Рабочая программа внеурочной деятельности
методическая разработка (2 класс)

Ковач Ирина Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Лаборатория «Элементарно, Ватсон!» для обучающихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_0.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

Лаборатория «Элементарно, Ватсон!»

для обучающихся 2 класса

Пояснительная записка

Актуальность  программы определена тем, что младшие школьники имеют низкую мотивацию к изучению окружающего мира, через использование опытов и экспериментов.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими вопросами исследовательской деятельности, выходящими за рамки школьной программы. Проведение опытов, связанных с формированием исследовательских умений, закрепит интерес детей к изучению окружающего мира и познавательной деятельности.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий  Лаборатории «Элементарно, Ватсон!» представляет собой опыты и эксперименты с различными материалами, а также классификацию видов опытов и способов их наблюдения.  
         Для эффективности работы  желательно, чтобы работа проводилась в групповой форме, с последующей презентацией полученных результатов и выводов.
          Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1. Использование оборудования, рекомендованного образовательным учреждением, для введения исследовательской деятельности по ФГОС.

2. Во время реализации наблюдается эффект сплочения коллектива.

3. Достижение планируемых результатов отслеживаются  с помощью шкалы оценивания и листов наблюдения.


         Цель программы:
 формирование исследовательских умений с помощью проведения опытов.

Задачи программы: 

  • научиться наблюдать за процессом опыта;
  • научиться проводить опыты по заданному алгоритму;
  • познакомиться со структурой опыта.

Возраст детей, участвующих  в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 7-8 летнего   школьного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации программы

На изучение курса отводится 14 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Формы и режим занятий:

Основной формой образовательного процесса являются:

-практико-ориентированные  занятия;

-творческие мастерские;

- мастер- классы.

На занятиях предусматриваются  групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы) форма организационной  учебной деятельности и  коллективная (выполнение работы для подготовки к  мастер- классу).


Планируемые результаты и способы их проверки

Метапредметные результаты:     

Познавательные:

  • выделяют проблему;
  • выделяют существенное и не существенное;
  • строят речевое высказывание в устной форме;
  • проводят анализ, делают выводы.

Коммуникативные: 

  • отстаивают свою точку зрения;
  • договариваются друг с другом;
  • работают в группах.

Регулятивные:

  • выполняют опыт по заданному алгоритму;
  • контролируют действия по алгоритму;
  • оценивают свою деятельность по заданным критериям.

Личностные результаты:

  • проявляют интерес к исследованиям;
  • проявляют познавательную инициативу.

Для отслеживания планируемых результатов на занятиях используются листы наблюдения и шкалы оценивания.

Лист наблюдения

1.Дата проведения

2.Название опыта

3.Имена исследователей

4.Оборудование

5.Ход опыта

6.Получившийся результат

7.Получился опыт/не получился опыт

8.Вывод

Лист оценивания №_

Ф.И.

Выделяю проблему, провожу анализ, делаю вывод

Работаю в группе

Отстаиваю свою точку зрения

Проявляю познавательный интерес

Выполняю опыт по заданному алгоритму и контролирую действия по алгоритму

Календарно-тематическое планирование курса

Темы в проекте

сроки

Виды работ

Организационные формы

Средства

Инструмент

оценивания

Результаты конкретного занятия

Продукт занятия

Ведущий занятия

1.Приди и ты увидишь…

02.01

Введение в тему лаборатории через просмотр видео «Маша и Медведь. Опыт-«Вулкан».

Создание кристаллов

Работа в малых группах

Видео;

Соль; вода; одноразовые стаканчики; нитки

----

Коммуникативные: умеют слушать, слышать, принимать чужую точку зрения , отстаивая свою .
Познавательные: строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: способны к саморазвитию и познанию нового.

----

Ковач И., Рыбалко Т.

2.Давайте разберем...

09.02.

Просмотр видео и презентации

Групповая

Видео, презентация

----

Коммуникативные: умеют слушать, слышать, принимать чужую точку зрения , отстаивая свою .
познавательные: строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: способны к саморазвитию и познанию нового.

----

Ковач И., Рыбалко Т.

3.Твори своими руками

16.02.

Создание  плаката со структурой опытов

Работа в больших групп

Презентация, ватман, фломастеры

 Лист наблюдения  за процессом опыта

Шкала оценивания

Познавательное: строят речевое высказывание в устной форме.
коммуникативные: умеют слушать, слышать, принимать чужую точку зрения, отстаивая свою .

Личностные: проявляют познавательную инициативу.

Плакат со структурой опытов

Ковач И., Рыбалко Т.

4."Я исследователь"

02.03.

Опыт: «Фильтрация воды»

Групповая

Сумка с оборудованием для фильтрации воды. Лист наблюдения  за процессом опыта

Шкала оценивания

Познавательные: проводят анализ, делают выводы, фильтруют воду с помощью специального оборудования.

Коммуникативные: работают в группах, договариваются друг с другом;

регулятивные: контролируют действия по алгоритму.

Личностные: проявляют познавательную инициативу.

Лист наблюдения

Ковач И., Рыбалко Т.

5."Я исследователь"

09.03.

Опыт: «Фильтрация воды»

Групповая

Сумка с оборудованием для фильтрации воды. Лист наблюдения  за процессом опыта.

Шкала оценивания

Познавательные: проводят анализ, делают выводы,

фильтруют воду с помощью специального оборудования.  Коммуникативные: работают в группах, договариваются друг с другом.

Регулятивные: контролируют действия по алгоритму.

Личностные: проявляют познавательную инициативу.

Лист наблюдения

Ковач И., Рыбалко Т.

6."Я исследователь"

16.03.

Опыт: «Волшебное препятствие для воды»

Групповая

Горячая и холодная вода, два пищевых красителя 2 маленьких стакана, пластмассовая доска или карточка.

Лист наблюдения за процессом опыта.

Шкала оценивания

Познавательные: проводят анализ, делают выводы.
Коммуникативные: работают в группах, отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму;
Личностные:
 проявляют познавательную инициативу.

Лист наблюдения

Ковач И., Рыбалко Т.

7."Я исследователь"

23.03.

Опыт: «Куда делись чернила? Превращения…»

Работа в малых группах

Тушь, таблетка активированного угля, стакан с водой.

Лист наблюдения  за процессом опыта.

Шкала оценивания

Познавательные: проводят анализ, делают выводы.
Коммуникативные: работают в группах, договариваются друг с другом.

Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям.
Личностные:
 проявляют познавательную инициативу.

Лист наблюдения

Ковач И., Рыбалко Т.

8."Я исследователь"

06.04.

Опыт: «Лотос»

Индивидуальная

Белая бумага, тарелка, вода, ножницы;

Лист наблюдения  за процессом опыта

Шкала оценивания

Познавательные: проводят анализ, делают выводы.

Коммуникативные: договариваются друг с другом; выслушивают друг друга, принимают чужую точку зрения.

Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; контролируют действия по алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям.
Личностные:
 проявляют познавательную инициативу.

Лист наблюдения

Ковач И., Рыбалко Т.

9.  "Я исследователь"

13.04.

Опыт: «Шишка»

Работа в малых группах

Раскрывшаяся шишка, теплая вода, стеклянная баночка.;

Лист наблюдения  за процессом опыта

Шкала оценивания

Познавательные: проводят анализ, делают выводы.
Коммуникативные: договариваются друг с другом; выслушивают друг друга, принимают чужую точку зрения.

Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; контролируют действия по алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям.
Личностные:
 проявляют познавательную инициативу.

Лист наблюдения

Ковач И., Рыбалко Т.

10. "Я исследователь"

20.04.

Опыты:  «Как лопнуть воздушный шарик без вреда для него?»,  

«Как лопнуть шарик при помощи апельсина?». Просмотр видео, свойства воздушного шара.

Групповая

Воздушный шарик, скотч, апельсин;

Лист наблюдения  за процессом опыта

Шкала оценивания

Познавательные: проводят анализ, делают выводы, выделяют существенное и несущественное.
Коммуникативные: договариваются друг с другом; выслушивают друг друга, принимают чужую точку зрения.

Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; контролируют действия по алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям.
Личностные:
 проявляют познавательную инициативу.

Лист наблюдения

Ковач И., Рыбалко Т.

11.  Рубрика «Это интересно»

27.04.

Опыт: «Цветной взрыв в молоке»

Групповая

Молоко, пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло; Лист наблюдения  за процессом опыта

Шкала оценивания

Познавательные: проводят анализ, делают выводы.
Коммуникативные: работают в малых группах, договариваются друг с другом.

Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям.
Личностные:
 проявляют интерес к исследованиям.

Лист наблюдения

Ковач И., Рыбалко Т.

12 Рубрика «Это интересно».

Внеаудиторное

4.05.

Опыты:

«Уличные тени» и «Отсутствие ветра».

Работа в малых группах

Карточка с алгоритмом опыта, почки, насекомые, листья, воздушные шары

Шкала оценивания

Познавательные: проводят анализ; делают выводы.
Коммуникативные: работают в малых группах; договариваются друг с другом; отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму; оценивают свою деятельность по заданным критериям.
Личностные:
 проявляют интерес к исследованиям.

----

Ковач И., Рыбалко Т.

13.

Мастер-класс «Юный Ватсон»

Внеаудиторное

11.05.

Проводятся опыты детьми на их выбор.

Индивидуальная

Выбранный материал самими детьми

Диплом «Юный Ватсон»

Коммуникативные: выслушивают  друг друга; договариваются друг с другом.

Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму.

Личностные: проявляют интерес к исследованиям.

Проведенные опыты

Ковач И., Рыбалко Т.

14.

Мастер-класс «Юный Ватсон»

Внеаудиторное

18.05.

Проводятся опыты детьми на их выбор.

Индивидуальная

Выбранный материал самими детьми

Диплом «Юный Ватсон»

Коммуникативные: выслушивают  друг друга; договариваются друг с другом.

Регулятивные: выполняют опыт по заданному алгоритму.

Личностные: проявляют интерес к исследованиям.

Проведенные опыты

Ковач И., Рыбалко Т.

Содержание программы

1.Тема: Приди и ты увидишь…                                            

1 ч.

Введение в тему лаборатории.

-Просмотр видеофильма  «Маша и Медведь опыт-вулкан».

-Чтение письма от Маши и Медведя.

- Проведение первого опыта «Кристалл».

2.Тема: Давайте разберем...                                                    

1 ч.

- Просмотр видео о том, какие бывают опыты.

 -Презентация «Классификация опытов».

3. Тема: твори своими руками.                                          

1 ч.

- Создание  плаката со структурой опытов.

- Защита плакатов.

Раздел "Я исследователь"      

4-5 Тема: опыт: «Фильтрация воды».

-Создание листа наблюдения.

-Проведение опыта «Фильтрация воды».

-Заполнение листа наблюдения за процессом опыта.

-Самооцениваение своей деятельности на занятии.                                      

2 ч.

6. Тема: опыт: «Волшебное препятствие для воды».      

-Проведение опыта «Волшебное препятствие для воды».

 -Заполнение листа наблюдения за процессом опыта.

-Самооцениваение своей деятельности на занятии.                                      

1 ч.

7. Тема: опыт: «Куда делись чернила? Превращение…».

-Проведение опыта «Куда делись чернила? Превращение…».

 -Заполнение листа наблюдения за процессом опыта.

-Самооцениваение своей деятельности на занятии.                                      

1 ч.

8. Тема: опыт «Лотос».  

-Просмотр видео, где раскрывается цветок «Лотос».

-Проведение опыта «Лотос».

-Заполнение листа наблюдения за процессом опыта.

-Самооцениваение своей деятельности на занятии.                                      

1 ч.

9. Тема: опыт: «Шишка».  

 -Проведение опыта «Шишка».

 -Заполнение листа наблюдения за процессом опыта.

 -Самооцениваение своей деятельности на занятии.                                                                            

1 ч.

10. Тема: опыты:  «Как лопнуть воздушный шарик без вреда для него?»,   «Как лопнуть шарик при помощи апельсина?».

-Просмотр видео, свойства воздушного шара.

-Проведение опытов  «Как лопнуть воздушный шарик без вреда для него?»,   «Как лопнуть шарик при помощи апельсина?».

-Заполнение листа наблюдения за процессом опыта.

-Самооцениваение своей деятельности на занятии.                                      

1 ч.

Рубрика «Это интересно»

11. Тема: опыт:  «Цветной взрыв в молоке».      

-  Чтение письма от Маши и Медведя, для мотивации проведения опыта.  

-Проведение опыта «Цветной взрыв в молоке».

-Заполнение листа наблюдения за процессом опыта.

-Самооцениваение своей деятельности на занятии.                                                  

1 ч.

12. Тема: опыты: «Уличные тени» и  «Отсутствие ветра».

-Проведение опытов «Уличные тени» и  «Отсутствие ветра».

-Самооцениваение своей деятельности на занятии.                                                  

1 ч.

13-14.Мастер-класс «Юный Ватсон».
- Проводятся опыты детьми на их выбор.  

- Награждение дипломами за участие в Лаборатории «Элементарно, Ватсон!».                          

2 ч.

Методическое и  материальное обеспечение программы

Результат реализации программы «Лаборатория «Элементарно, Ватсон»» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и оборудования для опытов.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья;  проектор, компьютер; приборы для проведения опытов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

Инструменты и приспособления: авторучки,  карандаши, ножницы,  лист наблюдения  за процессом опыта.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

-диагностики;
         - мастер-класс.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения внеурочной деятельности ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Литература

Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

 Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...