье;
-Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес; травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
- какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Основы здорового питания.
Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании.
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Значение жидкости для организма человека.
Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Каша в русском фольклоре (проект-газета).
Молочные продукты и их важность в питании школьника..
II. Наш чистый дом.
Бытовые отходы моего города. Как сделать город чище?
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
V. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания:
— подготовительные упражнения для освоения в воде;
— техника спортивного плавания «кроль на груди».
Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Для объективности оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности используются следующие формы контроля:
— выполнение практических работ,
— самостоятельные работы,
— творческие письменные работы (сообщения, проекты, исследования).
3.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Характеристика деятельности | Занятие по плану | Занятие по факту |
| Наиболее безопасный путь в школу и из школы | Обобщить изученные знания. Определить безопасный путь в школу. | 04.09 | |
| Сигналы регулирования дорожного движения. | Обобщить знания о светофорах и их сигналах. | 11.09 | |
| Сигналы регулирования дорожного движения | Ознакомить с сигналами регулирования. Повторять правила дорожного движения. | 18.09 | |
| Виды перекрёстков | Ознакомить с разными видами перекрёстков. Повторить изученные правила дорожного движения. | 25.09 | |
| Знакомство с дорожными знаками. | Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход». | 02.10 | |
Вредные и полезные привычки в питании. | Закреплять понятие «здоровое питание». Ознакомить с опасностями самоотравления. | 09.10 | ||
Вредные и полезные привычки в питании. | Ознакомить обучающихся с важностью молочных продуктов для питания школьника. | 16.10 | ||
Бытовые отходы. | Ознакомить обучающихся с опасностью различных отходов дома и в городе в частности. Обучение эко-сбережению. | 23.10 | ||
Что такое безопасность? | Ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения. (Электричество, бытовая химия, выход из квартиры, лифт). | 30.10 | ||
Что такое безопасность? | Закреплять понятия «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения. (Электричество, бытовая химия, выход из квартиры, лифт). | 13.11 | ||
Город, посёлок, микрорайон, где мы живём | Обобщить знания о населённых пунктах. Ввести термин «улица». Учить предвидеть опасные ситуации на дороге. | 20.11 | ||
| Что такое чрезвычайная ситуация | Ознакомить с понятиями «чрезвычайная ситуация» (ЧС). Видами ЧС. | 27.11 | |
| Безопасность на улице | Ознакомить с правилами безопасности на улице. Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. Поведение на остановке. | 04.12 | |
| Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Объяснить учащимся термины: одностороннее и двустороннее движение.(посадка в транспорт, проездной билет, валидатор, выход из транспорта). | 11.12 | |
| Будь внимательным и осторожным | Повторить и закрепить знания. Полученные на предыдущих уроках. | 18.12 | |
| Движение группами | Ознакомить с особенностями движения группами. С правилами движения по загородной дороге. | 25.12 | |
| Особенностями движения по мокрой и скользкой дороге | Изучить особенности движения автомобилей по мокрой и скользкой дороге. | 15.01 | |
| Где можно и где нельзя играть | Понять. Что игры на проезжей части опасны, определить наиболее безопасные места для игр. | 22.01 | |
| Практическое занятие «Улицы города». | Ознакомить с улицами города. Определить улицы с односторонним и двусторонним движением. | 29.01 | |
| Знакомство с транспортом города. | Ознакомить с разными видами общественного транспорта и знаками. Обозначающими остановку транспорта. | 05.02 | |
| Правила поведения в транспорте. | Ознакомить с правилами поведения в общественном транспорте и правилами пользования общественным транспортом. | 12.02 | |
| Встреча с работником ГИБДД. | Повторить правила дорожного движения. Проанализировать случаи. Происшедшие с детьми. | 19.02 | |
| Обобщающий урок по теме «Улица полна неожиданностей». | Обобщить знания по правилам дорожного движения. | 26.02 | |
| Практическое занятие «Виды перекрестков». | Обобщить знания по теме «Перекрестков». | 05.03 | |
| Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний период | Актуализировать знания детей о водоёмах. Ознакомить с правилами поведения у воды в осеннее и зимнее время года. | 12.03 | |
| Правила и меры безопасного поведения на водоёмах | Составить правила поведения у водоёма в летнее время. | 19.03 | |
| Основные спасательные средства. | Ознакомить с основными спасательными средствами. Повторить правила безопасного поведения у водоёмов. | 26.03 | |
| Основные спасательные средства. | Учить предвидеть опасности дома. Видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при общении с ними. | 09.04 | |
| Какие опасности нас окружают | Ознакомить с основными правилами пожарной безопасности. | 16.04 | |
Основные правила пожарной безопасности | Ознакомить с основными правилами пожарной безопасности. | 23.04 | ||
| Детские шалости с огнём | Разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей. Повторить правила пожарной безопасности. Изучить правила действия при пожаре. | 30.04 | |
Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте | Познакомить с правилами поведения при возникновении пожара дома. В школе, в транспорте. | 07.05 | ||
Как действовать при возникновении пожара | Обобщить полученные знания. | 14.05 | ||
| Обобщающий урок | Урок - викторина | 21.05 |
Предварительный просмотр:
АПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2020 № 249
протокол педсовета № 1 от 31.08.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно- нравственному направлению
«Социокультурные истоки»
2А класса
Учитель: Матвеева Е.Е.
г. Нижневартовск
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является результатом работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук, основа данной программы заключается в социокультурном системном подходе в образовании.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «06 образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. 2 124-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. К 197-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ « О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 09.01.96 г. № 2- ФЗ;
- ФГОС НОО;
- Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2015 годы (с изменениями в приложении от 20.10.2012г.; 24.11.2012г.; 23.02.2013г.);
Приказ «Об утверждении плана основных мероприятий в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа -Югры по проведению Года экологии в 2017 году в ХМАО-Югре» ( 14 июня 2016г. № 144);
- Приказ «Об утверждении плана мероприятий по воспитанию гражданственности и патриотизма у молодежи города Нижневартовска на 2016-2010 годы» ( от 04.07.2016 г №1008- р);
- Устав МБОУ «НШ №24» (Устав утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 30.04.2015 №702/36 - п).
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развить социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В 1995г. социокультурный системный подход признан эффективным ресурсом воспитания Российской Академией Естественных наук. Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Цель курса «Истоки» в начальной школе — введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи:
— раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
2
- присоединение семьи к школе;
- формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами
сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе - внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом
преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
В 1-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Год обучения | Наименование учебных курсов | Кол-во часов |
1 | Слово. Образ. Книга. | 33 |
2 | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. | 34 |
3 | Вера. Надежда. Любовь. София. | 34 |
4 | Русские традиции Образа, Слова, Души. | 34 |
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»
Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. ниже):
- Слово. Образ. Книга.
- Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
- Вера. Надежда. Любовь. София.
- Русские традиции Образа, Слова, Души.
1 класс
АЗБУ1 | КА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧ | КО» |
СЛОВО | ОБРАЗ | КНИГА |
|
|
|
3
2 класс
РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ
РОДНОЙ ОЧАГ | РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ |
• Имя | • Нива и поле |
• Семья | • Лес |
• Род | • Река |
• Дом | • Море-океан |
• Деревня | • Путь-дорога |
• Город | |
ТРУД ЗЕМНОЙ | ТРУД ДУШИ |
• Сев и жатва | • Слово |
• Братья меньшие | • Сказка |
• Ткачихи-рукодельницы | • Песня |
• Мастера-плотники | • Праздник |
• Кузнецы-умельцы | • Книга |
• Ярмарка | • Икона |
• Храм |
3 класс
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
ВЕРА | НАДЕЖДА | ЛЮБОВЬ | СОФИЯ |
|
|
| • Ум да разум
|
4 класс
ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА
РОДНЫЕ ОБРАЗЫ | УМЕЛЫЕ ДЕЛА | ЗАВЕТНЫЕ СЛОВА |
|
|
|
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34 часа)
№ | По плану | По факту | Тема урока | Содержание | Активные формы обучения |
РОДНОЙ ОЧАГ | |||||
1 | 07.09 | Введение в предмет. Имя | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день имени. Традиции имя наречения. Родовое имя. | Работа в паре «Мой дом» Ресурсный круг «Имя и доброе качество» | |
2 | 14.09 | Семья | Семья - любовь, забота, Согласие. Семейные традиции. | Работа в паре «Семья» | |
3 | 21.09 | Семья | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям» | |
4 | 28.09 | Род | Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | Работа в паре «Родовое дерево» | |
5 | 05.10 | Дом | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Ресурсный круг «Дом» | |
6 | 12.10 | Дом | Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родственные вещи» | |
7 | 19.10 | Деревня | Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» |
8 | 26.10 | Город | Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Ресурсный круг «Г ород» | ||
9 | 09.11 | Обобщающий Урок «Родной очаг» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) | ||
РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ | ||||||
10 | 16.11 | Нива и поле | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. | Работа в паре «Поле и школа» | ||
11 | 23.11 | Нива и поле | Труд земной и труд души на ниве. «Нива- Божья ладонь». | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа» | ||
12 | 30.11 | Лес | Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» | ||
13 | 07.12 | Река | Название реки. Ручей- Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Работа в паре «Вода-Живая вода- Святая вода» | ||
14 | 14.12 | Река | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога. | Ресурсный круг «Река» | ||
15 | 21.12 | Море-океан | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня. | 1. Работа в паре «Человек и море» 2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека» | ||
16 | 28.12 | Путь-дорога | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» | ||
17 | 18.01 | Дорога жизни | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни. | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» | ||
18 | 25.01 | Обобщающий урок «Родные просторы» | Родные просторы | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека» | ||
ТРУД ЗЕМНОЙ | ||||||
19 | 01.02 | Сев и жатва | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. |
поговорки» | ||
20 | 08.02 | Братья меньшие | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1. Работа в паре «Про кого так говорят» 2. Ресурсный круг «Кто важнее?» | ||
21 | 15.02 | Ткачихи- рукодельницы | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | Ресурсный круг «Ткачихи- рукодельницы» |
26
22 | 22.02 | Ткачихи- рукодельницы | Лён. Полотно. Терпение. Сноровка. | Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла» | |
23 | 01.03 | Мастера- плотники | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1. Работа в четвёрке «Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг «Мастера-плотники» | |
24 | 15.03 | Кузнецы- умельцы | Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. |
«Кузница» | |
25 | 22.03 | Ярмарка | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Ресурсный круг «Ярмарка» | |
26 | 05.04 | Обобщающий урок «Труд земной» | Труд земной | 1. Работа в четвёрке «Труд земной и орудия труда» 2. Ресурсный круг «Ценности труда земного» | |
ТРУД ДУШИ | |||||
27 | 12.04 | Слово | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. |
| |
28 | 19.04 | Сказка | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. |
герой» | |
29 | 26.04 | Песня | «Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. |
| |
30 | 17.05 | Праздник | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. |
| |
31 | 24.05 | Книга | Книга книг - Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» | |
32 | Икона | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | 1. Ресурсный круг «Икона» 2. Работа в четвёрке «Иконописный образ» | ||
33 | Храм | Храм - дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. |
«Храм души» (оценивающий тренинг)
| ||
34 | Обобщаю щий урок «Труд души» | Труд души | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живём» | ||
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда. |
22.02
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
от 31.08.2020 № 249
протокол педсовета № 1 от 31.08.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Удивительный мир слов»
2А класса
Учитель:
Матвеева Е.Е.
г. Нижневартовск
2020 год
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Планируемые результаты.
3. Календарно-тематическое планирование и содержание программы, требования к знаниям и умениям обучающихся.
4. Методическое обеспечение, библиография.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Удивительный мир слов» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на возможность познавательной деятельности.
Реализуя программное содержание занятий с детьми, подобрав соответствующие ему формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным.
У первоклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.
Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.
Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Особенности программы «Удивительный мир слов»
1кл. «Путешествия по Стране Слов»
2кл. «Секреты орфографии»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Занимательная лингвистика»
Методические принципы:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Планируемые результаты.
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предмету русский язык.
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс «Секреты орфографии»
Календарно -тематическое планирование (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | Факт. | |||
1 | Как обходились без письма? | 1 | 02.09 | |
2 | Древние письмена. | 1 | 09.09 | |
3 | Как возникла наша письменность? | 1 | 16.09 | |
4-5 | Меня зовут Фонема. | 2 | 23.09, 30.09 | |
6-8 | Для всех ли фонем есть буквы? | 3 | 07.10, 14.10, 21.10 | |
9 | «Ошибкоопасные» места | 1 | 28.10 | |
10 | Тайны фонемы | 1 | 11.11 | |
11-12 | Опасные согласные | 2 | 18.11, 25.11 | |
13 | На сцене гласные | 1 | 02.12 | |
14 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | 09.12 | |
15 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | 16.12 | |
16 | Ваши старые знакомые | 1 | 23.12 | |
17-18 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | 30.12, 13.01 | |
19-20 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 2 | 20.01, 27.01 | |
21 | Строительная работа морфем | 1 | 03.02 | |
22-23 | Где же хранятся слова? | 2 | 10.02, 17.02 | |
24-25 | Поговорим обо всех приставках сразу | 2 | 24.02, 03.03 | |
26-27 | Слова – «родственники» | 2 | 10.03, 17.03 | |
28-30 | Кто командует корнями? | 3 | 24.03, 07.04, 14.04 | |
31-32 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | 21.04, 28.04 | |
33 | «Пересаженные» корни | 1 | 05.05 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 12.05 | |
Итого 34 часа |
Содержание занятий.
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминай-ки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка -с. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминай-ка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги.
Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем.
Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
Вид | Наименование объектов и средств материально –технического обеспечения |
Книгопечатная продукция | - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011 - Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008. - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г. |
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства | Интерактивные программы и издания на электронных носителях (CD, DVD) |
Технические средства | 1. Классная доска 2. Магнитная доска. 3. Персональный компьютер с принтером. 4. Мультимедийный проектор |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2020 № 249
протокол педсовета № 1 от 31.08.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
направленность: спортивно- интеллектуальное
«Шахматы»
2А класса
Учитель:
Матвеева Е.Е.
г. Нижневартовск
2020 год
Содержание
1.Планируемые результаты изучения программы
2. Содержание программы
3. Тематическое планирование
Пояснительная записка
Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого и второго года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакомиться с фигурами и их расположением на шахматной доске, узнать ходы фигур и их ценности, особенности взаимодействия.
Этапы проведения уроков по программе:
- вводный — даётся необходимая для учителя информация по изучаемой теме (если в этом есть необходимость);
- постановки учебной задачи и поиска её решения; примерный перечень наводящих вопросов, побуждающих учащихся к диалогу и направленных на поиск решения поставленной учебной задачи;
— работы с шахматным словарём;
— разыгрывания шахматных задач и этюдов;
- самостоятельной работы и самопроверки;
— подведения итогов — учащимся предлагается самостоятельно оценить своё состояние, эмоции, результаты деятельности на уроке.
Разбираются дидактические шахматные позиции, в шахматные термины и понятия
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Шахматы»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, мета предметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала.
К личностным результатам относят:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и ко-операцию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1—4 классы) должны:
— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
— владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения предмета «Шахматы в школе»
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
— уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;.
— знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
— иметь представление о том, что такое' нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
— ориентироваться на шахматной доске;
— играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
— правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
— правильно расставлять фигуры перед игрой;
— различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
— рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
— знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
— знать цену каждой шахматной фигуры;
— усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
— владеть способом взятия на проходе;
— записывать шахматную партию;
— уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала доконца с записью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго года обучения обучающиеся должны:
- уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
- защищать свои фигуры от нападений и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
- разыгрывать шахматную партию сначала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовывать большое материальное преимущество.
2.Содержание программы
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
3.Тематическое планирование
Поурочное планирование, 2 год обучения (2классы).
№ урока | Тема | По плану | По факту |
Из истории шахмат. Чемпионы по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. | 03.09 | ||
Шахматные фигуры ( повторение). Повторение первого года обучения. | 10.09 | ||
Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка ( повторение). | 17.09 | ||
Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход ( повторение). | 24.09 | ||
Защита в шахматной партии6 уход из под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. | 01.10 | ||
Защита в шахматной партии: перекрытие , контрнападение. | 08.10 | ||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 15.10 | ||
Тактический приём «двойной удар». | 22.10 | ||
Тактический приём «связка». | 29.10 | ||
Конкурс решения позиций : как бы вы сыграли? | 12.11 | ||
Тактический приём «Ловля фигуры». | 19.11 | ||
Тактический приём «Сквозной удар». | 26.11 | ||
Мат на последней горизонтали. | 03.12 | ||
Конкурс решения позиций : как бы вы сыграли? | 10.12 | ||
Тактический приём «открытый шах». | 17.12 | ||
Тактический приём «двойной шах». | 24.12 | ||
Шахматный турнир ( игровая практика). | 14.01 | ||
Шахматный турнир ( игровая практика). | 21.01 | ||
Шахматный турнир ( игровая практика). | 28.01 | ||
Шахматный турнир ( игровая практика). | 04.02 | ||
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. | 11.02 | ||
Основы игры в дебюте: атака на короля. | 18.02 | ||
Основы игры в дебюте: атака на короля. | 25.02 | ||
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 04.03 | ||
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 11.03 | ||
Основы анализа шахматной партии. | 18.03 | ||
Основы анализа шахматной партии. | 25.03 | ||
Основы анализа шахматной партии. | 08.04 | ||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 15.04 | ||
Шахматный турнир ( игровая практика). | 22.04 | ||
Шахматный турнир ( игровая практика). | 29.04 | ||
Шахматные турнир (игровая практика). | 06.05 | ||
Шахматный праздник. | 13.05 | ||
Шахматный праздник. | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...