Технологическая карта по Кубановедению Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей» -2кл
план-конспект урока (2 класс)

Ткаченко Елена Анатольевна

Исследовательский проект по кубановедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_kar_kub.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения во 2 «В» классе (УМК «Школа России»)

Студент: Ткаченко Елена Анатольевна

Дата проведения: 05.10.2020 г.

 Тема

Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».

Педагогическая цель

Познакомить с некоторыми растениями животными нашей местности, их значением для человека; донести до сознания детей понятие: «Природа и люди – одно целое»; воспитывать бережное отношение к растениям и животным; прививать любовь к родному краю, родной станице.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Планировать и выполнять индивидуальный проект, анализировать значение растений и животных в жизни человека.

Личностные результаты

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; формирование положительного отношения к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; определяют границы собственного знания и незнания.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: организовывать рабочее место; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; 

Познавательные: различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями; характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных;

Коммуникативные: рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей; различать правильные и неправильные формы поведения в природе.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический метод; фронтальная и групповая форма обучения.

Основное содержание темы, понятия и термины

Царство животных, Царство растений, домашние и дикие животные, злаковые растения, садовые растения, огородные культуры (растения).

Образовательные ресурсы

Учебник «Кубановедение» 2 класс, мультимедийная презентация, видеофрагмент, картинки с изображением животных и растений, ватман, жетоны с изображением животных и растений.

        

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствие учащихся.

Эмоциональный настрой учащихся.

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Анатольевна и сегодня урок кубановедения проведу у вас я.

- Ребята, повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачной работы. Я вам тоже желаю работать дружно, активно, и узнать для себя что - то новое.

- Проверим готовность к уроку!

- Каждый посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли лежит у вас на парте. У вас на столах должны лежать учебники, дневники, пенал.

- Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах, ноги стоят вместе.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся.

Проверка знаний по прошлой теме урока.

- Домашнее задание у вас было рассказать правила защитников природы и объяснить почему их надо строго наблюдать.

- Кто желает ответить домашнее задание поднимает руки.

Проверяет качество усвоенного ранее материала. Контролирует и исправляет ошибки детей.

Актуализируют свои знания по ранее изученному материалу. Отвечают на вопросы учителя.

III.Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока.

Вступительное слово учителя: рассказ о Царстве Растений и Царстве Животных.

Просмотр видеоролика.

- Есть на нашей планете два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря.

- Кто догадался, как называются эти два царства? (Царство Растений и Царство Животных)

- Как думаете, чем занимается Царство Растений? (добывает из земли пищу, которой кормится само и кормит дружеское Царство Животных)

- Верно. В какой бы уголок Земли мы бы не попали, всюду встретим представителей обоих царств.

- Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о пользе животных в жизни людей.

- Просмотрев видеоролик, мы узнали, что животные приносят пользу людям, но не только ведь животные приносят пользу, но и растения приносят огромную пользу.

- Как вы думаете какую пользу приносят животные и растения человеку, людям? (продукты питания, одежду, лекарства)

- Правильно! Их польза для человека достаточна велика, и она играет важную роль в жизни людей.

- Так кто же догадается какая тема нашего сегодняшнего урока? (растения и животные в природе и в жизни людей)

- А теперь вы можете обратиться к своим учебникам на странице 33-й и прочитать тему сегодняшнего урока. (Мои исследования. Растения и животные в природе и в жизни людей)

- Совершено верно и сегодня мы с вами постараемся узнать, как можно больше информации о роли растений и животных, и природе и в жизни людей.

- Так какие задачи урока мы поставим перед собой?  Сл.2

1. Познакомимся с животными и растениями, обитающими в Краснодарском крае;

2. Узнаем какую пользу приносят животные и растения людям;

3. Узнаем какие продукты и вещи мы получаем от животных.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи. Обеспечивает мотивацию и понятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

IV.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

Рассказ учащихся о злаковых растениях, садовых и о огородных растениях.

- Итак, ребята мы с вами знаем, что Краснодарский край богат животным и растлительским миром.

- Многие из растений и животных Краснодарского края, оказывают важную роль на жизнь нас с вами и всех тех людей, которые проживают на территории края.

- И так давайте в начале поговорим о тех растениях без которых нашу жизнь трудно представить, проведём такие исследования с вами.

- Вы заранее получали задания, и я предлагаю вашим одноклассникам рассказать о злаковых растениях, о садовых и о огородных растениях.

Дети подготовили сообщения:

Злаки - это семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, горох, сахарная свёкла, подсолнечники. Злаки играют в жизни людей огромную роль. Например, сахарная свекла любит тепло и влагу, так же летом в ней накапливаются питательные вещества. В них много сахара и витаминов. Подсолнух - символ солнца, радости и оптимизма. Подсолнечник используют в косметологии, в медицине. Масло богато витамином Е и используют его для лечения ожогов, ран и других заболеваний кожи. Сл.4

Садовые растения - это растения, созданы для получения съедобных плодов. Основные плодовые культуры – яблоня, груша, слива, черешня, персик, абрикос. Свежие фрукты и плоды очень полезны для организмов, ведь они содержат в себе витамины, так же их них можно приготавливать соки, компоты. Сл.5

Огородные культуры (растения) - растения, выращиваемые человеком с определённой целью, т. е. для получения продуктов питания, кормов для животных, лекарств. К огородным растениям относятся такие продукты, как картофель, капуста, помидоры, огурцы, свекла. Сл.6

- Итак, назовите, какие культурные растения выращивают в поле? (кукурузу, пшеницу, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечника и т.д.)

- А что выращивают в саду? (яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни и т.д.)

- Какие культурные растения выращивают огороде? (помидоры, огурцы, картофель, свекла, редис, капуста, морковь и т.д.)

- Теперь скажите, как человек использует эти растения,

а) пшеница – выращивают на полях, из зёрен пшеницы делают муку, а из неё выпекают хлеб, изготавливают макаронные и кондитерские изделия.

б) капуста – используют в своей пище, выращивают для корма животным или просто выращивают как декоративное растение.

в) кукуруза – делают кукурузное масло, крахмал, крупу, хлопья.

Обобщение: Итак, о каких растениях рассказывали вами одноклассники? (о садовых растениях, о злаковых растениях и о огородных растениях)

- Назовите, какие культурные растения выращивают в поле? (кукурузу, пшеницу, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечника и т.д.)

- Какие культурные растения выращивают огороде? (помидоры, огурцы, картофель, свекла, редис, капуста, морковь и т.д.)

- Какие садовые растения выращивают в саду? (яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни и т.д.)

Формулирует учебную задачу, задает вопросы, обобщает ответы.  Рассказывает о Кубанской поэтессе.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя после прослушивания материала.

Рассказ про царство животных (дикие животные)

- Ребята, Краснодарский край богат не только растительным миром, но он весьма многообразен и в животном мире. Такое разнообразие территория получила, исходя из климатических условий и богатого растительного мира. На этой территории можно повстречать как крупных представителей фауны, но и небольших грызунов.

- Каких вы знаете диких животных? (медведь, волк, лиса, кабан)

- Да, действительно эти животные являются дикими животными.

- Сейчас я вам о некоторых из них немного расскажу, а вы слушайте меня очень внимательно.

Сл.8 Бурый медведь.

Самый большой и опасный хищный зверь Краснодарского края – это обычный бурый медведь. Вес его тела может легко достигать значения 3 центнеров, а длина колеблется в пределе двух метров. Живет, в среднем, бурый медведь около четырех десятилетий.

Сл.9 Рысь.

Другим представителем фауны Краснодарского края является рысь, которая благополучно ведет жизнедеятельность наряду с медведем. Ее длина достигает значения более метра. Рысь обладает неважным обонянием, но слуховые и зрительные возможности просто на высоте. Именно это позволяет ей охотиться и ежедневно питаться. Хищник обитает в районах: Абинска, Горячего Ключа, Северска. Хищный зверь при охоте нападает прыжком. Этот маневр отличается высокой мощностью и быстротой. Поэтому, при охоте, жертве от рыси почти невозможно ускользнуть.

Сл.10 Ласка.

Самый мелкий представитель территории Краснодарского края — ласка. Она явный хищник. Обладая маленьким туловищем всего 20 сантиметров, она предпочитает охотиться только на грызунов.

Сл.11 Пятнистый олень.

- Так же особое внимание отдается пятнистым оленям, которые обитают в Краснодарском крае. Из рогов этого животного получают медицинские препараты, которые помогают вылечить многие болезни человека.

- Самыми яркими представителями животного мира Краснодарского края считаются следующие особи: бурый медведь, олени, волки, зайцы, суслики, лисы, косули, кабаны, кавказские кроты, слепые хорьки и прочие животные данного климата. Сл.12 

Обобщение: Итак, о каких диких животных вы только что узнали? (узнали о буром медведе, о рыси, о ласке и о пятнистом олене)

- А каких ещё диких животных вы ещё увидели? (увидели волка, зайца, лису, кабана, суслика)

Рассказывает про царство диких животных с помощью презентации, задаёт вопросы, делает выводы.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А теперь ребята давайте с вами немного отдохнём. Отложите ваши ручки и тетрадки.

- Встаньте и выйдите из-за ваших парт, слушаем меня очень внимательно.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, летает - не летает.

- Если мною называемый объект летает, то вы подпрыгиваете, а если

не летает, то приседаете.

- Итак, слушайте меня внимательно мы начинаем.

Слова: ласточка, воробей, стул, самолёт, ручка, бабочка, лиса, журавль, книга, пианино, стрекоза.

Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости.

Выполняют упражнения вместе с учителем.

Отгадывание загадок о домашних животных.

Рассказ про царство животных (домашние животные).

Работа с учебником стр. 33.

- Я предлагаю вам сейчас отгадать загадки, а ваша задача будет понять о каких животных идёт речь. Сл.14-16

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

Ищут зёрнышки подружки

С хохолками на макушке.

От крыльца недалеко

Раздаётся: ко-ко-ко!

А цыплятки – детки

У курицы-наседки. (Куры)

Ходит Зорька по лугам,

Молоко приносит нам.

Жить бы Зорьке в тереме,

А она… в хлеву: му-му!  (Корова)

Пятачок умоет в луже

И торопится на ужин.

Отрубей я ей сварю,

Скажет мне она: хрю-хрю!  (Свинья)

Колокольчиком звеня

Убежала от меня.

Тает луг в вечерней тьме,

Где искать её: ме-ме!  (Коза)

- Скажите, что объединяет ответы всех этих загадок? (то что это домашние животные)

- Правильно! Какую пользу мы можем получить от домашних животных? (мы получаем от домашних животных яйца, колбасу, сыр, молоко, одежду)

- Домашних животных можно разделить на группы. Давайте перечислим представителей каждой группы и назовём их отличительные особенности.

- Например, фермерские животные, кого мы можем отнести к ним помогите мне. (свиньи, коровы, овцы, бараны, быки, лошади, кошки, собаки) Сл.18

- Часть животных (сельскохозяйственные) приносят выгоду человеку, являясь источником пищи. А некоторая часть фермерских животных, такие как лошадь, ослы, быки полезны тем, что помогают перевозить грузы, а такие как собаки охраняют имущество хозяина.

- К домашним животным можно ещё отнести и домашних птиц.

- Каких домашних птиц вы знаете? (гуси, куры, индюки, перепёлки, утки, попугаи, канарейки) Сл.19

- Рядом с человеком живут два вида птиц, одних выращивают в качестве еды, они живут в специально оборудованных сараях.

- Другие приносят эстетическое удовольствие и живут в клетках, которые размещаются внутри дома.

- Какие продукты питания дают нам домашние животные? (мясо, сало, молоко, яйца) Сл.20

- Что ещё получают от домашних животных? (шерсть, кожу, перо, пух)

- А что бы удостовериться в наших суждениях я предлагаю вам открыть учебники на странице 33-й.

- Посмотрите благодаря каким домашним животным появилась эта продукция? (яйца дают нам куры, сыр делается из молока, а молоко даёт нам корова, свитера и шапки делается из шерсти овец, колбаса делается из говядины)

- Да, действительно, корова считается кормилицей в семье, так как она даёт мясо и молоко. Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза).

- Овца даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые вещи и шкуру для шуб и дублёнок.

- Куры дают человеку мясо, яйца, перо.

- Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла.

Обобщение: - Итак, на какие группы можно разделить домашних животных? (фермерские животные и домашние птицы)

- Кого мы можем отнести к фермерским животным? (свиньи, коровы, овцы, бараны, быки, лошади, кошки, собаки)

- Кого отнесём к домашним птицам? (гусей, кур, индюков, перепёлок, уток, попугаев, канареек)

Предлагает учащимся отгадать загадки про домашних животных, рассказывает про царство животных, о том на какие группы делятся домашние животные, работают с учебником, делает выводы.

Отгадывают загадки, внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Чтение стихотворения.

Работа с пословицей. Определение главной мысли.

- Так зачем же люди разводят животных? (люди получают продукты питания, шьют одежду и обувь из кожи животных, вяжут одежду из шерсти и пуха, получают шелковые ткани)

- Многие люди содержат животных для души, чтобы было о ком заботиться, чтобы был друг.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне ответите о каком домашнем животном идёт речь?

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

- Итак, о каком домашнем животном идёт речь? (о кошке)

- Каких домашних животных люди заводят у себя дома с целью с заботы, для души? (голубей, кошек, собак, попугайчиков)

- Да, верно это могут быть и кошки, собаки и голуби, но вы должны помнить, что если вы завели домашнего питомца, то не бросайте его, когда вырастет или, когда он вам надоест.

- А теперь объясните пословицу «Мы в ответе за того, кого приручили». - Если человек заводит себе животное, то он обязан ухаживать за ним, кормить, поить, следить за чистотой в жилище питомца. Сл.22

Читает стихотворение, задаёт вопросы. Читает пословицу, определяют главную мысль пословицы.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, объясняют смысл пословицы.

Составление правил безопасного обращения с кошкой и собакой.

- А теперь я вам предлагаю составить правила безопасного обращения с собакой и кошкой.

- Данные правила разбросаны по всему класс, кто-то может быть найдёт его на своей парте.

- Итак, какие же нам необходимо запомнить главные правила безопасного общения с нашими четвероногими друзьями.

1. Следует избегать свободно гуляющих собак, а также собак, сидящих на цепи за забором. Собаки очень серьезно относятся к защите своей территории. Нельзя дразнить животных.

2. Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Тем более не убегайте от собаки, просто станьте не шевелясь - ноги вместе, ладони под шеей и локти прижаты к груди.

3. Не надо пристально смотреть собаке в глаза и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать свое превосходство.

4. Нельзя трогать собаку во время еды или сна, пытаться отобрать предмет, с которым она играет. Не надо трогать её щенков. Нельзя подходить к дерущимся собакам и кошкам, и тем более разнимать их.

5. Нельзя приближать свое лицо к собачьей или кошачьей морде. Реакция кошек и собак непредсказуема.

6. При общении с хозяином собаки нельзя делать резких движений: собака может подумать, что вы ему угрожаете.

- Если вы будете соблюдать эти правила с вами ничего не случится. Но если вас всё-таки укусила собака, срочно обратиться к врачу, так как есть вероятность заразиться бешенством. Также не забывайте правила гигиены. (дети сами напоминают о правилах гигиены после общения со своими питомцами)

- Я надеюсь, что вы запомнили сегодняшнее занятие и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев. Обязательно будете соблюдать правила безопасного общения с собаками и кошками.

Составляет вместе с обучающимися правила безопасного обращения с кошкой и собакой, задаёт вопросы.

Составляют правила безопасного общения с собакой и кошкой, отвевают на вопросы учителя.

V. Закрепление изученного

Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний

Игра «Отгадай детёныша»

- Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши.

- Давайте сыграем в игру «Отгадай детёныша».

- Я буду называть вам животного, а ваша задача назвать мне детёныша этого животного.

(Свинья – поросята; корова – телёнок; гусь – гусята; лошадь – жеребята; овца – ягнята; курица – цыплёнок, заяц – зайчонок, утка – утёнок, коза – козлёнок, кот – котёнок, собака - щенок)

- О каких животных шла речь? (о домашних животных)

- Итак, каких домашних животных мы можем встретить в краснодарском крае? (кошек, собак, коров, свиней, коз)

- А диких каких животных? (медведь, рысь, зайцы, кабаны, лисы)

- А растения какие встречаются в краснодарском крае? (кукуруза, сахарная свекла,

Предлагает обучающимся поиграть в игру, закрепить знания, проводит закрепление пройденного материала, задаёт вопросы.

Выполняют задания по закреплению пройденного на уроке материала, отвечают на вопросы учителя.

VI. Итог урока.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщающая беседа.

- Как хорошо, что на Земле есть растения и животные! Они играют огромную роль на планете.

- Теперь вы можете сказать, какую? (ответы детей)

- Но, к сожалению, многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Растения быстро вянут, а, оставаясь в природе они ещё долго могли бы радовать людей.

- Такие редкие растения занесены в Красную книгу Краснодарского края.

- Нельзя забывать, что всё в природе взаимосвязано. поэтому охране растений помогают борьба с загрязнением воздуха, охрана насекомых и птиц. В руках человека красота и богатство родной земли.

- Помни об этом.

Задает вопросы с целью понимания изученного материала.

Отвечают на вопросы учителя.  Слушают критерии оценки за урок от учителя.

Домашнее задание

Оценки за работу на уроке

- Вашим домашним задание на следующий урок будет в рабочей тетради на странице 33-й выполнить задание, где вам необходимо будет узнать, что производят там, где ты живёшь, придумать и нарисовать рекламу товара, о котором ты будешь рассказывать.

- Оценки на уроке получают. …  

- Все сегодня были молодцы.

Сообщает задание.

Делает записи на доске, комментирует. Выставляет оценки за работу на уроке.

Слушают и записывают в дневник домашнее задание.

 Рефлексия

- На столах у вас лежат карточки «Для меня сегодняшний урок…», вам необходимо подчеркнуть фразу, характеризующая вашу работу на уроке по трем направлениям (какой для вас был урок? что вы делали на уроке?  и какой итог на уроке вы получили?)

- После завершения передайте листочки с последних парт на первую.

- Молодцы! Урок окончен.

- До свидания!

Проводит работу по самоконтроли деятельности учащихся на уроке.

Проводят самоконтроль своей деятельности на уроке. Делятся впечатлением от урока и о полученных знаниях.

Методист _______________                                      Учитель ________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме:"Сохраним удивительный мир растений и животных". Охрана природы».

Тема урока: «Сохраним удивительный мир растений и животных. Охрана природы». Задачи урока:повторение и систематизация знаний о растениях, животных; анализ умений учащихся классифицировать предметы ...

Урок окружающего мира в 4 классе "Роль леса в природе и жизни людей"

Тема  «Роль леса в природе и жизни человека» Это  6-й урок в разделе «Наш край – часть большой страны». Тип урока: усвоение умений и навыков....

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Современные животные и растения" (УМК "Система Л.В. Занкова", 1 класс)

Обучающийся научится: называть современных животных, сравнивать современных и древних животных, видеть изменения, которые с ними произошли, подробно рассказывать об одном животном; получит возможность...

Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»

Исследовательский проект "Растения и животные в природе и жизни людей"Урок по окружающему миру для 2 класса...

Тема Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей.

Цели:1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью челове...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ"...