Классный час "Дети Блокадного Ленинграда"
классный час

Напалкова Светлана Олеговна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_blokadnogo_leningrada.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 классного часа

«Дети блокадного Ленинграда»

Составили студентки 321 группы

Напалкова Светлана

МАОУ СОШ № 18, класс 2б каб.

Дата проведения занятия: 11.02.2020

Смена2, Номер урока 1

Начало урока 16:10

ФИО учителя школы:

Елфимова Анастасия Генадьевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Тютюнник Валентина Николаевна

Допущена к проведению кл.часа:

____________________, дата 11.02.2020

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                      ___________________   дата 11.12.2020

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель занятия:  воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада, «дорога жизни»;
  2. Развить интерес детей к истории своей страны в годы Великой Отечественной войны
  3. Воспитать патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ
  4. Познакомить учащихся с трагическими фактами из жизни детей блокадного Ленинграда.
  5. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне

Ход классного часа

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вступительная часть

(орг. момент, постановка проблемы, формулировка целей и задач)

- Здравствуйте, садитесь.
- Посмотрите на слайд. Красивый исторический город на реке Неве. Как думаете что это за город?

- Обратите внимание, сколько красивых зданий, памятников, великолепные мосты.

- Санкт-Петербург - это современное название. А какое название носил этот город 29 лет назад? Как думаете в честь кого так назвали город?

- Ленинград получил такое название в честь Владимира Ильича Ленина – бывшего главы государства.

- А теперь взгляните, как выглядел этот город 75 лет назад.

- (звук сирены) 22 июня 1941 года в 4 часа утра немецкие войска вторглись на территорию нашей страны, не жалея ни детей, ни стариков, ни женщин.

- Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Война – это беда, которая несёт горе, слёзы, разруху, смерть. Люди погибали в боях с врагом, умирали во вражеском плену,  теряли сознание от  голода и истощения, стоя у станков на заводах. Патроны, мины, пушки, танки, самолёты  - всё для фронта, всё для победы.

Дети Ленинграда, 
Жертвы злой войны.
Хваткою блокады 
На смерть обречены! 
Хлеба не хватало 
Так же, как тепла. 
Сколько бомб упало, 
Разрушило дома. 
Люди не сдавались! 
Из последних сил 
С бедами сражались, 
Враг их не сломил!

- Ребята, вы сейчас послушали стихотворение. О чем оно?

-Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?  

- Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие  это страшные слова. Понятия дети и война несовместимы! Юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Сегодня наш классный час посвящен маленьким героям блокадного Ленинграда.

Здравствуйте

Не знаем/Санкт – Петербург

Ленинград, в честь Ленина

Про детей, которые воевали

Дети войны/ Дети на войне

Основная часть

(актуализация знаний, применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе деятельности)

- Как вы понимаете слово «блокада»?

- Блокада - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связи с внешним миром

- Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли.

- В городе проживало большое количество людей, работали заводы, а также город имел выход к морю, поэтому там был сосредоточен морской и торговый флот. Немецкие войска решили оградить город от внешнего мира.

- 8 сентября 1941 года  замкнулось блокадное кольцо. Наступили страшные блокадные дни.. Их было 900… Это почти 2,5 года. Город был окружен немецкими войсками. В город нельзя было въехать – выехать, зайти – выйти. Враг не давал вывозить из города детей, больных. Людям приходилось выживать без света, без отопления, без воды и еды.  Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Все встали на защиту города.

- В Ленинграде помимо взрослых оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище...

- Ребят, а вам интересно узнать, как же жили эти 900 дней дети, ваши сверстники?

- Много людей погибло от голода, человек мог просто идти и упасть от истощения. Запасов еды с каждым днём становилось всё меньше.  В городе ввели продовольственные карточки. По этим карточкам каждому человеку полагался: хлеб, сахар и крупа (на слайде представлена карточка).

- На ребёнка выделяли по 125 грамм хлеба в сутки. Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из соды, отрубей, целлюлозы. Также выдавали 10 грамм сахара и 200 грамм крупы.

- (показываем хлеб) Посмотрите, это норма хлеба, пшённой крупы и сахара на один день.  Вы бы наелись?

- Ленинград стоял на реке Нева, как думаете, чем еще могли питаться люди?

- Правильно, рыбой. В Санкт–Петербурге даже есть памятник рыбе «колюшке».

- Её вылавливали сачками, так как она была очень маленькая – 4 сантиметра. Рыбу крутили на мясорубке несколько раз, и делали котлеты, паштеты, варили уху. Лакомством для детей был хлеб, обжаренный на рыбьем жире.

- Еще одно «блюдо» - мучной клей. Раньше клей делали из муки. Муку смешивали с водой, и получалась клейкая масса, с помощью которой клеили обои, бумагу до войны. А во время войны клей сдирали и варили «суп».  

- Посмотрите на изображение. Этот рисунок нарисовал ребенок во время блокады. Что на нем показано?

- Правильно. Детям приходилось носить воду прямо с реки. Воду брали из Невы, Фонтанки и других рек Ленинграда. Мужчины воевали на фронте, женщины работали в больницах, рыли окопы, занимались поиском еды, воспитывали маленьких детей.  

- Представьте, обессиленному голодному  ребенку нужно было донести ведро воды до дому. Это было очень сложно. Они пытались носить большими ведрами, чтобы так часто не приходилось ходить к реке. Дети преодолевали такой тяжелый путь почти каждый день.

- Ребята,  предлагаю вам небольшую физкультминутку, давайте представим, что нам очень холодно. Потрём ладонями одна о другую, пошевелим пальцами рук и ног, тихонько попрыгаем на месте. Согрелись? Присаживаемся на свои места. 

- Мы уже узнали, что дети ели, пили. 

- Ребят, давайте подумаем, чем занимались дети в блокадное время? Чем они могли помогать взрослым?

- Давайте посмотрим на фотографии и попробуем понять, что делали дети во время блокады.

- (показываем фотографию) На фотографии дети рубят дрова и помогают их относить в дом.

-(показываем фотографию) Что делают девочки на этой фотографии?

- Правильно, вы только представьте дети вашего возраста уже вставали к заводским станкам, делали детали для пулеметов, автоматов.

- (Показываем фотографию)  А чем здесь занимаются дети?

- Верно, детям приходилось работать в поле, которое было прямо на улицах города. Дети сеяли семена, ухаживали за ростками, а затем собирали урожай, который после спасал их от голода.

- (показываем фотографию) Давайте подумаем, что изображено на фотографии?

- Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирались в палатах, кормили тяжелораненных. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали дрова для госпиталя.

- (показываем фотографию) Что делают ребята на этой фотографии?

- Правильно, мальчишки и девчонки пели песни рабочим, читали им стихи, разыгрывали какие-нибудь сценки, чтобы поднять настроение взрослым.

- (показываем фотографию) Что делают мальчики на фотографии?

- Дети помогают взрослым тушить пожары, возникшие от бомбардировки.

- (показываем фотографию) А что вы видите здесь?

- Ребята, не смотря на суровое время, дети работали и учились под взрывы бомб.  Голодные дети сидели в холодных классах, мел падал из застывших рук, но дети не сдавались. Дети учились читать и писать. Так как в городе не было бумаги – дети писали на газетах между строк.

- Давайте обобщим, чем же дети помогали взрослым?

- (показываем фотографию) Ребята, как вы думаете, что изображено на детском рисунке?

- Все правильно. На рисунке показана «Дорога жизни», которая спасла многих Ленинградцев от голодной смерти. Когда враги окружили Ленинград со всем сторон, добраться к городу можно было только через Ладожское озеро. Летом по озеру переправляли груз кораблям, а зимой шоферы вели свои машины по льду с открытыми дверьми. Как вы уже видели на рисунке не все машины доезжали до Ленинграда. Фашисты бомбили «дорогу жизни», многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных поездок. Люди рисковали своей жизнью, ради спасения целого города.

- Одним из символов трагедии Ленинграда стал дневник Тани Савичевой (показываем видео).

- Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой.  Об этой девочке  знает каждый житель Санкт – Петербурга.  

- Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

- При первой же возможности Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но девочка была очень истощена и больна и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник

- 27 января 1944 года - спустя 900 тяжелых для ленинградцев дней русская армия смогла снять блокаду. В этот день Москва разрешила Ленинграду произвести салют в ознаменование окончательного снятия блокады.

- Сколько прошло лет с полного снятия блокады в Ленинграде?

- Прошло уже 76 лет, но до сих пор с болью в сердце вспоминают о том страшном времени те, кто смог пережить этот ужас.

- Мы должны преклониться перед стойкостью и мужеством людей войны, помнить о том, какой ценой завоёвано наше счастье и мирное небо над головой.

Когда город окружен врагами

Да

Нет

Рыбой

Как ребенок несет воду

Выполняют физминутку

Рубят дрова, носят их

Делают оружие и патроны

Работают в земле, сажают что-то

Помогали раненным

Играют на музыкальном инструменте

Помогают тушить пожары

Дети учатся, пишут что-то

Машины тонут, проваливаются под лед

76 лет

Заключительная часть

- Что нового вы узнали с сегодняшнего занятия?
- Какой вывод вы для себя сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час, посвященный годовщине снятия фашистской блокадыЦель: формирование патриотизма, системы духовно-нравственных ценностей...

Классный час. "Блокадный Ленинград"

Данный классный час был проведен  с целью создания условий для формирования чувства гордости за свою Родину, чувства ответственности и благодарности, расширить кругозор детей о блокадном Лен...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час "Блокадный Ленинград" посвящен дате снятия блокады города Ленинграда. Материал классного часа показывает как тяжело приходилось лоенинградцам , а особенно  детям, выживать ...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Разраьотка классного часа для детей о Блокадном Ленинграде.К 75-летию Победы....

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...