Внеурочная деятельность по окружающему миру "Моя малая Родина"
план-конспект занятия (4 класс)

Напалкова Светлана Олеговна

Моя малая Родина 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina_4_klass_okr._mir.docx367.82 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Внеурочного занятия по окружающему миру

«Моя малая Родина»

Составила студентка 331 группы

Напалкова Светлана Олеговна

МАОУ СОШ №  класс каб.

Дата проведения занятия: 22.09.20.

Смена  Номер урока

Начало урока: .

ФИО преподавателя-методиста:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                   _____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель урока: расширить знания учащихся о символах РК, животном и растительном мире РК.

Задачи

Личностные:

Формировать чувство сопричастности к своей Родине и бережное отношение к ней.

Предметные:

1)Вспомнить символы, животный  и растительный мир РК.

Метапредметные:

Регулятивные:

1)Уметь формулировать тему и задачи урока.

2)Настраивать себя на продуктивную работу.

3)Уметь регулировать свою собственную деятельность.

4)Уметь проводить рефлексию собственной деятельности

5) Уметь оценивать свои знания на основе успешности учебной деятельности.

Познавательные:

1) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3) Группировать и классифицировать изучаемые объекты.

4) Оценивать результаты, анализировать работу.

5) Систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое.

6) Совершенствовать смысловое чтение.

Коммуникативные:

1) Уметь излагать свои мысли в устной форме.

2) Уметь слушать и понимать речь других.

              3) Уметь аргументировать свое мнение.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Светлана Олеговна , и сегодня я проведу у Вас внеурочное занятие по окружающему миру.

-А перед началом нашего занятие, я прочитаю вам стихотворение, внимательно слушаем, о чем оно.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

-Давайте на нашем занятии мы будем работать усердно, стараться и внимательно слушать.

- Здравствуйте.

Готовятся к уроку

 Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Раскрытие темы.

На множествах верст до большого Урала

Раскинулась ты, дорогая моя

Нет краше тебя

Ты родною мне стала

Родная, любимая, Коми Земля!

Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?

Да, сегодня мы поговорим о нашей малой Родине, о нашей Республике Коми

Каждый человек любит то место, где он родился и вырос, где он живет. Несмотря на суровость, наш край по-своему красивый в любое время года. Для нас с вами самым дорогим является Республика Коми, и наша встреча посвящена ей – любимой республике.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Республике Коми.

Сейчас я раздам вам на парту маршрутный лист на котором прописаны все станции, которые мы с вами посетим.

О родном крае, о Республике Коми.

Личностные: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции, испытывают чувство сопричастности к своей Родине.

Ход урока.

1 станция «Знайкино»

Ребята, где находится наша Республика? (Северо-запад России)

Я думаю, вы знаете, что у каждого субъекта Российской Федерации есть символы государственности. Назовите эти символы.

Флаг:

Ребята, что такое флаг? (Государственный символ, полотнище определенного цвета и размера)

Какие цвета и в какой последовательности расположены на флаге РК? Что означает каждый из цветов? (синий, зеленый, белый)

Синий цвет является символом небесного начала и бескрайности северных просторов. Зелёный цвет обозначает основное богатство Республики Коми – необъятные таежные массивы. Белая полоса флага, воплотила белизну и чистоту снега, суровую красоту северной природы, символизирует принадлежность республики к Северу.

А теперь мы проверим, как вы внимательно меня слушали. У каждого из вас на парте лежит шаблон флага, ваша задача разукрасить его в правильной последовательности.

 Картинки по запросу шаблон флага россии

А теперь давайте проверим. (Демонстрация изображения флага РК на слайде)

Герб:

Что такое герб? (Это отличительный знак государства, республики, города).

Что изображено на гербе Республики Коми? 

На гербе Республики Коми на красном щите изображена золотая хищная птица; на груди птицы помещён лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.

Что символизирует птица на нашем гербе?

Что символизирует лик женщины?

Все верно, ребята, лик женщины связан с образом Зарни Ань, в переводе с коми языка – Золотой женщины, жизнедарующей солнечной богини.

А что символизирует образ лося?

Верно, образ лося символизирует силу, благородство и красоту.

(Демонстрируется изображение герба РК на слайде)

 

Гимн:

Что такое Гимн? (Это главная торжественная песня страны)

А что такое Гимн РК? (Это торжественная песня Республики Коми.)

Ребята, кто является автором слов и музыки Государственного Гимна Республики Коми? 
Виктор Савин – коми поэт, основоположник коми литературы, общественный деятель, он является автором слов и музыки.(на слайде портрет Савина)

 Картинки по запросу виктор савин

 Мелодия Виктора Савина звучит современно потому, что обработку музыки сделал известный коми-композитор.

А вы знаете, как зовут этого композитора? ( Михаил Герцман) Картинки по запросу михаил герцман

Сейчас прозвучит Гимн, как нужно его слушать? (Стоя.)

Встанем и внимательно прослушаем. Подумайте, о чем поется в гимне?

(Звучит гимн РК) (Читаем перевод гимна)
Север, наш родимый край,
Глубоки твои снега,
Холодны твои ветра,
Высока твоя тайга!

Нас несут через века
Соколиные крыла.
Коми край, твоя судьба
Благодатна и светла!

-О чем же поется в гимне РК?

В Гимне поется об удивительной красоте Республики Коми, о невиданных широких просторах, о душевной доброте и сердечности северян.

Отвечают на поставленные вопросы

- На Северо-западе страны

-Флаг, греб, гимн

Отвечают на вопросы

- Полотно с определенной расцветкой

- Синий, зеленый, белый.

-Синий - небо, зеленый-леса, белый - снег

Внимательно слушают

Разукрашивают.

Отвечают на поставленные вопросы

-Опознавательный знак

- Птица, орел.

Птица является символом солнца.

Лик женщины связан с образом Зарни Ань

 

Образ лося символизирует силу, благородство и красоту

Отвечают на вопрос

-Песня страны

-Песня РК

-Возможно, затрудняются ответить


-Возможно, затрудняются ответить

-Стоя

В Гимне поется об удивительной красоте Республики Коми, о невиданных широких просторах, о душевной доброте и сердечности северян.

Личностные: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции, испытывают чувство сопричастности к своей Родине.

Коммуникативные: воспринимают текст, активно взаимодействуют с учителем.

Познавательные:

Осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для осознания темы внеурочного занятия. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Воспринимают текст Гимна.

Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания». Проявляют эмоционально-ценностное отношение к Родине, искусству РК.

2 станция: «Города»

- А вы знаете, сколько городов в Республике Коми? Перечислите их.

-У нас в Коми всего 10 городов. Давайте перечислим их: Сыктывкар, Воркута, Ухта, Печора, Усинск, Сосногорск, Инта, Емва, Вуктыл, Микунь. И у каждого города есть свой Герб. (Демонстрация на слайде)

А теперь давайте обозначим их. У каждого из вас на парте лежит карта. Давайте подпишем наши города.

Первый город, который мы обозначим на карте, расположен на севере Республики Коми. Он находится в зоне распространения вечной мерзлоты. Это?  (Воркута)

Второй город – Этот город в военное время снабжал углем Ленинград и Москву. Как вы думаете, что это за город? (Инта). Обозначают вместе на карте.

Третий город – Этот город расположен на северо-востоке Республики Коми в Предуралье, в бассейне средней Печоры и её правого притока реки Уса. (Усинск).

Четвертый город - небольшой город республики Коми, расположенный реке Печоре.(Печора).

Пятый город – Этот город родина первой российской нефти. Небольшой город в Республике Коми, расположенный на реке Ухте. (Ухта).

Шестой город - небольшой город в республике Коми, расположенный на берегу реки Ижмы. (Сосногорск)

Седьмой город - расположен на востоке Республики Коми и граничит с территориями Печорского, Троицко-Печорского, Сосногорского районов Республики Коми. (Вуктыл)

Восьмой город – этот город находится в Усть-Вымском районе нашей республики. (Микунь).

Девятый город - небольшой город Республике Коми, расположенный на берегу реки Вымь.(Емва).

Десятый город – этот город является столицей Республики Коми. (Сыктывкар)

- 5,7,10:Сыктывкар, Воркута, Печора, Инта, Ухта…

- 7,12,20.

-Воркута.

-Инта.

-Усинск.

-Печора.

-Ухта.

-Сосногорск.

-Вуктыл.

-Микунь.

-Емва.

- Сыктывкар.

Познавательные: вспоминают ответы на вопросы, опираясь на знания из других предметов и жизни

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Формируют чувство сопричастности к своей Малой Родине.

3 станция: «Памятные места»

Ребята, какие памятные места у нас есть в Республике Коми?

Верно, ребята, на территории Коми расположены заповедники, национальный парки. Как они называются?

Да, действительно, это Печоро-Илычский заповедник и национальный парк ЮгыдВа. (Демонстрация на слайде)

У каждого из вас на парте лежит карточка под №1. Ваша задача в парах из слов составить определение. Что такое заповедник - ( проверяют на слайде)

Что вы знаете о Печоро-Илычском заповеднике?

Печоро-Илычский государственный природный заповедник расположен на западном склоне Уральских гор в Республике Коми. Он является одним из наиболее старых природных заповедников России. Именно там находятся столбы выветривания Маньпупунёр, которые считаются одним из семи чудес России.

На парте у вас лежит еще одна карточка под №2. . Ваша задача в парах из слов составить определение. Что такое национальный парк - ( проверяют на слайде)

А что вы знаете о нац.парке «Югыд Ва»?

Национальный парк «Югыд Ва»  переводится  как «светлая вода». Он расположен на Северном и Приполярном Урале на юго-востоке Республики Коми. На юге национальный парк «Югыд Ва» граничит с Печоро-Илычским заповедником. И он является самой  большой особо охраняемой природной территорией в России.

Предлагаю посмотреть короткий видеоролики о Печоро-Илычский заповеднике и национальном парке Югыд Ва

-Какие впечатления у вас вызвали видеоролики?

-Хотели бы вы побывать в Печоро-Илычский заповеднике и национальном парке Югыд Ва? Почему?

-Достопримечательности, заповедники, национальные парки.

- Печоро-Илычский заповедник и нац. Парк Югыд Ва

Составляют определение.

Известен своими столбами выветривания.

Просмотр видеороликов

Отвечают на вопросы

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

Регулятивные: открыто принимают учебные задания, осмысливают и оценивают свою деятельность.

Коммуникативные: высказывают вою точку зрения

4 станция «Быт Коми»

-Как вы думаете, чем занимались коми люди?

Древнейшими занятиями коми-зырян были охота и рыболовство. Охотились нередко на расстоянии сотен километров от дома.

Что же помогало охотнику передвигаться на такие далекие расстояния?

Действительно, зимой самым надежным средством передвижения были лыжи. Известны коми-лыжи двух типов: обшитые камусом – шкурой с ног лося или оленя – лызь – и голицы, лямпы. Брали с собой охотничий посох – койбедь, верхний конец которого представлял собой лопатку, а нижний – железный копьевидный наконечник.

Развитым было и животноводство. Считается, что коми разводили скот ещё во 2 тысячелетии до нашей эры (во всяком случае, об этом говорят современные археологические раскопки). В домашнем хозяйстве держали овец и лошадей, а также крупный рогатый скот. Полученные с животных блага (шерсть, молоко, мясо и т.п.) не продавали, а использовали в своих нуждах.

5 станция «Животные»

-Что вы видите на слайде? Ваша задача сгруппировать этих животных.

Подсказка: выберите животных, которые обитают в РК.

Как вы думаете, какое самое большое животное?

(Если не догадаются:

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.)

Бурый медведь – крупный и сильный зверь. Перед наступлением зимы он заранее выбирает себе берлогу под корнями поваленных деревьев. Время от первых снегов до наступления весны он проводит в спячке.

А теперь, ребята, я проверю вас, как вы внимательно меня слушали. Я буду читать вам вопрос, а вы должны ответь на него «Да или Нет».

1)Зимой самым надежным средством для передвижения у коми- людей были лыжи? (Да)

2)Самый крупный и сильный зверь это белка? (Нет)

3)С момента первых снегов и до наступления весны медведь бродит по лесу? (Нет)

-Охотились, сажали картошку.

Лыжи.

Выполняют задания. Отвечают на вопросы.

-Медведь

-Да.

-Нет.

-Нет.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

Регулятивные: открыто принимают учебные задания, осмысливают и оценивают свою деятельность.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения. Выражают мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Познавательные: находят ответы на вопросы. Осуществляют анализ., классифицируют объекты.

6 станция «Растения»

Коми люди так же занимались земледелием. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.
На парте у вас у каждого лежит карточка под №3.

Ваша цель: переставить буквы и получить названия растений.

У и а н б з

Бузина

А а и л к н

Калина

О о п л т ь

Тополь

Я и а р б н

Рябина

Е ё а у м х р ч

Черемуха

И и е а т с в л н н ц 

Лиственница

Давайте проверим что же у вас получилось. (Сверяют со слайдом)

Итак, ребята, чем же мы занимались с вами на сегодняшнем занятии?

Что же нового вы сегодня узнали на уроке?

Выполняют задания

Отвечают на вопросы:

Путешествовали по РК.

(Ответы детей.)

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения. Выражают мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: открыто осмысливают свою деятельность на уроке. Ставят оценку.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности. Понимают успех и неуспех своей деятельности.

Рефлексия

 «Ромашка знаний»

-Теперь мы вспомним все, что прошли на занятии. Вам нужно на лепестках записать то, что нового узнали, или что было трудным, неинтересным.

 Потом по два человека выходите к доске и приклеиваете листики, читая записанное.

-На этом наше занятие закончилось. До свидания.

Записывают, прикрепляют.

Регулятивные: открыто осмысливают свою деятельность на уроке. Ставят оценку.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности. Понимают успех и неуспех своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село  - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....

Авторская программа внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина»

           Программа    внеурочной   деятельности   «Моя малая Родина » разработана для учащихся 1-4 классов. Структур...

Учебно - методический комплект по внеурочному занятию на тему: "Моя малая Родина" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по внеклассному мероприятию на тему: "Моя малая Родина" 1 класс (конспект + презентация)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая Родина»

Изучение курса «Моя малая Родина» в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине ч...

Конспект внеурочной деятельности по программе "Моя малая Родина" - Климат Челябинской области

Цель: формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения климата;-способствовать воспитанию чувства уважения, гордо...

Конспект по внеурочной деятельности по программе Моя малая Родина "Степная зона" (2 класс)

Цель: Формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения природных зон;-способствовать воспитанию чувства уваж...

Внеурочное занятие на тему: "Моя малая Родина"

Цель занятия уточнить и расширить знания  детей о Родине.Познакомить с происхождением  герба Мордовии. Закрепить знания детей о нашей стране. Формировать у детей понятие "малая Родина&q...