Игры и упражнения на развитие внимания.
статья (2 класс)

Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную.

Недостаток внимания является одной из причин плохой обучаемости детей младшего школьного возраста. Ребенку, который не обладает достаточным вниманием, трудно сконцентрироваться на подаваемом материале, он испытывает трудности с запоминанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_vnimaniya.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание относится к наиболее важным человеческим качествам. Оно характеризует процесс отбора необходимой информации и отбрасывание ненужной. Человеческий мозг каждую секунду принимает тысячи сигналов из окружающего мира. Внимание является своеобразным фильтром, который «просеивает» всю поступающую информацию, оберегая наш мозг от «перегрузки».

Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную.

Недостаток внимания является одной из причин плохой обучаемости детей младшего школьного возраста. Ребенку, который не обладает достаточным вниманием, трудно сконцентрироваться на подаваемом материале, он испытывает трудности с запоминанием.

Ученые определили свойства внимания, нарушение каждого из которых может привести к отклонениям в деятельности и поведении ребенка:

  • объем внимания – при его снижении ребёнок не может сконцентрироваться на нескольких предметах одновременно, удерживать их в уме;
  • избирательность внимания – при ее недостатке ребёнок не способен сконцентрироваться на той части материала, которая нужна для решения поставленной задачи;
  • устойчивость и концентрация – при их снижении ребенок не может долго сохранять внимание, постоянно отвлекается;
  • переключаемость внимания – при плохом развитии этого свойства ребёнку трудно переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • распределение внимания – при его недостаточном развитии ребенку тяжело выполнять несколько дел одновременно;
  • произвольность внимания – при ее недостатке ребёнку трудно сосредоточивать внимание по требованию.

Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

Игры, которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми по развитию внимания, в домашних условиях. Главное правило занятий играми и упражнениями на развитие внимания – систематичность. Заниматься желательно каждый день, делая 1-2 выходных дня в неделю. Продолжительность занятий в первые дни должна составлять не больше 15-20 минут, постепенно увеличиваясь.

Игра «Зачеркни букву» или корректурная проба.

В  старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

– Объём просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей : от 3-4 предложений до нескольких абзацев.

– По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

– Вариант: подчёркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит первой.

– Другой вариант : сначала одну букву подчёркиваем (С), а другую (О) – вычёркиваем, затем по команде «Внимание!» проводится черта и начинается вторая часть работы : С – теперь вычёркиваем, а О – подчёркиваем.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания младших школьников на первых порах – 4 и меньше пропусков, больше 4-х – слабая концентрация.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания. Счёт вслух, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить«Не собьюсь».К примеру«Один, два, не собьюсь, четыре, пять,…одиннадцать, двенадцать, не собьюсь…»

Игра « Заметь всё»

Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Ребёнок в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрывают и задают вопросы:

-Какие цифры вы запомнили?

-Назови соседей.

-Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?

-Какие две первые?

-Три последние?

Похожие упражнения  можно предложить с предметными картинками, геометрическими фигурами.

Упражнение «Прочитай слова, записанные наоборот»

Желтое околбя.

Паровоз ястичм.

Желтая акчобаб.

Красивая анишам.

Мышь тищип.

Вишневое еьнерав.

Старинная агинк.

Лиса артих.

Котенок теакуям.

Синее ером.

Упражнение «Назови цвет»

Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Ребенку дается карточка, где есть названия цветов. Но они написаны другим цветом. Например, слово «красный» написан зеленым фломастером, «коричневый» – желтым. Задача ребёнка – назвать цвета, которыми написаны слова, для этого важно сосредоточить внимание на цвете фломастера, а не на самом слове.


«Письмо аборигена».

Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

Упражнения на концентрацию и устойчивости внимания

 «Копировальщики» : ребёнку предлагается без ошибок переписать строчки с бессмысленным буквенным рядом:

– аммадда     береюре     аввамава        ессанессас         деталлата ; – етальтаррс     усокгата       енажлобы      клатимори       лиддозока ; – миноцапримапавотил        щонеркапридюракеда       куфтироладзлоекунм

Задание сложно из-за монотонности, но отлично способствует формированию концентрации, интенсивности, сосредоточенности.

Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно)

– Детям читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

– Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов. Чем больше нарисовано кружков и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

«Счёт с помехой» : ребёнок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту последовательность, но в обратном порядке : произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Затем подсчитывают время выполнения и число ошибок.

К числу эффективных и популярных заданий для развития всех свойств внимания можно отнести действия со знакомыми словами, подобранными по методике Мюнстерберга.

Интересными для младших школьников являются задания на нахождение их особым способом в буквенном ряду. Материал может располагаться в таблице, строкой, столбиком.

Предлагаются следующие вариации заданий:

  • Найти и подчеркнуть слова, например, слбмухакенгсадуджалетомцбк;

  • Выделить словарные слова и исправить в них ошибки, например, мксдарогакуцвчирабюдкаровас;

  • Найти и подчеркнуть лишнее слово, например, пувмогурецзескапустадыйквишняткбпомидорчшя;

  • Прочитать пословицу в строке без пробелов, например, безтруданевытащишьрыбкуизпруда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях

Данная статья представляет собой практическое пособие для родителей по развитию внимания детей в домашних условиях.  Также прилагается памятка для родителей в виде рекомендаций по развитию внимания мл...

Упражнения на развитие внимания

Примеры упражнений на развитие внимания у детей младшего школьного возраста....

Развитие внимания. Упражнения для развития внимания.

Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ...

Практические методы, советы, игры и упражнения, способствующие развитию внимания у маленьких школьников.

ПРОСТО О ГЛАВНОМ.КАК УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ УЧЕНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ И СОВЕТОВ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА....

Игры и упражнения для развития внимания младших школьников

В статье предложен банк игр и упражнений для развития свойств внимания ( концентрации, устойчивости, распределения и др.). Игры могут быть использованы в 1-2 классах начальной школы....