Доклад для педсовета: "Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка"
материал

Методический материал для доклада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maseeva_i.v._itog.rab_.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин

        

Итоговая практико-ориентированная работа

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка»

                                                             

                                                                 Масеева Ирина Владимировна

                                                                 учитель начальной школы

                                                                 МОУ «СОШ №5»г.Воскресенска

Место проведения занятий

г.Воскресенск

2019 г.

                                                                       

                                                Содержание.  

1.Введение………………………………………………………………………стр.3-4                      

2.Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости младших школьников………………………………………стр.4

3.Основные группы трудностей при обучении младших школьников   русскому

 языку, и их психологические причины……………………………………….стр.4-5

4.Психологические причины, лежащие в основе трудностей при обучении младших школьников…………………………………………………………….стр.5-7

5.Возрастные особенности мыслительной деятельности младших

школьников…………………………………………………………………………стр.7-8

6.Заключение………………………………………………………………………стр.8-10

7.Список литературы……………………………………………………………...стр.11

1.Введение.                                                                                                   Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, «обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера). Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства. Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к нашей высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться со взрослыми. Вся система занятий русским языком должна обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа, «языкотворца». Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения  и вышел на мировую, международную арену, став языком самой передовой науки, языком высокогуманной культуры и искусства. Одна из важнейших задач методики русского языка — определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет. Школьный предмет «Русский язык» не может быть слепком с научного курса русского языка, так как перед школой стоит задача вооружения каждого школьника в первую очередь практическими умениями и навыками по родному языку. В то же время построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка„ воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно; точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства. Наконец, школа должна дать своим воспитанникам определенную систему научно-теоретических знаний по родному языку, обеспечивающую формирование материалистического мировоззрения, развитие абстрактного мышления учащихся и дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков учащихся. В связи с этим проблема обучения русскому языку в период модернизации образования в стране весьма актуальна.

     2.Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

 Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания.

Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам  серьезной  диагностики,  с  подбором  групповых  и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа.

     3.Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, и их психологические причины.

 Первая группа трудностей связана с недостатками уровня развития психомоторной сферы ученика.

У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются

следующие трудности в написании букв и цифр:

- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и

цифр);

- отсутствие связных движений при письме, "печатание" букв;

- плохой, небрежный почерк;

- очень медленный темп письма;

- сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных

штрихах, дрожащих линиях;

- слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание,

либо слишком слабый нажим).

При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения.

Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется:

а) низкой скоростью чтения;

б) слоговым типом чтения;

в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.

Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования

когнитивного компонента навыков письма и чтения.

Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят

в следующем:

- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

-пропуски букв при письме и чтении;

-недописывание слов и предложений;

-замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;

- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение

смысла слов;

- неправильное чтение похожих по начертанию букв;

- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слов

4.Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой

группы трудностей, могут быть названы следующие:

1 Несформированность пространственных представлений.

Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке. У таких детей часто встречается "зеркальное" написание букв и цифр (например,  вместо буквы «Я » - «R».)

Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных представлений могут проявляться:

-в сращивании и расщеплении слов при письме;

-в слитном написании с предлогами;

2 Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и

фонетико-фонематического восприятия. Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предполагает наличие

следующих умений:

- способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на

отдельные части (предложения, слова);

- умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки -фонемы -

из звукового состава слова;

- овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в

состав слова, и свободно оперировать ими;

- умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.

Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие (с - ш, з - ж), звонкие и глухие (б - п, д - т, г- к и т.д.), твердые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смещение значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так, на звук "з" подбираются такие слова, как "жаба", "жук"; на звук "г"- "корабль", "кукла".

Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречевого взаимодействия, выражающегося, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнализирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.

3Недостатки в развитии познавательных процессов

Недостаточность зрительного анализа может проявляться в смещении сходных по начертанию букв (б- в, н- п, м-л, ш- т и т.д.). «Зеркальное» написание букв и количественные ошибки (преувеличение и преуменьшение количества элементов буквы) могут появляться не только вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения.

Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное и др.

Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.

Недостаточность операции абстрагирования проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абстрактный план действия. При овладении учебным материалом существенное значение приобретает умение сравнивать.

У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщенностью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет при сравнивании устанавливать взаимно однозначные соответствия. Операция сравнения лежит в основе классификации явлений и их систематизации; на основе сравнения формируются многие учебные понятия.

     5.Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:

- конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий);

- синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным выводам);

- недостаточная обобщенность мышления (обусловливает затруднения при

образовании поднятий, которые основываются на выделении существенных

признаков в учебном материале);

- однолинейность.

Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании зрительных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.).

Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывания слов и предложений, лишних вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении "потеря" строки, повторное считывание той же строчки и др.

Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма и чтения. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

    6.Заключение.

Особое место в структуре общего образования должно занять коррекционно-развивающее обучение младших школьников, так как, по официальным данным, с каждым годом число детей, испытывающих трудности в усвоении знаний и школьной адаптации, растет, особенно в сельских школах. По свидетельству специальных психологопедагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых «трудных подростков». Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие!

К внешним причинам относятся социальные признаки: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.). Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и. т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников. В работах Ю.К. Бабанского в основу деления на типы положено два показателя: способности ребенка и его отношение к учению.

Типы неуспевающих учеников:

1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетаются с

положительным отношением к учению.

2. Высокие способности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.

Самой распространенной причиной отставания младших школьников в обучении является их речевое недоразвитие в период дошкольного воспитания. Именно поэтому я считаю, что урокам развития речи необходимо отводить должное внимание. И не будем забывать о тесной взаимосвязи учителя с учениками. Это совместное с учениками планирование различных мероприятий, обсуждение способов их осуществления, распределение обязанностей. Если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать, то они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы потому, что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми. Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире. Именно это поможет “слабому” ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом. Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное  и, конечно же, услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.

В практике учителей начальной школы в последние 20-30 лет сложилось устойчивое мнение, что детей с отклонениями не следует обучать по развивающей системе, так как они не способны усвоить материал даже традиционной программы. На мой взгляд, это суждение справедливо лишь в той его части, где идет речь об опыте ребенка, накопленном в период дошкольного воспитания. С другой стороны, именно в условиях развивающего обучения учащийся начинает занимать активную позицию в усвоении знаний, становиться субъектом  учебной деятельности, для него открываются перспективы в обучении и формировании его как индивидуальности, как личности. А как же родители?!

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Конечно, должно быть меньше вызовов отцов и матерей в школу для моральных нотаций детям, а как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость родителям. Все, что у ребенка в голове, в дневнике, тетради, - это надо рассматривать, с точки зрения взаимоотношений детей, родителей. Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения. Важно, чтобы именно в начальной школе не появились плохие оценки, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим. Чтобы этого не происходило, нужно прийти на помощь детям, преодолеть трудности в обучении, обратить внимание родителей на возникшую проблему, т.е. совместными усилиями вовремя оказать ребенку помощь, чтобы не было пробелов знаний. Вот в чем ценность нашей работы и ее целевое значение.

Список использованной литературы.

  1. Горелова. Н. А. Педагогическая диагностика. Цели и задачи. ― http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/11/26/pedagogicheskaya-diagnostika-tseli-i-zadachi ― Опубликовано 26.11.2011.
  2.  Цукерман, Г. А. Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики / Г. А. Цукерман, Ю. И. Суховерша // Нач. шк. плюс до и после. – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

Доклад на тему: "Творческие работы младших школьников на уроках русского языка".

Здесь описаны такие виды творческих работ как сочинение,творческие диктанты,свободные диктанты....

Доклад "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

           Общество 21 века нуждается в интеллектуально развитой личности. Существует ряд приёмов для решения этой проблемы....

Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала

В данной работе представлена технология изучения имени существительного во 2-м классе, а так же технологический план изучения  данной темы...

Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала.

Коррекционно-развивающие планы позволяют формировать понятия последовательно, замещая чувственные представления (что характерно для младших школьников) формально-теоретическими знаниями. В данной стат...

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга...

«Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка»

Русский язык в общеобразовательной школе является одним из ведущих предметов, так как владение им позволяет человеку усвоить богатейший опыт предшествующих поколений, познать различные стороны социаль...