Игры и упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
картотека
Игры и упражненния, направленные на развитие свойств внимания, наблюдательности, пороизвольности, зрительно-двигательной координации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста.
Игра-основной и естественный вид детской деятельности. Ей принадлежит одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста.
Игра является эффективным средством формирования личности ребенка, формирует устойчивый интерес к учению, снижает напряжение, способствует более легкому вхождению ребенка в новый коллектив. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие.
Игра-главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В процессе игры ребёнок может сам проверить свои силы и возможности.
В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы, включая внимание.
Внимание – это способ направленного восприятия одного или нескольких объектов через разные органы чувств. Процесс этот может быть как сознательным, так и бессознательным.
Внимание помогает усваивать нужную информацию, отсеивая второстепенную.
Регулярные упражнения и игры с детьми на внимание помогут им справиться с рассеянностью, невнимательностью и положительно повлияют на их интеллектуальное развитие в целом.
Игры и упражнения, которые можно использовать для развития внимания.
«Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы ,которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Запоминаем слова»
Способствует увеличению объема слухового внимания.
Играть в такую развивашку можно в любом удобном месте: в поезде, машине, во время прогулки.
Итак, взрослый называет три слова — ребенок должен их повторить в той же последовательности. Сразу можно начать с окружающих вас предметов: дерево, облако, солнце. После того как малыш повторит, увеличивайте на 1 слово доходя до 5-6 за раз. В дальнейшем можно увеличивать до количества, на котором ребенок начнет сбиваться, а усложнять задание можно путем называния слов, не связанных между собой по смыслу.
«Один-один, два-два»
Эта игра поможет развить не только объем слухового внимания, но и его концентрацию и переключаемость.
Итак, минимальное количество игроков — 3 человека, но чем больше — тем веселее. Каждому, в произвольном порядке присваивается номер: 1.1, 2.2, 3.3 и так далее.
Тот, у кого первый номер, запускает игру в ход словами: «Один-один — три-три» (или другой любой номер). Человек с номером «три-три» подхватывает игру, и начиная со своего порядкового номера передает эстафету другому: «Три-три — два-два» и так далее.
Цель игры — вовремя принять эстафету и передать ее следующему. Если кто-то из игроков:
- зазевался,
- сбился,
- что-то перепутал,
- влез вне очереди,
он теряет свой номер и получает прозвище, например, «цветочек», и теперь при передаче эстафеты, к нему будут обращаться не «три-три», а «цветочек», также и он должен говорить: «Цветочек — один-один».
В том случае, когда человек с прозвищем снова допускает ошибку — ему присваивается еще одно вдобавок к существующему, например, «цветочек, облачко» и так далее. Заранее стоит определить, какое максимальное количество прозвищ допустимо и важно, чтобы они не повторялись у участников.
Играть можно с более взрослыми детьми на выбывание, то есть набрал 6 прозвищ — выбываешь. С младшими школьниками лучше выбирать беспроигрышную тактику, например, до тех пор, пока все не получат по 4 прозвища. Таким образом, ребёнок в следующий раз с удовольствием примет участие, поскольку получит только положительные эмоции. Если играете часто, увеличивайте сложность, например, каждый месяц «+1» прозвище.
«Что пропало?»
Развивает объем зрительного внимания.
Итак, потребуется от 3 до 7 игрушек, любой формы и размера. Расставьте их перед ребенком, пусть посмотрит внимательно на каждую. Далее попросите отвернуться ненадолго, а сами спрячьте одну из них. Повернувшись, ребенок должен определить, какой игрушки не стало. Еще, для разнообразия, можно не прятать игрушки, а менять их местами.
и понятные предметы: цветок, домик, птичку, солнышко, тучку и т. п. и играйте по аналогии.
«Золушка»
Способствует развитию устойчивости, концентрации, распределения и переключения зрительного внимания.
Для игры подготовьте три пустые пластиковые тарелочки и три вида круп, бобовых или злаковых. Для начальных упражнений лучше подбирать более крупные, например: фасоль, семечки подсолнуха и кукурузу или горох, фасоль и чечевицу.
Далее смешайте по несколько штук каждой группы (3-5) в небольшой емкости и попросите ребёнка разобрать это «ассорти», укладывая каждый вид в соответствующую тарелочку.
Чем старше ребенок, тем мельче можно брать крупы: гречку, рис, перловку. Для усложнения задания не давайте большие объемы, а просто добавляйте по 1 крупе, но смотрите за поведением, если ребёнок не справляется, убирайте один вид из «ассорти».
«Пуговицы»
Такие занятия помогут развить концентрацию и объем зрительного внимания.
Игра рассчитана на двоих. Подготовьте два одинаковых набора разных пуговиц и два игровых поля, для этого лист бумаги формата А4 разделите на 4-6 больших клеток. По мере увеличения сложности количество клеток будет расти, а их размер — уменьшаться. Вместо пуговиц можно взять фишки из игрового детского покера, жетоны или другие предметы, главное, чтобы их было по два и пары не повторялись с другими.
Положите перед собой и ребенком по 1 игровому полю и по одному набору пуговиц. Выставьте на своем поле 3 любые пуговицы по 1 в каждую клетку. Порядок и расположение выбираете на свое усмотрение. Дайте ребёнку секунд 20-30 посмотреть на поле с пуговицами — пусть запомнит их расположение. После чего закройте листом бумаги свое поле с разложенными пуговицами и попросите повторить то же расположение пуговиц.
После выполнения задания пусть ребенок придумает свою комбинацию, а вы повторите ее по памяти.
По мере усложнения добавляется количество пуговиц и, соответственно, клеток на игровом поле.
«Сигнальные огни»
Забавная игра, которая поможет развить устойчивость и концентрацию зрительного внимания.
Играть нужно в темное время суток. Для игры понадобится обычный детский фонарик (неяркий) и придуманные вами условные обозначения.
Например, посветили фонариком на потолок или стену:
- два коротких раза — ребёнок должен сделать прыжок;
- два длинных — присесть;
- один короткий — хлопнуть в ладоши;
- три длинных — погладить вас по плечу и т. п.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие объёма внимания.
Ход игры: взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей – за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что-либо переложит или уберёт. Повернувшись обратно, дети должны ответить лишь на один вопрос «Что изменилось?» и так далее. В ходе этой игры можно использовать различные материалы – игрушки, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки с различными изображениями.
Игра «Разведчики»
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Оборудование: стулья.
Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок -«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев, а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».
Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.
Игра «Подбери фигуры»
Цель: развитие образного, абстрактно-логического мышления, концентрировать внимание, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков.
Оборудование: геометрические фигуры, трафареты или карточки.
Задание: найти геометрические фигуры из которых составлен рисунок
Игра «Зеркало»
Цель: развивать произвольное внимание и координацию движений.
Задание: ребенку надо встать перед зеркалом и повторять все то, сто делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т. д.
Игра «Сравни картинки и найди отличия»
• Найди пары предметов
• Найди лишний предмет в ряду
• Соотнеси предмет и тень
• Раскрась по цифрам
Игра «Повтори ритм»
Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.
Игра «Соблюдай правила»
Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.
Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.
Игра «Три задания»
Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:
1. Подпрыгни два раза
2. Назови какой-нибудь цветок
3. Подойти к деревянному предмету
Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:
1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет
2. Назови дикое животное
3. Дотронься до предмета на букву К
Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.
Игра «Запомни слова и воспроизведи»
Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.
Игра «Продолжай»
Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры на уроках физкультуры для детей младшего школьного возраста».
«Подвижные игры на уроках физкультуры для детей младшего школьного возраста»....
Подвижные игры на уроках физкультуры для детей младшего школьного возраста. 1-4 класс
Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, нормального физического развития, укрепления и сохранения...

Подвижные игры на свежем воздухе для детей младшего школьного возраста
Я, мучаясь, собирал для практики в шараге все это, ну а студенты, которые это нашли, пусть радуютсяʕ •ᴥ• ʔ ʕ •ᴥ• ʔ ʕ •ᴥ• ʔВот блен, время 1:15, а ...

Игры на развитие внимания для детей младшего школьного возраста.
В данном материале приводятся некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания.Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объём, распределение, концентра...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста
В данной публикации представлена картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:чувство единс...

Дидактическая игра «Страны и континенты» для детей младшего школьного возраста подготовила Сторожева И.С учитель начальных классов МОБУ СОШ №26 им.Е.Ю Келле-Пелле с углубленным изучением отдельных предметов
Дидактическая игра «Страны и континенты»для детей младшего школьного возраста подготовила Сторожева И.С учитель начальных классов МОБУ СОШ №26 им.Е.Ю Келле-Пеллес углубленным изучение...
Игры для развития речевого дыхание детей младшего школьного возраста
Зачастую, в логопедический пункт зачисляются дети с нарушениями звукопроизношения. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Источником образования звуков речи является воздушная стр...