Тесты
тест

Тест на определение готовности ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebenka_k_shkole.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Проверяем готовность ребёнка к школе

Что особенно важно при тестировании.

 Результаты тестирования нужны вам для того, чтобы определить

те области знаний или умений ребёнка, над которыми

желательно поработать.

 Не обязательно выполнять сразу все задания, можно

предлагать выполнять их в течении нескольких дней.

 Тестирование ни в коем случае нельзя проводить как экзамен

для ребёнка. Атмосфера тестирования должна быть

психологически комфортной для ребёнка, когда у него хорошее

настроение и самочувствие.

 Не оценивайте результаты как неудачные, неправильные.

Ваша задача: увидеть затруднения,возникшие у вашего ребёнка

при тестировании, и помочь в дальнейшем в преодолении этих

затруднений.

 Все предложенные методики могут быть использованы как

развивающие игры.

Мотивационный тест-опросник

Чтобы выявить, готов ли ребенок психологически к обучению,

пройдите с ним небольшой опросник:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (или Чем обычно занимаются

в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6.Как нужно вести себя на уроках в школе?

7.Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?

10.Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в

школе?

Как оценивать ответы ребенка:

На каждый вопрос дошкольник должен дать правильный и

развернутый ответ. Например, на второй вопрос «Зачем нужно

ходить в школу?» верным будет ответ примерно такого содержания:

«Чтобы получить знания...Становиться грамотным, умным...»,

неполным ответ: «Учиться» и неверным – «Чтобы было весело…».

Вы получили неполный или неверный ответ? Тогда задайте ему

уточняющий вопрос. Если после этого ребенок ответил правильно –

ставите 1балл. Если ответ остался не дополненным – он получает 0.5

балла. За неправильный баллы не начисляются.

В итоге максимальное количество баллов – 10.

Если ребенок набрал 8-10 баллов – он полностью готов к школе на

психологическом уровне.

5-7 баллов – ребенок не совсем готов к обучению (если были

получены несколько неполных ответов).

Менее 5 баллов – готовность к школе нулевая.

В том случае, если минимум на 5 вопросов были даны развернутые

ответы – такого ребенка можно признать готовым к обучению,

поэтому тщательно следите, чтобы ответы были как можно более

содержательными.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна — Йерасека

(обновленный)

Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень

развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать,

выполнять задания по образцу.

Тест Керна-Йерасека состоит из 4-х частей:

а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);

б) копирование фразы из письменных букв;

в) срисовывание точек;

г) опросник.

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист

должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой

половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение

письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп.

Внизу вы рисуете группу точек так, как показано на рисунке в

Приложении. Правая половина листа – для ребенка, который будет

выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с

учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный

лист бумаги, даете первое задание и ждете, когда он их выполнит.

Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.

1.Рисунок человека. Нарисуй мужчину,так как ты умеешь (больше

ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию

без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать

женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже

начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите

просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается

рисовать именно мужчину. Если ребенок наотрез отказывается

рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на

размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье

ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или

же с ним связаны психотравмирующие впечатления.

Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл

нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.

2.Копирование фразы из письменных букв.

Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части

предложение,заранее написанное вами письменными буквами. Вы

говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь

писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же.

Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши

так же”. Образец фразы,написанной вами на листочке в качестве

образца Он ел суп.

То есть мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже

умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом,

неизвестном ему, языке, например, на английском:

He eats soup.

3.Срисовывание точек

Затем ребёнок переходит к группе точек. Точки заранее рисуются

взрослым на листочке в клеточку. Вторая половинка листочка

остаётся чистой и предназначена для работы ребёнка.

Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь,

рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать

место, где он будет их рисовать.

После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.

По поводу интерпретации Я.Йерасек отмечал, что высокое качество

выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет

успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом

справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и

неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что

ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей

сумме баллов.

Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте,

все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему

больше внимания, чаще общайтесь с ним, развивайте мелкую

моторику, память и мышление.

Оценивание.

1.Рисунок человека.

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды),

есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется

шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше

туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на

лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги

отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована

синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут

из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического

способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но

не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью

прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги

нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы,

одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги

не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет

конечностей; каракули.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail pankowaln@gmail.com

или написать на сайте l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

2.Копирование фразы из письменных букв

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть

несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная;

фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально

(возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и

горизонтальное положение не учитывается (буква может быть

больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4

буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, черканье.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail pankowaln@gmail.com

или написать на сайте l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

3. Срисовывание точек

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие

отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка,

недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу,

допускается отклонение до трех точек на половину расстояния

между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или

ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может

не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и

меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, черканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – высокий уровень готовности к школе;

7-12баллов– средний уровень;

13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в

дополнительном обследовании интеллекта и психического развития

(а, может быть,просто у ребенка было плохое настроение? — через

день -два попробуйте пройти тест ещё раз)

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail pankowaln@gmail.com

или написать на сайте l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

4.Опросник.

Последняя часть теста Керна-Йерасика

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие

социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать

так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на

них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь

ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в

баллах, затем суммируются:

 Какое животное больше – лошадь или собака?

(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

 Утром мы завтракаем, а днем…

(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные

ответы = -3 балла)

 Днем светло, а ночью…

(темно = 0; неправильный ответ = -4)

 Небо голубое, а трава …

(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

 Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1; неправильный ответ = -1)

 Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не

пострадал и т.д. = 0;

неправильный ответ = -1)

 Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые

города)

(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1

 Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть

часа = 3; не знает часов = 0)

 Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…,

маленькая овечка – это…?

(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0;

неправильный ответ = -1)

 Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них

общего?

(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти

(достаточно одного подобия) = 0;

на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

 Почему во всех автомобилях тормоза?

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать

столкновения и т.д. = 1;

одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

 Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими

можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие =

2; неправильный ответ = 0)

 Чем похожи друг на друга кошка и белка?

(определение, что это животные или приведение двух общих

признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по

деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

 Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы

они лежали перед тобой на столе?

(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;

винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;

неправильный ответ = 0)

 Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это…

(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания)

= 2; не знает = 0)

 Какие ты знаешь транспортные средства?

(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;

только три наземных транспортных средства или полный перечень с

самолетом, кораблем, но только после объяснения, что

транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;

неправильный ответ = 0)

 Чем отличается старый человек от молодого? Какая между

ними разница?

(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит,

часто болеет и т.д.) = 4;

одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он

курит …) = 0

 Почему люди занимаются спортом?

(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не

были толстыми и т.д.) = 4;

одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы

заработать деньги и т.д.) = 0)

 Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

(остальные должны работать за него (или другое выражение того,

что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;

он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;

неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От — 1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже

среднего, необходимо дополнительное обследование нервнопсихического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по математике.Тесты по литературному чтению 3класс

Тестирование обучающихся 3класса по математике...

Тест по окружающему миру (1 тест-1четверть 3 класс, 2тест- год 2 класс)

Тест создан для проверки знаний учащихся 3 класса за 1 четверть....

Тест по произведению Лии Гераскиной "В стране невыученных уроков"; Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей", Тест по произведению "Королевство кривых зеркал"

Дать возможность учителю узнать насколько внимательно учащиеся работают с книгой, внимательно читают, понимают прочитанное....

Тест по математике (2 класс), тест по окружающему миру (2 класс)

Данные  тесты   можно использовать как промежуточную контрольную работу....

Итоговый контрольный тест по окружающему миру за 3 класс. Результаты оценивания теста в баллах.

УМК "Школа России" Итоговый контрольный тест по предмету "Окружающий мир" за курс третьего класса.. Данный тест охватывает все основные темы курса "Окружающий мир" для 3-го класса. Задания 1-10 позвол...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...

Тест по теме "Земля и человечество" и итоговый тест за 2 четверть

Тест по теме "Земля и человечество" окружающий мир 4 классИтоговый тест за 2 четверть по окружаещему миру....